В продолжении темы с поиском могилы философа Тимофея Бондарева в селе Бондарево (Бейский район, Хакасия) в редакцию 19rusinfo.ru обратился уроженец республики Владимир Кыштымов.
Что не так с могилой страстного искателя правды в Хакасии
Рассказываем, какая обида привела его в офис информагентства.
Для начала немного истории.
Тимофей Михайлович Бондарев, крепостной крестьянин Донской области, родился в 1820 году. В 37 лет за конфликт с барином Бондарева отдали в солдаты, он служил на Кавказе и даже стал священником, но за переход в секту субботников был сослан в Минусинский уезд Енисейской губернии — ныне территория Республики Хакасия.
В ссылке Бондарев и написал свое сочинение “Трудолюбие и тунеядство”, в котором настаивал, что земледельческий «хлебный труд» должен быть признан основным законом жизни, что всякий человек должен понимать обязательность «хлебного труда» и в сознании этой обязательности должны быть воспитаны люди.
За пять лет до смерти Бондарев стал готовить себе могилу: посадил 4 тополя, обнес квадрат земли столбиками и установил оградку из лиственницы. На могильных плитах он несколько лет выбивал послания для потомков
«Я к вам не приду, а вы ко мне придете», - одна из фраз, высеченных в камне. Всего было нанесено 5674 знаков.
Плиты, чтобы они не упали, сын Бондарева вкопал примерно на метр в землю.
В советское время могила философа пришла в упадок — следить за ней было некому, раскулаченный сын Бондарева Иуда умер по дороге в ссылку.
Село Иудино переименовали в Бондарево. Могильные плиты пропали.
И лишь в 1940 году сотрудниками Минусинского музея были произведены раскопки в предполагаемом месте захоронения, где были обнаружены обломки тех самых могильных плит, на которых Бондарев набивал послание потомкам. Это были те обломки, что были закопаны в землю на метр — от того и сохранились.
В 1957 в центре села Иудино местные жители поставили памятник с надписью: «Тимофей Михайлович Бондарев (1820-1898). Писатель – борец за счастье крестьянства Сибири, первый учитель крестьянских детей».
Местные жители помнят основателя села, знают, как много он сделал для крестьянских ребятишек. Много значит Бондарев и его наследие и для уроженца Хакасии, 80-летнего Владимира Кыштымов, чье детство прошло в Бондарево. Пенсионер с 70-х годов живет в Рязанской области. Но никогда не забывал свою малую родину.
30 августа 2014 года на встрече выпускников Бондаревской школы краевед Юрий Махно обмолвился, что памятник установлен на предполагаемом месте могилы Бондарева, а настоящая могила находится в стороне.
И Кыштымов после выхода на пенсию сделал целью своей жизни — найти могилу Бондарева. Исследователь-энтузиаст уверен: памятник стоит не на могиле; захоронение Тимофея Михайловича в 30 метрах от того места, к которому приносят цветы.
С трудом, но Кыштымов все же смог добиться разрешения у главы Бейского района Иннокентия Стряпкова провести работы в том месте, где растут тополя (из-за близкого соседства между собой они срослись, и деревьев, посаженных Бондаревым, стало 3).
Это не раскопки как таковые, а всего лишь снятие верхнего слоя почвы в 50 см для того, чтобы, во-первых, обозначить четкое место захоронения, во-вторых, если повезет — найти те самые обломки плит, вкопанных в землю на метр. Единственное ограничение, которое установил Стряпков — работы должны вестись в выходные дни. Дело в том, что на месте захоронения сейчас находится территории детского сада, и в будни там полно ребятишек.
Кыштымов согласился, нашел археологов и своих одноклассников, поддерживающих его в этом деле, вызвонил руководителя Государственной инспекции по охране Дмитрия Левченко, но тот отказался:
«Госслужащие должны в субботу и воскресенье отдыхать», - важно заявил он.
Совершенно свинское отношение молодого чиновника к пожилому человеку, который, между прочим, не преследует никаких личных интересов. Господин Левченко, у вас всего 40 с небольшим объектов охраны культурного наследия, и даже не все из них можете привести в порядок. В метре от заборчика могилы Бондарева уже пару лет как валяется засохший тополь. Что-то Госохранинспекция не спешит его убрать.
После этого Кыштымов (повторимся, он приехал в Хакасию из Рязанской области) договорился, чтобы Госохранинспекция посетила Бондарево в рабочие дни. Но тогда уже не смог приехать археолог.
Когда Левченко соизволил прибыть, Кыштымова, который смиренно сидел в администрации (и глава села это видела) и ждал высокого гостя, даже не окликнули и не предложили проследовать за ними. Делегация просто втихаря ушла на бондаревскую могилу.
Пенсионеру ничего не оставалось, как одному пойти к нужному месту. Там возле памятника собрались человек 10, которые заявили Кыштымову: если у вас есть деньги, лучше купите детскому саду игрушек, а то у них нет (как это нет?! А куда делись? - прим.ред). Или детскую площадку здесь сделайте.
Но откуда у простого пенсионера средства. Он лишь собирал с миру по нитке на услуги по исследованию георадаром, чтобы подтвердить, в каком месте есть захоронение легендарного философа-самоучки.
Ничего толком не поняв, «заряженные» заранее люди стали предъявлять мужчине претензии, мол, не надо ничего трогать, раскопки здесь вести нельзя.
«Я говорил, что никаких раскопок не будет. Мы бы установили 4 колышка, сделали смету и обратились в Министерство культуры России, чтобы получить грант на 2023 или 2024 год и установить памятник. Люди ошиблись в 1985 году, и люди же должны эту ошибку исправить», - уверен Кыштымов. Речь идет о том, что в 1932 году в Иудино строилась школа и есть данные, что директор дал указание — привезти для строительства фундамента школы все надгробные плиты с не действующего кладбища села. И в строительном бетоне были безвозвратно замурованы те легендарные плиты с высеченным посланием потомкам.
Настойчивый искатель намерен продолжать свое дело, пока есть силы.
«Я сегодня утром разговаривал с заместителем главы республики Татьяной Курбатовой, она сказала, что все проработают и мне помогут. С этой надеждой от Курбатовой я уезжаю спокойный», - говорит Владимир Васильевич.
Комментарии