Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "А. П. Лекаренко – исследователь традиционного костюма хакасов".
Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.
Имя красноярского художника Андрей Прокофьевич Лекаренко было хорошо известно в 1950-1980-е годы в российском изобразительном искусстве. Наиболее сильной стороной его творчества стал пейзаж. В 1946 году художник создал целый ряд блестящих монументальных полотен, повествующих о суровой красоте и мощи сибирской природы, которые были созданы после длительной поездки Лекаренко в Саяны. Величественная сибирская природа предстала на холстах «Кедры и дали», «Анжинское Белогорье. Восточные Саяны», «Буйбинский перевал. Усинский тракт», «Хвойная тайга», «Весна в Белогорье. Восточные Саяны».
Появляясь на художественный выставках, эти холсты сразу же привлекали внимание критиков и многочисленных почитателей яркого таланта Лекаренко. И можно сказать, что полотна его Саянской серии внесли большой вклад в развитие сибирского пейзажа, а Лекаренко первый из сибирских художников показал красоту Восточного и Западного Саяна. Немало работал Лекаренко и в портретном жанре. Особый интерес представляют натурные этнографические зарисовки северян, выполненные художником в 1926 году: «Нганасан Мунто», «Нганасан Сундампте», «Силкин ненец», «Нганасан Ептудуси», «Нганасан в сакуе», «Мальчик-ненец Семён» и др.
Но в своей статье мне бы хотелось осветить ранний период творчества этого известного мастера и рассказать о его поездке в 1925 году вместе художником А. В. Вощакиным в Хакасию.
Родился Андрей Прокофьевич 2 ноября 1895 года в Благовещенске, но уже в возрасте одного года его отец, уроженец деревни Творог, что находится под Красноярском, после окончания срока воинской службы на Дальнем Востоке переехал в родные места. Отец работал рабочим в Красноярских железнодорожных мастерских и с детских лет приучил Лекаренко к труду, дисциплине и ответственности в порученных делах, что помогло ему в дальнейшей творческой работе.
В 1910-1912-х годах Лекаренко учился в Красноярской рисовальной школе у Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. Рисовальная школа была открыта в Красноярске в 1910 году по инициативе художника В. И. Сурикова и архитектора Л. А. Чернышова в помещении купеческого общества. Д. И. Каратанов был постоянным ведущим преподавателем этой школы, где впоследствии получили первоначальное художественное образование такие известные в будущем художники, как А. П. Лекаренко, Г. Д. Лавров, А. Ф. Ефремов, А. В. Вощакин и др. В школе Лекаренко подружился с А. В. Вощакиным, который учился классом старше его. Общность взглядов на изобразительное искусство сделало их друзьями и вела их вместе долгие годы.
За три года, проведенных в Красноярской рисовальной школе у юного Лекаренко окреп интерес к искусству и созрело решение стать художником-профессионалом.
В 1912 году Лекаренко уезжает в Санкт-Петербург и поступает в рисовальную школу при «Императорском Обществе поощрения художеств». В школе у него преподавали такие известные художники, как Н. К. Рерих, А. Рылов и И. Билибин, оказавшие в той или иной мере влияние на воспитание вкуса и мастерства молодого художника. Лекаренко с благодарностью вспоминал своего учителя Н. К. Рериха потом всю жизнь. От Рериха он унаследовал любовь к гуаши и темпере, к их матовой поверхности и впоследствии в своем творчестве он время от времени обращается к этой технике.
При «Императорском Обществе поощрения художеств» имелись рисовальная школа с мастерскими и музей с библиотекой. В рисовальной школе сначала учили только черчению, рисованию и лепке. Целью открытия школы была подготовка мастеров для художественной промышленности из рабочей среды, преподавателей для небольшие частных художественных школ и рисовальных классов при промышленных предприятиях. Приём учеников производился круглый год. Обучение было бесплатным. Но в декабре 1857 года из ведомства Министерства финансов школа была передана в «Общество поощрения художеств» и обучение стало платным, но самых способных учеников со временем стали освобождать от платы и давать им стипендии.
В 1906 году директором рисовальной школы стал Н. К. Рерих, который создал художественно-промышленные мастерские: рукодельную и ткацкую (1908), иконописную (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др. Историю искусств был приглашён читать С. К. Маковский. По приглашению Н. К. Рериха в школе преподавали И. Я. Билибин, А. И. Вахрамеев, К. Х. Вроблевский, Д. Н. Кардовский, А. А. Рылов и А. В. Щусев.
В 1916 году Лекаренко проходит все обязательные классы в рисовальной школе и возвращается в Красноярск. Поступать в Академию художеств смысла не было. Шла Первая мировая война, Лекаренко готовился к призыву на действительную воинскую службу. Но по состоянию здоровья его освободили от этой обязанности. Потянуло в родные места в Сибирь.
В 1916 году начинается педагогическая работа Лекаренко, он преподает рисование во втором городском училище Канска и работает инструктором ИЗО при Канском уездном отделе народного образования.
В 1916 году Лекаренко впервые принимает участие в художественной выставке в Красноярске. 23 февраля 1916 года в Красноярске в зале Общественного собрания была открыта первая Сибирская передвижная выставка картин и скульптур, где было представлено 276 произведений. Организатором выставки выступил Красноярский отдел «Сибирского общества для подачи помощи раненым воинам». На выставке были представлены работы художников Алтая, Красноярска и Иркутска.
В выставке приняли участие 20 художников, которые разделились на две группы. Первая группа – это те, кто прошел академическую школу и работал под руководством известных художников, таких как Куинджи и др. Здесь, кроме картин всем известного сибирского художника Г. И. Гуркина, выделялись картины Д. И. Каратанова, С. Сергеева, А. В. Овчинникова, Н. В. Ладейщикова и К. И. Померанца.
Вторая группа участников выставки – это художники-любители, достигшие значительного успеха исключительно своему таланту. В этой группе особого внимания заслуживали картины А. Г. Попова и А. Ф. Ефремова, В. К. Золотухина, А. П. Лекаренко, А. Н. Борисова, а также начинающих художников М. В. Летунова, Е. Р. Шнейдера и др.
Исследователь Т. И. Мирошникова писала о выставке следующее:
«Устроители выставки установили входную плату для публики 50 коп., для нижних чинов 25 коп. При существующей повсеместной дороговизне для многих красноярцев, как и для нижних чинов, эта плата оказалась непосильной. Поэтому не все желающие смогли посетить выставку, которая работала до 8 марта. И все-таки это событие имело большое значение для культурной жизни Красноярска: посетители выставки благодарили ее организаторов за возможность познакомиться с творчеством сибирских художников, а сами художники получили возможность не только показать свои картины широкой публике, но и пообщаться с коллегами, обменяться опытом, помочь советом начинающим художникам».
А газета «Сибирская мысль» так оценила выставку:
«Явление это для Сибири и, в частности, для Красноярска, новое и, прежде всего – положительное. На этой выставке, правда, нет сезонных новшеств наших столиц и больших городов, но зато вы здесь видите Сибирь с ее дарами природы во всей ее суровости, угрюмости, но вместе с тем и в могучем величье».
В 1923 году после окончания Гражданской войны А. П. Лекаренко вместе с близким другом А.В. Вощакиным едет на учебу в Москву и поступает во ВХУТЕМАС (Высшие художественно технические мастерские) самое известное художественное учебное заведение послереволюционной России, где художник учится на графическом факультете, одновременно посещая занятия на живописном. Во ВХУТЕМАСЕ в те годы преподавали художники авангардисты - руководители мастерских, но были и видные мастера реалистического направления, среди них В. А. Фаворский. Его принципиальная и строго обоснованная художественная система образованияспособствовала укреплению правильной методики обучения искусству молодых художников. Живопись в мастерских преподавал известный художник П. П. Кончаловский.
В годы учебы в Москве во ВХУТЕМАСЕ у Вощакина и Лекаренко появилась идея объединить художников Сибири в единую организацию и создать Всесибирское художественное общество в городе Новониколаевске (Новосибирске). Известный сибирский искусствовед П. Муратов писал по данному поводу:
«Более продуманные идеи объединения работников изобразительных искусств Сибири выдвинули молодые красноярские художники, ученики Д. И. Каратанова А. Вощакин и А. Лекаренко. Они считали необходимым в первую очередь создать Всесибирское общество, в которое вошли бы художники, видящие свои идейно-творческие задачи в служении народу, в создании произведений, доступных массам по форме и содержанию, в популяризаторской деятельности членов общества. Правление общества, по их мнению, должно было находится в административном центре Сибири, т. е. в Новосибирске».
После обучения во ВХУТЕМАСе в 1925 году Андрей Лекаренко возвратился в Красноярск. К началу 1925 года в Красноярске сложился, наконец, устойчивый коллектив местных художников и в мае 1925 года состоялась художественная выставка, в которой приняли участие Д. Каратанов, А. Лекаренко, А. Вощакин, В. Петраков, И. Ляхов, А. Никулин, П. Пакшин, К. Поляшов и К. Вальдман.
Летом 1925 году Лекаренко вместе со своим другом А. В. Вощакиным впервые едет в Хакасию, полюбит этот удивительный край и в течение последующих лет, он приезжал сюда на этюды за творческим вдохновением. Художники посетили с. Аскиз, улусы Иресов, Верхний Аскиз, Апчинаев и Усть-Бай. Лекаренко были созданы восемь графических работ «Праздничная шуба» (1925), «Женская праздничная шуба» (1925) и др., которые в настоящее время хранятся в фондах Красноярского краеведческого музея.
Художник создает работы, связанные с традиционным свадебным костюмом женщины-свахи «худагай»: рисунки шубы «тон» и шубы «идектiг тон», платья «когонек» и шапки «тулгу пурек». В работах он любуется многообразием народной одежды женщины-хакаски и национальным колоритом. Этнографические зарисовки Лекаренко, сделанные во время поездки по Аскизскому району были, как правило, натурными. Довольно качественные по художественному уровню, они носили этнографический характер и имеют авторские комментарии. Однако точно воспроизводя национальный костюм, рисунки не остаются просто этнографическими зарисовками, в них отчетливо выражен интерес художника к жизни хакасского народа.
После поездки в Хакасию в 1925 году Андрей Лекаренко сразу же активно включается в творческую деятельность, много ездит по Красноярскому краю и Сибири. В 1926 году Лекаренко едет на Енисейский Север для участия в экспедиции по переписи населения. Поездка стала длительной и лишь в 1928 году художник возвращается в Красноярск. Во время поездки художник создал около 200 рисунков с предметами материальной культуры и орнаментами северных народов – нганасанов и ненцев, которые были представлены на этнографической выставке «Туруханский край» в Енисейске. И позднее были высоко отмечены институтом народов Крайнего Севера Академии наук СССР в Ленинграде.
В настоящее время работы художника А. П. Лекаренко хранятся в Красноярском художественном музея им. В. И. Сурикова и Красноярском краеведческом музее. Скончался Андрей Лекаренко в городе Красноярске и был похоронен на Бадалыкском кладбище 8 января 1978 года.
Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,
председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов
Хакасии Маина Чебодаева