10 июня в 11.00 в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова открывается выставочный проект «Эра Капели», посвященный 85-летию со дня рождения художника, археолога, этнографа, поэта и путешественника Владимира Феофановича Капелько.
Владимир Феофанович талантлив во всем: его неординарный талант и безудержная фантазия проявлялись красками на холстах, стихами на бумаге, бесконечными путешествиями. Объединяло их одно – любовь ко всему живому и прекрасному, вечная связь человека и природы. В эти первозданные отношения человека и природы мастер стремился и сам: в нем так и не проснулась обычная человеческая потребность в бытовом комфорте, материальном благополучии, общественном мнении. Все это не имело никакого значения, ведь с самой юности Капелько мечтал об одном – все познать и увидеть своими глазами.
«География моих работ – это моя биография. Художник – зеркало, что увидел, то показал. Что внутри тебя, то и на холсте отразилось. Твое искреннее найдет своего зрителя. Люди очень разные, и каждому надо что-то», - писал о себе Капеля.
В 1973 г. художник и археолог Капелько изобрел метод, который теперь пользуются во всем мире для сохранения наследия древних художников – эстампажное копирование на микалентную бумагу, или «метод В. Ф. Капелько». При помощи этого метода были скопированы и сохранены для следующих поколений произведения древних художников на реках Мана, Абакан, Туба, Средний и Верхний Енисей. В настоящее время эти рисунки находятся в зоне затопления Красноярской ГЭС или полностью разрушены строительством.
Эра Антоновна Севастьянова - муза, единомышленник, преданная жена и верный соратник художника. Любовь и трепетное отношение к археологии она пронесла на протяжении всей жизни еще со времен учебы в Новосибирском государственном университете. С начала 1970-х гг. ее жизнь и деятельность тесно связаны с изучением и сохранением древней истории Хакасии. В 1975 г. вместе с Владимиром Феофановичем они выезжали на копирование гибнущих писаниц и петроглифов.
Благодаря подвижнической деятельности двух удивительно неравнодушных людей сегодня мы можем видеть копии потерянных навсегда оригинальных рисунков. Многие годы посетителей Хакасского музея удивляла экспозиция «Древнее искусство Хакасии», созданная ими совместно. В настоящем зале каменных изваяний также экспонируются его эстампажи:
«Чтобы удивиться – порадоваться наскальному искусству древних художников, 20 лет лазаю по скалам…, чтобы хоть в копиях сохранить древнюю картинную галерею».
В письмах жене, обстоятельных, с многочисленными зарисовками, он беспокоится о семье, где растет маленькая дочка, рассказывает о налаживаемом быте экспедиции, советуется, делится своими наблюдениями с профессионалом, каким является Эра Антоновна. В то же время – точное, живописное описание места, где проходят работы:
«А по утрам и в хмару за Тепсей облака цепляются, и он лохматый сверху и черный снизу. Живем то мы в узком логу на дне, с одной стороны гора, а по ней щетка камней до самого верху, а с другой косогор гладкий, крутой, заросший черемухой, которую клюют дрозды, скворцы и чабаны, вверх по логу вершина основных Оглахтов, а вниз в щелку лыва широкая и, как декорация, красавец – Тепсей».
Влияние личности художника на великое множество людей, его окружавших, измерить невозможно. Оно отразилось на творчество многих художников Минусинска, Красноярска и Хакасии. Всего в экспозиции представлено 50 живописных и графических полотен с пейзажами Хакасии, Тувы, северных районов Красноярского края, Монголии, более двадцати эскизов, около пятидесяти этюдов, созданных художником перед защитой диплома. Также можно увидеть около 10 автопортретов, которые являются неотъемлемой частью его творчества и самовыражения.
Среди работ - произведение минусинского художника Сергея Бондина «Абаканский рассвет с мексиканским богом из окна Капели» (1988 г.), совместная работа с Геннадием Горенским «Старый город Красноярск», полотна Эры Антоновны Севастьяновой. На выставке экспонируется инсталляция, которая украшала квартиру художника при его жизни и которую сохранила Эра Антоновна.
Работы художника Владимира Капелько хранятся в музеях и галереях различных городов России: Красноярске, Минусинске, Иркутске, Новосибирске, Москве, Астрахани, а также в частных коллекциях России, Германии, США, Польше, Италии. Владимир Феофанович Капелько был награждён медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы», за заслуги перед отечественной космонавтикой - медалью имени Ю. А. Гагарина (посмертно). Ему было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации» (2000).
Команда проекта благодарит за идею и поддержку Яна Львовича Логинова, издателя, коллекционера, путешественника, члена Российского Фотосоюза, директора издательского дома «Суриков» и Музея Сибирской фотографии.
Выставочный проект «Эра Капели» будет работать в ХНКМ имени Л. Р. Кызласова до конца лета. Возрастные ограничения: 12+.