Работа Пьера Пюже в собрании Хакасского национального краеведческого музея
Изображение предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru статьей "Работа Пьера Пюже «Портрет Людовика ХIV» в собрании Хакасского национального краеведческого музея".

Публикация будет интересна историкам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется историей Хакасии.

В собрании Хакасского национального краеведческого музея находится работа французского скульптора Пьера Пюже (1622-1694) «Портрет Людовика ХIV», переданная по завещанию известного ленинградского коллекционера И. Н. Карачаковой-Картиной после ее смерти в 1989 году. Данная скульптура имеет авторскую подпись на французском языке Пьер Пюже.

Работа Пьера Пюже в собрании Хакасского национального краеведческого музея

Занимаясь творческой работой, созданием портретов своих современников и земляков, И. Н. Карачакову, как скульптора и коллекционера интересовало собирание и приобретение зарубежной и русской скульптуры для своей коллекции. В разные годы в Ленинграде она приобрела работы таких известных мастеров, как А. Верроккьо, Дезидерио, А. Куазевокс, П. Пюже, Ф. Шубин, И. Мартос и др.

Особенно Карачакову интересовали произведения французских скульпторов и в частности работы одного из известных ваятелей II половины ХVII века Пьера Пюже. В этот период скульптура во Франции достигла значительного расцвета, в ней превалировали черты холодного рассудочного классицизма, которые сочетались с элементами барочного пафоса и декоративные формы пластики были связанны с архитектурой и садово-парковым искусством. Пьер Пюже занимает особое место в искусстве Франции XVII века, он занимается скульптурой, живописью и архитектурой. Художник стал ярким представителем искусства южной Франции, где в XVII веке находился культурный центр страны, сопоставимый по значению с ее столицей Парижем.

Пьер Пюже родился 31 октября 1622 года в Марселе. Его отец Симон Пюже был архитектором и скульптором, который занимался строительством кораблей и всячески поощрял склонность сына к искусству. В возрасте четырнадцати лет Пьер испытал свои силы как живописец и скульптор в украшении резьбой и раскраске деталей корабля - носа и кормы. Первоначально Пюже учился у морского архитектора и строителя галер и резчика Ж. Романа.

В 1640 – 1643-х годах Пьер Пюже жил в Италии, сначала во Флоренции, где он вырезал несколько декоративных панно, а затем отправился в Рим, где занимался преимущественно живописью под руководством известного художника Пьетро да Кортона. Под его влиянием он занялся живописью и помогал ему в росписи роскошных потолков Палаццо Барберини в Риме и Палаццо Питти во Флоренции.

В 1643 году Пюже возвратился во Францию и исполнил в Тулоне модель военного корабля «Королева» в честь королевы-матери Анны Австрийской и также занимался украшением резьбой по дереву других королевских галер. В 1643–1656-х годах Пюже работал в Марселе и Тулоне архитектором и скульптором в Арсенале.

Искусство резьбы по дереву открыло путь Пюже к монументальной скульптуре. В фигурах «Атлантах» (1656) поддерживающих балюстраду балкона ратуши в Тулоне, он создал трагические образы обреченных титанов, вступивших в борьбу с непреодолимой судьбой. Богато убранные раковины гермы, из которых выходят эти поясные фигуры атлантов, выполнены в традиции римского барокко. Эта работа принесла Пюже первый успех и популярность.

Работа Пьера Пюже в собрании Хакасского национального краеведческого музея

В 1659 году Пюже приехал в Париж, где становится известным при дворе короля Людовика XIV. Покровителем скульптора был самый богатый человек Франции – министр финансов Николя Фуке, который приглашает Пюже сделать скульптуру «Геркулеса, убивающего Лернейскую гидру» для парка в его дворце Во-ле-Виконт. По заказам министра финансов Фуке для его дворца также работали художник Шарль Лебрен и архитектор Ле Нотр. Фуке планировал создать садовую скульптуру Геркулеса из лучшего каррарского мрамора в Европе. Для этой цели он посылает Пюже в Италию выбрать каррарский мрамор для своих работ. Но чуть позже министр финансов Фуке был арестован и для Пюже его арест стал большой неожиданностью.

В 1660 году Пюже выехал в Италию выбрать мрамор для статуи «Галльского Геркулеса» (1660–1661). Данный образ Геркулеса в искусстве Франции этого времени символизировал короля Людовика XIV. В работе Пюже «Галльский Геркулес» мифологический герой отдыхает после того, как совершил свой первый подвиг – убил Немейского льва. Он сидит, опершись на свою дубину, завернутую в останки шкуры льва. Пюже было хорошо известно, что король Людовик XIV любил Геракла-Геркулеса как символ своих побед и апогей славы короля Людовика XIV в истории Франции пришелся на 1680-е годы. Слово «галльский» в данном случае должно было подчеркнуть французские корни данного символа.

В 1660 году Пюже поселился в Генуе, где прожил около 7 лет и создал нескольких живописных работ, мраморных групп религиозного назначения «Непорочное зачатие Марии» в Альберго де’Повери и «Святой Себастьян» в церкви Санта Мария ди Кариньяно (1661–1667). Святого Себастьяна скульптор исполнил в натуральную величину, умирающего и привязанного к дереву. Его красивое тело пронизано стрелами, но взор мечтательно обращен к небу. Пюже обнаруживает в этом произведении такое умение обработки мрамора резцом, каким в то время обладал только великий Бернини.

Работа Пьера Пюже в собрании Хакасского национального краеведческого музея

В 1667 году вернувшись на родину во Францию, Пюже по-прежнему жил в основном не в Париже, а в Марселе и Тулоне, поскольку его суровый стиль не находил должного понимания при королевском дворе. В 1667 году мы снова находим Пюже корабельным мастером в Тулонском Арсенале, но в 1671 году министр финансов Кольбер по просьбе короля Людовика XIV заказал ему две мраморных скульптуры «Милон Кротонский» и «Персей и Андромеда» для Версальского парка, на которых впереди ожидала мировая слава.

В работе «Милон Кротонский» (1682) скульптор обратился к сюжету из древнегреческой истории, когда гуляя по лесу, атлет Милон увидел дуб, в который был вбит клин. Ему удалось его выбить, но рука оказалась зажатой в стволе дерева. Так, неспособный к защите, Милон стал легкой добычей льва.

Работа Пьера Пюже в собрании Хакасского национального краеведческого музея

Ваятель создал образ атлета Милона Кротонского, растерзанного диким зверем в то время, как он пытался расщепить руками древесный пень и был зажат трещиной пня. Правой рукой он тщетно старается отбиться от льва, который, набросившись сзади, уже вцепился в него. Пюже создал мощный экспрессивный образ борца, тело которого напряжено в сопротивлении вцепившемуся в него льву, но обреченность, физическое страдание читаются в облике героя. Все существо героя полно страстного стремления освободиться от сковывающих пут. В работе скульптор передает тщетную борьбу атлета с огромной, осужденной злою судьбой, которая вызывает ужас и сострадание. В искаженном от мук лице Милона, в напряженном спиралевидном движении могучего тела с вздувшимися мышцами раскрыта неукротимая сила человека, которое стало воплощением человеческого страдания и стоического героизма.

Произведение Пюже «Портрет Людовика ХIV», которое хранится в Хакасском национальном краеведческом музее, предположительно, было создано в 1650-1660- е годы, когда Пюже бывал в Париже. Портрет при всей внешней парадности отличается глубиной реалистического познания человеческой натуры. Людовик у Пюже – юный король, полный внутреннего достоинства и уверенности. Легкий поворот головы, серьезное выражение лица, проницательный и в то же время брошенный взгляд свидетельствуют о внутреннем благородстве его натуры.

Людовик XIV де Бурбон, получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне «Богоданный», также известный как «король-солнце», также Людовик Великий (1638 -1715) - король Франции и Наварры Правление короля во Франции продолжалось 72 года и 110 дней и является одним из самых длительных в истории Европы. Людовик был убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей, укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика ХIV – это время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и расцвета культуры.

Самобытное многогранное дарование Пьера Пюже - архитектора, скульптора и живописца, сложилось вдали от королевского Версаля. Он работал главным образом в Тулоне и Марселе и был известен как художник драматического темперамента. Творчество скульптора Пюже, резко отличалось от изысканно-декоративистской придворной пластики Франции ХVII века, ей были присущи материально ощутимая энергия образов, острая жизненная убедительность в передаче физического напряжения и страдания, а острая экспрессия.

Излюбленным материалом Пьера Пюже был мрамор. Его творческая манера испытала большое влияние итальянского мастера Дж. Л. Бернини и он не раз копировал его произведения. Обладая неукротимым, сильным стремлением к натуре, он своим мощным, жизненным языком форм и стремился самостоятельно к пластическому воплощению силы страсти. Творчество художника Пюже до такой степени соответствовал вкусам эпохи II половины ХVII века во Франции, что соотечественники прозвали его французским Микеланджело и Рубенсом. Его творчество очень высоко ценил художник Э. Делакруа и во многих отношениях ставил его в один ряд с античными мастерами. По мнению Делакруа, Пюже является величайшим гением в области скульптуры всех времён и народов, который был незаслуженно забыт.

Умер Пьер Пюже 2 декабря 1694 года в Марселе. Скульптурные работы Пюже в настоящее время хранятся в различных музеях мира: «Милон Кротонский» (Лувр), «Персей и Андромеда» (Лувр), барельеф «Александр Македонский у Диогена» (Лувр), статуи «Отдыхающий Геркулес» (Генуя) и «Святой Себастиан» в церкви Святой Мариа-ди-Кариньяно (Генуя), «Портрет Людовика ХIV» в Абакане и частных собраниях.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий