«Кубышку Силуанова» украли. Теперь все деньги станут русскими
ФОТО: ИГОРЬ ИВАНКО / АГН "МОСКВА"

Министр торговли и промышленности России Денис Мантуров заявил, что государство внесёт коррективы в программу лизинга самолётов, изначально рассчитанную до 2030 года. Теперь государство профинансирует не 60%, как предполагалось в самом начале, а все 100%. И средства выделят из Фонда национального благосостояния. "Кубышка Силуанова" всегда выполняла функцию бессмысленного складирования огромных нефтегазовых сверхдоходов на чёрный день. Сейчас же ФНБ приобретает функцию источника прямых инвестиций для экономического развития нашей страны.

Первые два десятилетия XXI века были отмечены для России огромными поступлениями нефтегазовых сверхдоходов. Критики нашей страны зачастую называют её "бензоколонкой", упирая на зависимость от экспорта нефти и природного газа. Однако парадокс в том и заключается, что полученные деньги от продажи углеводородов фактически не направлялись в экономику. "Бензоколонка" не работала. Стараниями либерального блока (председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной и министра финансов Антона Силуанова) выручку от экспорта энергоносителей просто складировали в золотовалютные резервы. Причём не брезговали покупкой иностранных ценных бумаг и переводом прибылей в американскую и европейскую валюту.

Чёрный день настал – "кубышку Силуанова" украли

Системные либералы обосновывали это так:

государству нужна "подушка безопасности" на чёрный день.

И вот он настал, показав, насколько некомпетентными были сислибы. Примерно половину отечественных ЗВР фактически украл коллективный Запад – заморозил 300 миллиардов долларов без какого бы то ни было разумного основания. Кроме того, запретил ввоз в Россию долларов и евро, отрезав нас от международного валютного рынка. Накопить достаточное количество золота и юаней Эльвира Сахипзадовна почему-то не удосужилась. Итог: потерянные годы на развитие собственной страны. Мы теперь остро ощущаем недостаток полноценной инфраструктуры. Эта проблема мешает в деле диверсификации поставок на Восток, не даёт развернуть массовое производство сжиженного природного газа, наладить собственные высокотехнологичные отрасли, интенсифицировать процесс импортозамещения.

Однако на днях пришла радостная новость: министр торговли и промышленности Денис Мантуров заявил о том, что разработанная ранее программа лизинга отечественных самолётов будет финансироваться Фондом национального благосостояния не на 60%, как предполагалось до этого, а на 100%. Чем это важно, понятно. Закладка в программу 40% внебюджетных средств нехило срывает окончательные сроки. Ведь почва довольно зыбкая – сегодня эти средства есть, завтра их нет. Участие государства, напротив, гарантирует точное исполнение поставленных задач. До 2030 года предполагалось закупить и передать в лизинг русским компаниям 450 самолётов отечественного производства и 460 вертолётов. Всего потратить хотели 2,5 триллиона рублей. В сложившейся на сегодняшний день ситуации очевидно, что сроки и объёмы финансирования будут пересмотрены. Но важен сам факт:

государство взялось за программы развития всерьёз и надолго. И это очень хорошо.

Ещё совсем недавно раздавались предложения об упразднении Фонда национального благосостояния и передаче всех денег федеральному бюджету. Однако, на наш взгляд, такая инициатива не имеет рационального зерна. ФНБ не виноват в том, что он существует. Тут важен подход и конечные цели. Если конечная цель накопить больше денег, дабы они сгорали в пламени инфляции, тогда ФНБ – безусловное зло. Если ФНБ выступает в качестве фонда развития экономики – безусловное благо. Проблема федерального бюджета очевидна:

поступающие туда средства идут на закрытие обязательных статей.

Социальные выплаты, обеспечение национальной безопасности, поддержание систем здравоохранения и образования. Средства на экономическое развитие и инновации выделяются по остаточному принципу. Обеспечивать рывок с помощью объедков с бюджетного стола – не вариант, не выйдет. В среднем в год на поддержку национального хозяйства выделялось около 1–1,5 триллиона рублей. Капитализация Фонда развития промышленности не превышала 100 миллиардов рублей. О каком прорывном развитии можно вести речь, учитывая такие мизерные цифры?

Что с того?

После отмены бюджетного правила правительство получило мощный инструмент, с помощью которого можно стимулировать развитие приоритетных отраслей национального хозяйства. Сейчас же, судя по всему, ФНБ также станет работать рука об руку с кабмином Михаила Мишустина. "Кубышку Силуанова" надо сделать источником прямых инвестиций в строительство важнейшей инфраструктуры, поддержку IT-сферы, покупку облигаций компаний реального сектора экономики для их финансирования (к примеру, "Запсибнефтехим" или "Ямал СПГ"). Важно то, что Фонд национального благосостояния будет работать исключительно над вопросами развития. Его средства не станут отправлять на закрытие оперативно возникающих брешей.

В то же время необходимо продумать сам механизм проектного финансирования. Выделять деньги на безвозмездной основе – это всё же благотворительность. Требуется возврат, пусть и в долгосрочной перспективе 10–15 лет под низкий процент (скажем, 1,5%). Внедрение такого принципа позволит выделить наиболее приоритетные варианты для работы и отсечь второстепенные. Вместе с тем нельзя уходить в бюрократизм, а то мы знаем, как государственные органы долго занимаются расчётами. Ярчайший образчик такой улиточной работы – Северный широтный ход и высокоскоростная магистраль Москва – Казань. Тем не менее будем надеяться на лучшее, ведь поводов для оптимизма более чем предостаточно.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий