Александр Чистяков: «Всем понятно, почему школа выпускает тупого налогоплательщика, а не образованного гражданина»
На ежегодном заседании Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), которое 10 декабря провёл лично Владимир Путин, на редкость большое внимание уделили школьному образованию. В ходе обсуждения, более похожего на мозговой штурм, выкристаллизовалось некое подобие школьной реформы.
Глава СПЧ Валерий Фадеев привел статистику: в этом году географию сдавали только 3% выпускников, литературу — 8%, историю — 16 процентов.
— Почему я обращаю внимание на эти три дисциплины? Это ценностные дисциплины — они помогают формированию культурного кода молодого человека, его цивилизационной идентичности, — сказал Фадеев, а далее привёл данные опроса ВЦИОМ по школьной программе среди граждан от 18 до 24 лет.
Они печальны. О том, что Волга впадает в Каспийское море, знают 18% молодых россиян, 82% не смогли объяснить, что означает слово «Кузбасс». На вопрос: «Кого убил Чичиков из поэмы Гоголя», только 7% сказали, что он никого не убивал.
Наиболее распространенным мнением оказалось, что Чичиков убил старушку или своего сына.
— Как исправить такое положение дел? — спросил Фадеев у Путина, и сам же ответил:
— Необходимо побуждать учеников к освоению всей школьной программы, а не только тех предметов, по которым они сдают ЕГЭ. Значит, нужна некая интегральная оценка знаний выпускников школы. Например, средний балл, как это было в Советском Союзе. Этот средний балл должен учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ. Фактически это будет четвёртая оценка: три экзамена плюс средний балл.
— Согласен полностью. Давайте оформим ваше предложение соответствующим образом и проработаем с правительством, — ответил Путин, и добавил:
— Наш противник говорил, что Советский Союз выигрывает на полях сражений благодаря учителям, благодаря нашим, тогда советским, учителям.
Как уточнил для «Свободной Прессы» председатель Русского литературного общества Александр Чистяков, фразу «войну выиграл школьный учитель» сказал Бисмарк. Советских учителей в то время ещё не было, а железный канцлер говорил о победе Пруссии над Францией.
Но это — частности. О том, почему выпускники школ стали «серыми», и по какой методике можно вывести интегральную оценку знаний — «Свободной Прессе» рассказала учитель высшей категории Елена Зубова.
«СП»: Елена Викторовна, вы согласны с тем, что общая эрудиция выпускников заметно ослабла? И если да — то с чем это связано?
— Люди, которым сейчас по 50 лет (а я и это поколение тоже учила), уже в школьные годы были более эрудированы, имели больше исторических и литературных знаний, чем мои сегодняшние ученики.
Когда формировались нынешние 50-летние, на телевидении было всего три канала, но их смотрели. А там демонстрировались замечательные фильмы. Кроме того, один из трех каналов — «Учебный» — был ориентирован на поколения будущего. Там демонстрировались замечательные познавательные фильмы — про исследователей, учёных, поэтов.
И очень многие имена и факты школьники узнавали не на уроках, а из этих передач. Там же были замечательные лекции по физике и другим естественным наукам, которые доступно даже для гуманитариев вели знаменитые учёные. Дети этими передачами засматривались.
И, конечно, дети читали, как в школе, так и дома. А сейчас они не читают даже в школе.
«СП»: В каком это смысле — не читают в школе?
— В начальной школе раньше была шестидневка, где уроки «рус. яз.» и «чтение» были ежедневно. Сегодня, при пятидневке, в разных школах количество этих уроков разное, но, в основном, на эти два предмета вместе отводится 7 учебных часов.
А это значит, что дети в начальной школе не заложили базу. Они не научились выразительно, бегло и осмысленно читать.
Затем они приходят в 5 класс, где уроки заканчиваются в половине четвёртого, а на следующий день — опять 7 уроков. А нужно ещё поесть, погулять, сходить в какую-нибудь секцию. В секциях занимаются почти все, и это хорошо. Но читать некогда.
Они не воспринимают информацию по литературе, истории, географии как интересную. Воспринимают только так: нужно выучить то, что подчёркнуто. А не всегда учитель подчёркивает, что Волга впадает в Каспий.
Теперь о том, как сейчас преподается литература. Учителю предоставляются слайды презентации, которые для него приготовили в «Московской электронной школе». Он показывает школьникам презентацию книги. А саму книгу в руки на уроке никто не берёт.
Кстати, те кому сейчас 50, обсуждали с родителями «Ревизора» или «Капитанскую дочку». Так родители проверяли знания детей.
«СП»: Вы описали проблему, каковы пути решения?
— Вернуть книгу хотя бы на урок. Увеличить количество часов для гуманитарных дисциплин. Предусмотреть показ кинофильмов. Что ещё придумать? Заставить ученика читать дома учитель не может.
«СП»: Как вывести интегральную оценку эрудиции, о которой говорит Фадеев?
— Механизм уже существует. Это — контрольная работа под названием «Цифровая грамотность». В ходе этой работы ученик отвечает на вопросы по русскому языку, истории, литературе, географии, математике, естественным наукам.
Ключевая задача этой работы — оценить чтение: языковую и математическую грамотность. Способность понять вопрос — в первую очередь. И ответить на него.
Многие школы проводят такую контрольную работу в конце каждого учебного года, чтобы оценить: насколько интеллектуально вырос ученик за год. К этой работе специально школьников не готовят, оценка не идёт ни в какой журнал. Она нужна только учителям, чтобы оценить уровень развития детей.
«СП»: Эта оценка и может быть той — четвёртой, которую будут требовать при поступлении в вуз?
— Я бы поставила вопрос иначе. Её стоило бы учитывать, когда ребёнок просится в десятый класс после девятого. У школы должно быть основание отказать в приёме в десятый класс, если ученик не обладает допустимым набором знаний.
Многие ностальгически вспоминают колоссальный прорыв в нашей науке 60-х годов. А объясняет его простая песенка «Мы физики и лирики». Физики того времени были эрудированы, любили литературу, и это будило творческую фантазию, которая помогала совершать открытия, — резюмирует Елена Зубова.
Александр Чистяков, в свою очередь, видит проблему в укрупнении школ:
— Волга течёт всюду, так написал поэт Алексей Рафиев. Все школьники моего возраста смотрели фильм «Приключения Электроника», и знали о том, куда впадает Волга, и кто первым начал войну между персами и Спартой — из песни Серёжи Сыроежкина. А без этой песни — получались бы те же самые 18%.
Я по роду своей деятельности очень много езжу по России и знакомлю школьников с современными писателями и поэтами, которые приезжают со мной в регионы. Могу твёрдо сказать, что нигде нет таких тупых школьников, как столичные.
Такая тенденция: чем меньше школа — тем выше качество образования. В малых городах учитель, да и директор школы, знают каждого ученика, его родителей, братишек и сестренок, чем живёт семья…
А в Москве современная школа похожа на гипермаркет, где директор не то что покупателей-учеников, он и кассиров-учителей не знает.
Школа должна быть продолжением семьи. Директор, как строгий дедушка, должен иметь право поставить в угол не только ученика, но и его бестолковых родителей. Только так мы сможем выпустить из школы образованного гражданина, а не тупого налогоплательщика. На самом деле, это все прекрасно понимают, — уверен писатель.
Комментарии