Поднебесная презентовала истребитель пятого поколения и дрон-супертяж
В китайских соцсетях всю осень циркулировали слухи: на днях на авиасалоне в Чжухае будет представлен новейший китайский истребитель J-35. Слух оказался правдой, поскольку НОАК официально подтвердила присутствие на выставке не 7 семи самолётов, в том числе тяжёлого малозаметного истребителя J-7, многоцелевого истребителя-бомбардировщика J-20 и нового самолёта-заправщика Y-16U. Все три самолёта примут участие в лётных демонстрациях.
Однако самым важным событием этого года стало объявление о присутствии новейшего малозаметного истребителя J-35A на демонстрации в Чжухае. Всё указывает на то, что J-35A вот-вот поступит на вооружение ВВС НОАК, а его морская версия недавно прошла испытания на борту нового авианосца CV18 Fujian.
В результате Китай не только станет второй страной, у которой на вооружении будут два боевых самолёта пятого поколения. Кроме того, продемонстрирует всему миру, что его авиационная промышленность теперь развивается в два раза быстрее, чем в западных странах, пишет эксперт во вооружениям Фабрис Вольф из французского издания Meta Defense.
Китайцы, как обычно, строго засекретили тактико-технические характеристики новейшего самолета. Известно лишь, что морская версия J-35A, предназначенная для эксплуатации на борту китайских авианосцев, началась еще 4 года назад.
При этом до последнего дня китайские военные не подтверждали разработку наземной версии истребителя, предназначенной для военно-воздушных сил НОАК. Так что его появление станет сюрпризом даже для западных экспертов и шпионов.
Если верить утекшим в Интернет изображениям этого самого секретного в мире самолёта, «сухопутный» J-35A во многом похож на военно-морскую версию. ОН создан на основе FC-31 — двухмоторного истребителя средней малозаметности, разработанного компанией Shenyang в конце нулевых годов в качестве демонстратора для международного рынка.
FC-31 совершил свой первый полёт еще в 2012 году, быстро были выявлены некоторые конструктивные недостатки, особенно в плане малозаметности.
Это вынудило китайского производителя Shenyang внести серьёзные изменения в свою модель. И вторая версия самолета дебютировала на международной арене на авиасалоне в Чжухае в 2015 году.
На фото: китайский истребитель-невидимка J-35A на 15-м Китайском международном авиакосмическом салоне Airshow China 2024. (Фото: AP/TASS)
Самолёт вызвал особый энтузиазм на международной арене, а в самой НОАК в то время были полностью сосредоточены на новом тяжёлом истребителе-невидимке J-20, разработанном компанией Chengdu, а также на вводе в эксплуатацию серии современных самолётов предыдущего поколения: J-10C, J-11B, J-15 и J-16.
Чтобы возобновить работу над новой программой, которую с легкой руки журналистов переименовали в J-35 (из-за её внешнего сходства с американским F-35), пришлось ждать до 2020 года. Именно тогда ВМС Китая сделали окончательный выбор в пользу этого самолёта, а не морской версии J-20 для оснащения своих авианосцев.
Истребитель J-35 — не единственное чудо китайской авиации, которое поразило западных экспертов. Посвященное вооружениям издание The Warzone также восторженно рассказывает о том, что на авиасалоне в Чжухае представляют сверхбольшой китайский беспилотник с реактивным двигателем, максимальная взлётная масса которого составляет 10 тонн — это абсолютный рекорд среди БПЛА.
Для сравнения: заявленная максимальная взлётная масса новых версий американского MQ-9 Reaper с увеличенной дальностью полёта составляет чуть менее 6 тонн. А китайский беспилотник-супертяж CH-6, дебютировавший на авиасалоне в Чжухае в 2021 году, имеет максимальную взлётную массу 7,8 тонны.
Примечательно, что конструкция китайского супер-дрона позволяет ему выпускать над полем боя рой объединенных в сеть небольших беспилотников, как в голливудской фантастике вроде «Дня независимости». Для этого на дроне установлен специальный модуль запуска.
Новый реактивный беспилотник, получивший название Jiu Tian («Высокое небо») был разработан государственной корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC).
У Jiu Tian высокое основное крыло с минимальной стреловидностью и небольшими законцовками на концах, а также Х-образный хвост. Дрон оснащен одним реактивным двигателем, расположенным в верхней части центрального фюзеляжа, и имеет трёхопорное шасси. Сочетание этих особенностей придаёт дрону внешний вид, напоминающий нечто среднее между американскими самолетами-штурмовиками A-10 Warthog и OV-10 Bronco.
Под носом Jiu Tian установлена сенсорная турель: обычно в других дронах она напичкана электрооптическими и инфракрасными камерами. У дрона также есть носовой обтекатель, указывающий на наличие внутри радара. Однако, как и в случае с J-35, китайцы хранят абсолютную секретность относительно характеристик нового оружия.
Так что пока можно довольствоваться лишь изучением фотографий. У Jiu Tian также есть четыре пилона для хранения грузов под каждым крылом. А вот какими могут быть грузы, остается лишь догадываться. Но очевидно, что уже скоро дрон-супертяж появится в рядах ВВС НОАК, и тогда уже можно будет изучить его вооружение предметно.
Комментарии