Специалисты МВД, прокуратуры и Отделения Банка России в Хакасии дали важные советы жителям республики по защите от действий мошенников.
Как сообщила пресс-служба Отделения, с начала года в Хакасии зарегистрировано 1 940 киберпреступлений, общий ущерб от мошенничества - почти 442 миллиона рублей.
Заместитель управляющего Отделением Банка России в Хакасии Владимир Алферов отметил:
«Сегодня одной из самых распространенных схем обмана стал взлом аккаунта в Госуслугах. Самое меньшее, что могут сделать злоумышленники – получить конфиденциальную информацию о человеке. Мошенники узнают кредитную историю жертвы, размер счета в банке, размер долга при наличии, а также другую финансовую информацию.
Ее они используют уже при реализации различных многоходовых сценариев, когда звонят множество псевдосотрудников госорганов и Центрального банка. Убеждают снять деньги со счетов или взять кредит и перевести все на безопасные счета.
Еще один неприятный вариант развития ситуации - мошенники могут оформить на вас онлайн-кредиты и микрозаймы. Мы постоянно говорим, как избежать взлома аккаунта в Госуслугах – нельзя ни в коем случае сообщать кому бы то ни было код из СМС».
Он поделился алгоритмом действий, если вы уже стали жертвой и потеряли контроль над своим личным кабинетом.
1. Итак, первое, что нужно сделать - восстановите доступ к учетной записи. И восстановите пароль. Это можно сделать:
- на Госуслугах - если телефон или электронная почта указаны в личном кабинете и есть доступ к одному из контактов;
- онлайн через банк - если нет доступа к телефону или почте из личного кабинета.
А лучше всего во всех случаях обратиться лично с паспортом в ближайший центр обслуживания. Как только войдете в свой аккаунт - проверьте, ваш ли номер телефона указан в личном кабинете.
2. Шаг № 2: защитите учетную запись.
Эксперты настоятельно рекомендуют подключить контрольный вопрос и другие возможности для защиты учетной записи. Мошенники не смогут узнать девичью фамилию вашей матери, к примеру. Вариантов вопросов множество. И именно этот способ защиты сегодня один из самых действенных. Это не четыре цифры, которые можно завуалировать, как угодно.
3. Также необходимо выйти из учетной записи со всех устройств, кроме текущего.
Перейдите в личный кабинет → Профиль → Безопасность. Во вкладке «Действия в системе» нажмите «Выйти». Во вкладке «Моб. приложения» нажмите «Выйти» из тех приложений, в которые вы не входили.
4. Следующий шаг - посмотрите, где использовалась учетная запись.
Перейдите в личный кабинет → Профиль → Безопасность → Действия в системе. Проверьте, не было ли подозрительных действий в учетной записи, чтобы понять, в каких организациях мошенники хотели взять кредиты. Обращайте особое внимание на упоминания банков и микрофинансовых организаций (МФО). Свяжитесь с этими организациями. Уточните, есть ли заявления от вас, и сообщите, что их подавали не вы. Проверьте и отзовите разрешения и согласия. Все это делается в личном кабинете. Можно попросить помощи в чате.
5. Не лишним будет проверить заявления и уведомления.
Проверьте список поданных заявлений и ленту уведомлений за то время, пока у мошенников был доступ к вашей учетной записи.
Обычно они запрашивают обновление данных электронной трудовой книжки (ЭТК), индивидуального лицевого счета (ИЛС), 2 НДФЛ, чтобы узнать больше финансовой информации о вас
6. Убедитесь, что на вас не взяли кредит.
Запросите на Госуслугах список бюро кредитных историй (БКИ), в которых хранится ваша кредитная история. Закажите в БКИ отчеты. Это можно делать бесплатно 2 раза в год, дальше - платно. У каждого бюро свои тарифы и условия. Посмотрите, какие заявки на кредиты подавались от вашего имени. Если на вас взяли кредит - срочно обратитесь в банк или МФО и сообщите, что заявку на кредит подали мошенники.
7. И конечно же, подайте заявление в МВД.
Это нужно сделать, даже если в кредитной истории нет неизвестных вам заявок на кредит. Мошенники могут использовать ваши данные позже, если у них останется доступ к учетной записи на Госуслугах. Поданное заявление поможет доказать, например, что кредит или заем оформляли не вы.