Запад пытается максимально изолировать Россию от мировой экономики. По сути, предпринята попытка организовать глобальную блокаду России, состоящую, схематично, из четырёх колец – финансового, торгового, транспортного и гуманитарного. Сможем ли мы прорвать эту блокаду и что нам для этого надо делать?
Один из главных сегодня рисков – просадка экономики из-за логистических ограничений, с одной стороны, и недостатка ликвидности – с другой, считает вице-премьер Андрей Белоусов.
Данные опросов руководителей системообразующих предприятий показывают, что эта просадка уже началась, хотя она пока практически не затронула рынок труда. Так, в промышленности и торговле снижение объёмов производства составило порядка 11%, в других секторах – 9-10%,
– заявил вице-премьер.
Как будут дальше развиваться события? Чувствует ли отечественный бизнес, который, что называется, "стоит на земле", поддержку государства. На фоне падения доходов проводятся постоянные проверки бизнеса, при этом декларируется, что для развития экономики необходимо сделать ставку на предпринимателя.
Почему недовольны наши предприниматели?
Эти вопросы в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с депутатом Госдумы Сарданой Авксентьевой.
Юрий Пронько: Предприниматели утверждают, что они никакой помощи не ощущают. Нам говорили, что ситуация с санкциями даст толчок к развитию экономики, что будет больше свободы для бизнеса. Но при этом мы видим продолжающееся падение доходов, на горизонте нас ожидает резкий рост безработицы. В парламенте это понимают?
Сардана Авксентьева: Я вам скажу больше. С первого дня создания нашей партии "Новые люди" мы говорим, что только реальный сектор экономики, средний и малый бизнес могут и должны стать опорой нашей экономики.
К сожалению, для того чтобы в правительстве наконец заговорили об этом, должна была случиться ситуация глубочайшего экономического кризиса. И я, и мои депутаты-однопартийцы, много ездим по регионам, встречаемся с предпринимателями на земле, которые совершенно справедливо высказывают недовольство. Потому что многие принятые на сегодня решения на местах не исполняются так, как должно.
– Или вообще не исполняются.
– Да, они как раз и об этом говорят, что многое не исполняется, хотя и президентом, и правительством сказано много правильных вещей в поддержку предпринимательства. И мы два года об этом говорим. Сейчас мы настаиваем, что всё-таки надо разобраться с налогами. Для предпринимательства страховые взносы надо снижать с нынешних 30% до 6%. Об этом мы говорили с парламентской трибуны.
Мы также говорим о том, что очень серьёзно, вплоть до объявления моратория, надо сдерживать тарифы на услуги инфраструктурных монополий. Наша фракция вносила соответствующую инициативу. Не должно быть никакой предоплаты за услуги этих монополий, потому что предпринимателям, как воздуха, не хватает оборотных средств.
Необходимо действительно льготное кредитование, в том числе и с учётом потребности в восполнении кассового разрыва у предпринимателей.
Нам предлагают кредитование под 15% годовых и называют его льготным. Нежелание банков идти навстречу предпринимателям вызывает возмущение. Они всё время пытаются урвать какую-то маржу, если не на комиссиях, то на ставках. Если нет комиссии, то счёт должен быть именно в этом банке и все операции проводиться только с него.
Зачем всё это? Ведь понятно, что если предпринимателям сейчас не развязать руки для того, чтобы они смогли из этой ситуации как-то выбраться и что-то создавать, производить, нас с вами обувать и кормить, то будет беда.
Надо признать, что имеет место и высокая степень неопределённости. А возвращаясь к теме налогообложения, мы считаем, что сейчас надо предпринимателям самим выбирать наиболее подходящий для них налоговый режим.
ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Времени на переосмысление у нас нет, но не все это понимают
– Обо что спотыкаемся постоянно? Вроде бы все всё понимают, даже на самом высоком уровне – да и куда ещё выше: об этом говорит глава государства. Вроде и в парламенте всё понимают.
– Министерства и ведомства привыкли работать по инерции. Они получают задания, начинают по ним работать и, что самое страшное, эти задания творчески переосмысливают.
– А у нас есть время на переосмысление?
– Мы с вами видим, что времени на это нет, а в некоторых министерствах это не все понимают. Вот президент дал поручение правительству до 20 апреля подготовить идеи по повышению МРОТ, пособий и зарплат бюджетников, а также прожиточного минимума.
Но встаёт следующий вопрос: будет ли индексироваться заработная плата людей, которые связаны трудовыми отношениями с работодателями-частниками, скажем так. И здесь, конечно, можно ответить: в Трудовом кодексе прямо указано, что работодатель обязан создавать условия для повышения реальных доходов своих сотрудников.
Это можно декларировать и говорить об этом сколько угодно, и да, в соответствии с Трудовым кодексом у работодателя есть обязанность принимать коллективный договор либо другой локальный нормативный акт, предусматривающий повышение заработной платы в том или ином виде.
Но мы же видим, как это происходит на местах, потому что на самом деле каждый частный работодатель принимает решение самостоятельно, исходя из своих каких-то производственных показателей. И сейчас, когда предприниматели у нас еле живые, говорить о каких-то новых фискальных мерах в отношении их не очень правильно.
И я думаю, что как раз инициатива партии "Новые люди" о том, чтобы снизить страховые взносы для работодателей с 30% до 6%, очень своевременна.
– Ваши коллеги из других фракций согласны с вами?
– Дискуссия есть – это как раз то, что мы обещали нашим избирателям: вернуть в парламент дискуссию, чтобы с самой высокой трибуны можно было говорить о существующих проблемах.
В первые дни, когда на нашу страну обрушился поток санкций, мы внесли более 70 инициатив в поддержку малого и среднего бизнеса. И это очень важно, если говорить о последствиях беспрецедентного санкционного давления на нашу страну.
К осени проблем будет больше
– Кстати, впервые Белоусов откровенно сказал, что в экономике началась просадка. Она пока не затронула рынок труда, потому что, согласно тому же Трудовому кодексу и прочим регламентирующим документам, работодатели должны ещё два-три месяца обеспечивать выплаты по ФОТ и так далее. Это значит, что через два-три месяца мы столкнёмся с очень серьёзной безработицей.
– Я думаю, что картина станет полной к осени. Сейчас очень многое движется по инерции. Есть какие-то запасы сырья, комплектующих, материалов и так далее. На этом мы пока двигаемся. Но уже всем очевидно, что проблемы у рынка труда будут.
В более далёкой перспективе это обернётся падением доходов, ростом безработицы. Бедные станут ещё беднее. И очень хорошо, что глава правительства Михаил Мишустин это видит.
– То есть он осознаёт и понимает?
– Да, и это меня как-то успокоило и обнадёжило. Мишустин понимает, что социально незащищённым слоям нужна помощь. И мы эту помощь сейчас ждём. Мы посмотрим, как министерства исполнят поручение президента по МРОТ.
Если говорить о более отдалённых вещах, то мы будем ожидать ускорения энергоперехода, который может очень серьёзно сказаться на доходах федерального бюджета. Это будет совершенно иная картина. И в этой связи становится остро необходимой поддержка реального сектора экономики и людей, которые производят необходимые товары.
Следующая история – технологическое развитие, потому что когда мы отрезаны от железа, от технологий, обмена и прочих вещей, то это сказывается на экономической безопасности страны и на политической устойчивости. Что такое технологии? Это качественное образование, качественная медицина, высокотехнологическое производство. Технологии – это вообще всё.
– И ещё с высокой добавленной стоимостью.
– Конечно. Поэтому меры, которые очень быстро приняло правительство в части поддержки IT-отрасли, – это очень правильный шаг. Но мы теперь будем смотреть, как это реализуется на местах. Ещё меня беспокоит, как будут дальше реализовываться национальные проекты в самой важной их части – это здравоохранение, образование, демография, комфортное жильё, строительство дорог.
Очень важно, чтобы эти проекты не затормозились, потому что качество жизни мы обязаны поддержать в это непростое время.
– Если ты не вкладываешь в эти направления, ты деградируешь.
– И у нашей партии есть целый пакет ипотечных инициатив, как мы их сами для себя называем. Среди них – необходимо объявить мораторий на выселение из единственного жилья, о замораживании плавающей процентной ставки по ипотеке.
В части плавающей ставки нас частично правительство услышало, это реализуется. К слову, на ипотечные кредиты, которые получены предпринимателями, частными лицами для развития бизнеса, по ним плавающую ставку уже закрепили до всех этих скачков. Но по ипотеке жилищной, с залогом, этого ещё нет, ждём.
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ САРДАНА АВКСЕНТЬЕВА. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Сейчас важно сделать всё, чтобы поддержать людей
– Вы считаете, что необходимо это принять?
– Конечно. Сейчас необходимо делать всё, что поддержит людей. И мы ещё предложили, чтобы государство взяло на себя половину задолженности российских семей с детьми, молодых семей, по ипотеке.
– Браво. Это то, о чём мы на Царьграде постоянно говорим. Это реальная поддержка семей с детьми.
– Потому что семья не должна выбирать, будет ли она покупать продукты, купит ли она ребёнку новую одежду, заплатит ли за дополнительное образование, чтобы ребёнок развивался, купит ему что-то такое, что поможет ему в обучении и развитии, или заплатит ипотеку. И я считаю, что как раз наши дети – это тот наш фонд национального благосостояния, на который мы деньги должны не жалеть тратить. Это будущее России.
– Это беспроигрышные инвестиции. Я очень хочу, чтобы партия, которая имеет большинство голосов в парламенте, вас поддержала. Чтобы они не юлили перед министром финансов или молчали.
– Но вот сейчас, благодаря нашим избирателям, которые летом нас услышали, а осенью проголосовали за партию "Новые люди", мы получили возможность от их имени всё это озвучивать и с парламентской трибуны говорить.
Я считаю, что экономический блок правительства должен задавать более правильный, более жёсткий вектор. Сейчас, конечно, не время искать виноватых, сейчас надо думать и говорить, что делать. И я думаю, что Министерство экономического развития должно стратегию утверждать, а к ним почему-то мало вопросов звучит.
– Как я с вами согласен, у меня к ним очень много вопросов.
– Они должны были утверждать стратегию развития в разных сценариях. Ведь ситуация развивалась не на протяжении февраля и марта, а нагнеталась гораздо раньше. Но почему же так?
Возьмите импортозамещение, сколько о нём докладывали, сколько о нём рапортовали? И что мы видим сегодня? Сейчас наступил тот самый момент, чтобы тех людей, которые занимаются импортозамещением, поддержать не на словах, а реально. А это уже задача исполнителей. Потому что всё, что должно было быть сказано и решено руководством страны, сказано и решено.
Хранить деньги у чужого человека в чужом городе – это глупость
– 18 апреля в Госдуме будет проходить процедура переназначения на новый срок главы Центробанка. Скажите, вы и ваша фракция готовы задать вопрос Эльвире Сахипзадовне о том, намерена ли она вернуть как минимум 300 миллиардов долларов из наших ЗВР, которые заморожены, а по факту – жульнически украдены у нас Западом?
– Я уже писала в своём Telegram-канале, что размещать в таком количестве золотовалютные резервы России в банках недружественных стран – это глупость. Наша фракция будет встречаться с Набиуллиной, мы будем задавать вопросы, и поэтому конечное наше решение зависит от того, как она и её команда видят ситуацию выхода из всего этого.
– То есть вы допускаете, что фракция может отказать ей в переназначении?
– Надо послушать программу, сделаны ли выводы, какие будут решения. Потому что то, что произошло, очень плохо. Нас сейчас успокаивают, что у страны достаточно резервов, чтобы оперировать дальше, но всё-таки мы потеряли очень много. Ранее я говорила, что, например, как мама, как хозяйка, не стала бы хранить какие-то сбережения у малознакомого человека в другом городе.
Конечно, должны сказать, что все валютные сделки, валютные контракты должны обеспечиваться гарантиями. В данном случае гарантами выступают резервы определённых банков. Но мы же говорим об объёмах. Стоило ли хранить там средства в таких объёмах?
Я знаю, что у нас всё получится – я в свою страну верю
– На ваш взгляд, мы сможем воспользоваться ситуацией? Вы скорее оптимист или нет?
– Я оптимист, я верю в свою страну. И я знаю, что у нас всё получится. Нам будет очень трудно, но у нас всё получится. И сейчас главное – не совершать ошибок прошлых лет, не собирать грабли, а поступить так, как необходимо. Когда мы говорим об импортозамещении, оно должно стать настоящим, а не для того, чтобы кого-то не поругали и кто-то сдал хороший отчёт.
Мы не должны, уйдя от каких-то европейских комплектующих, стать вдруг заложниками комплектующих из Турции, Китая или откуда-то ещё.
У нас должно быть всё своё. И здесь надо всё делать по-настоящему. Я верю, что мы сделаем правильные выводы.