Алюминизация всех отраслей промышленности давно уже носит глобальный характер. Спрос на алюминий благодаря его легкости, прочности, экологичности, возможности бесконечной переработки с каждым годом растет. Россия не должна отставать от мировых трендов – экономике страны необходимо учитывать в новых разработках возможности современных алюминиевых сплавов и материалов на их основе. Расширение использования алюминиевых решений при проектировании и производстве транспортных средств – одна из самых заметных тенденций в мире в последние десятилетия. Эту тему затронули эксперты во время дискуссии о российском автопроме, состоявшейся на Восточном экономическом форуме. Причем алюминий может применяться в транспортной отрасли значительно шире, чем только в автопроме.
Транспортостроение, наряду со строительством, является крупнейшим и наиболее быстрорастущим сегментом потребления алюминия. По словам председателя Алюминиевой ассоциации Ирины Казовской, за счет алюминиевых конструкций и комплектующих решается вопрос повышения скорости движения на железнодорожных магистралях, легкости, маневренности и снижения уровня осадки судов, облегчения легкового транспорта, что особенно важно в связи с распространением электромобилей.
Еще одно направление развития – сопутствующая быстровозводимая транспортная инфраструктура из алюминиевых сплавов. Сегодня это полностью локализованная технология и производственная цепочка, состоящая из отечественных предприятий. Быстровозводимые конструкции используются для строительства транспортно-пересадочных узлов, автостанций, железнодорожных вокзалов, остановочных павильонов. Срок службы таких объектов может составлять десятки лет, они могут легко монтироваться и демонтироваться при переносе конструкций на другую площадку.
Локализация автокомпонентов
«Алюминиевая ассоциация совместно с РУСАЛом и игроками рынка принимали активное участие в работе по локализации компонентной базы, что требовало как развития производственных компетенций, так и помощи в выстраивании цепочек поставок от сырого металла до производства конечной продукции в промышленных масштабах», – рассказала Ирина Казовская. Важным результатом этой работы стало развитие компетенций отечественных производителей: от освоения специальных высокотехнологичных сплавов для автопрома до производства готовых компонентов и агрегатов. «Фактически в части алюминиевых компонентов мы можем делать практически все – литье, ковку, штамповку кузовных деталей», – отметила председатель Алюминиевой ассоциации.
За последние 10 лет были локализованы детали силовой линии: двигатели, головки блока, коробки передач. При этом практически все детали подвески от систем рычагов, кронштейнов до дисков колес производились на отечественных заводах. Также были локализованы компоненты экстерьера и интерьера, теплообменники, термо- и шумозащита. При этом накопленная база производителей компонентов и полуфабрикатов осталась такой же, что и до 2022 года. Все компетенции и опыт в наличии на производственном рынке, подчеркнула Ирина Казовская.
По ее словам, в планах дальнейшей локализации на ближайшие два года – проводка автомобиля и новые элементы интерьера и экстерьера, не локализованные ранее. Потеряв экспортные заказы, многие поставщики из других сегментов экономики перепрофилировались и успешно конкурируют с поставщиками компонентов из Китая, Турции и других стран, обратила внимание председатель Алюминиевой ассоциации.
Производители алюминиевых полуфабрикатов и компонентов готовы к новой локализации и могут обеспечить как объемы, так и необходимое качество. Проблема заключается в недостаточных стимулах для локализации заходящих на рынок китайских производителей.
Ирина Казовская назвала необходимыми такие меры поддержки, как программы локализации пассажирского транспорта и утилизации транспортных средств, развитие специальных инвестиционных контрактов (СПИК), а также программы финансирования и кредитования. Кроме того, по ее словам, следует рассмотреть возможность изменения требований к закупочным процедурам, сделав упор на увеличенный жизненный цикл и сниженную стоимость владения, экономическую эффективность, а также на экологичность и безопасность для граждан.
Зоной роста, по мнению Ирины Казовской, является создание собственной производственной базы компонентов для электромобилей. Компетенции и опыт в производстве компонентов электротранспорта есть, обратила внимание она. Алюминиевая отрасль сегодня может поставлять литые детали корпусов силовой линии, профили для корпуса электробатареи, провода и жгуты электропроводки. Все поставщики приобрели опыт у ведущих компаний и готовы к старту локализации.
От трамваев до причалов
За последние годы на рынке появились новые полностью отечественные алюминиевые продукты, имеющие огромный потенциал для применения. Сотрудничество поставщиков строительного рынка и машиностроителей привело к созданию первого городского трамвая с полностью алюминиевым интерьером и экстерьером. Его преимуществами являются снижение стоимости владения и увеличение жизненного цикла. Для железнодорожного транспорта разработаны инновационные танк-контейнеры для сжиженного природного газа, рефрижераторные контейнеры, алюминиевые вагоны-хопперы, в том числе первый в России вагон-хоппер – минераловоз. Огромный потенциал для развития водного туризма имеют алюминиевые суда и катамараны – продукт, который постоянно совершенствуется за счет развития сплавов и технологий.
Транспортная система – это еще и дорожная и причальная инфраструктура. Здесь также широко применяются алюминиевые решения – мостовые пешеходные конструкции, дорожные знаки, опоры освещения. При поддержке Алюминиевой ассоциации разработаны современные причальные системы. Алюминиевая отрасль готова предложить рынку комплексное решение по созданию как инфраструктуры для судов, так и сами суда, включая суда на подводных крыльях современного класса – типа «Валдай-Р», «Метеор» или «Фламинго».
Алюминиевые решения необходимы для развития современного высокоскоростного транспорта и высокоскоростных магистралей, приоритетность развития которых недавно подчеркнул президент. Алюминий присутствует на всех этапах реализации таких проектов: в порошке для алюмотермитной сварки рельс, компонентах кузова, интерьера и экстерьера, в быстровозводимых и блочно-модульных зданиях инфраструктуры.
Действующие научная и технологическая база полностью готовы к реализации масштабных инфраструктурных задач и выпуску продукции мирового уровня, подчеркнула Ирина Казовская. По ее словам, в ряде отраслей Россия уже находится в авангарде прогресса: так, в конце 2023 года в стране было открыто движение по первому на континенте автодорожному мосту из алюминиевых сплавов. Высокий уровень локализации автокомпонентов позволит существенно расширить потребление алюминия в автопроме, в том числе для производства автомобилей представительского и высшего класса Aurus. Алюминиевые продукты, произведенные российскими предприятиями, активно применяются в масштабных государственных проектах, таких как реновация жилого фонда, нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», строительстве новых станций Московского метрополитена.
Сделано в России
Обеспечить дальнейший рост потребления алюминия внутри страны призван правительственный «План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». Реализация документа позволит стимулировать создание высокотехнологичной продукции на основе алюминия, расширение производств и создание новых мощностей, развитие компетенций. По плану предполагается ежегодное увеличение потребление алюминия в стране на 30 тыс. т.
Другим фактором увеличения потребления алюминия внутри страны могут стать технологические долины, формирующиеся на базе Красноярского края и республики Хакасия. Близость к мощностям по производству алюминия, а также налоговые послабления для резидентов позволит созданным на базе этих особых экономических зон (ОЭЗ) компаниям представить рынку конкурентную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Уже сегодня объем инвестиций в Красноярскую технологическую долину составил 9 млрд руб., а срок реализации ближайшего проекта намечен на 2025 год. Импульсом к развитию ОЭЗ может стать кооперация с иностранными партнерами в локализации компонентной базы – прежде всего с Китаем.
«Развитие современного высокотехнологичного транспорта невозможно без расширения применения алюминиевых решений. Сейчас важно продолжить прикладывать максимальные усилия по развитию внутреннего рынка и стимулировать создание продукции, сделанной в России. В алюминиевой отрасли страны задействовано свыше 600 тыс. человек, а производители и переработчики алюминия представлены в большинстве регионов России», – отметила председатель Алюминиевой ассоциации.
«Принятие комплекса мер по поддержке отрасли станет прологом для дальнейшего увеличения числа новых рабочих мест и поступлений в региональные бюджеты, а также общего увеличения доли алюминиевой отрасли в ВВП страны, – уверена Ирина Казовская. – Развитие отечественной высокотехнологичной продукции из алюминия позволит увеличить экспортный потенциал и будет способствовать развитию регионов, в том числе за счет модернизации транспорта, жилых и коммерческих объектов, транспортной и дорожной инфраструктуры. По оценкам экспертов, только на внутреннем рынке реальный потенциал потребления алюминия может составлять 2 млн т ежегодно. Все это позволяет создать компетенции внутри страны, новые рабочие места и обрести технологическую независимость».
Комментарии