Алюминиевые решения транспортных проблем
Россия выпускает алюминиевую продукцию мирового уровня, отметила глава Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. Фото фонда «Росконгресс»

Алюминизация всех отраслей промышленности давно уже носит глобальный характер. Спрос на алюминий благодаря его легкости, прочности, экологичности, возможности бесконечной переработки с каждым годом растет. Россия не должна отставать от мировых трендов – экономике страны необходимо учитывать в новых разработках возможности современных алюминиевых сплавов и материалов на их основе. Расширение использования алюминиевых решений при проектировании и производстве транспортных средств – одна из самых заметных тенденций в мире в последние десятилетия. Эту тему затронули эксперты во время дискуссии о российском автопроме, состоявшейся на Восточном экономическом форуме. Причем алюминий может применяться в транспортной отрасли значительно шире, чем только в автопроме.

Транспортостроение, наряду со строительством, является крупнейшим и наиболее быстрорастущим сегментом потребления алюминия. По словам председателя Алюминиевой ассоциации Ирины Казовской, за счет алюминиевых конструкций и комплектующих решается вопрос повышения скорости движения на железнодорожных магистралях, легкости, маневренности и снижения уровня осадки судов, облегчения легкового транспорта, что особенно важно в связи с распространением электромобилей.

Еще одно направление развития – сопутствующая быстровозводимая транспортная инфраструктура из алюминиевых сплавов. Сегодня это полностью локализованная технология и производственная цепочка, состоящая из отечественных предприятий. Быстровозводимые конструкции используются для строительства транспортно-пересадочных узлов, автостанций, железнодорожных вокзалов, остановочных павильонов. Срок службы таких объектов может составлять десятки лет, они могут легко монтироваться и демонтироваться при переносе конструкций на другую площадку.

Локализация автокомпонентов

«Алюминиевая ассоциация совместно с РУСАЛом и игроками рынка принимали активное участие в работе по локализации компонентной базы, что требовало как развития производственных компетенций, так и помощи в выстраивании цепочек поставок от сырого металла до производства конечной продукции в промышленных масштабах», – рассказала Ирина Казовская. Важным результатом этой работы стало развитие компетенций отечественных производителей: от освоения специальных высокотехнологичных сплавов для автопрома до производства готовых компонентов и агрегатов. «Фактически в части алюминиевых компонентов мы можем делать практически все – литье, ковку, штамповку кузовных деталей», – отметила председатель Алюминиевой ассоциации.

За последние 10 лет были локализованы детали силовой линии: двигатели, головки блока, коробки передач. При этом практически все детали подвески от систем рычагов, кронштейнов до дисков колес производились на отечественных заводах. Также были локализованы компоненты экстерьера и интерьера, теплообменники, термо- и шумозащита. При этом накопленная база производителей компонентов и полуфабрикатов осталась такой же, что и до 2022 года. Все компетенции и опыт в наличии на производственном рынке, подчеркнула Ирина Казовская.

По ее словам, в планах дальнейшей локализации на ближайшие два года – проводка автомобиля и новые элементы интерьера и экстерьера, не локализованные ранее. Потеряв экспортные заказы, многие поставщики из других сегментов экономики перепрофилировались и успешно конкурируют с поставщиками компонентов из Китая, Турции и других стран, обратила внимание председатель Алюминиевой ассоциации.

Производители алюминиевых полуфабрикатов и компонентов готовы к новой локализации и могут обеспечить как объемы, так и необходимое качество. Проблема заключается в недостаточных стимулах для локализации заходящих на рынок китайских производителей.

Ирина Казовская назвала необходимыми такие меры поддержки, как программы локализации пассажирского транспорта и утилизации транспортных средств, развитие специальных инвестиционных контрактов (СПИК), а также программы финансирования и кредитования. Кроме того, по ее словам, следует рассмотреть возможность изменения требований к закупочным процедурам, сделав упор на увеличенный жизненный цикл и сниженную стоимость владения, экономическую эффективность, а также на экологичность и безопасность для граждан.

Зоной роста, по мнению Ирины Казовской, является создание собственной производственной базы компонентов для электромобилей. Компетенции и опыт в производстве компонентов электротранспорта есть, обратила внимание она. Алюминиевая отрасль сегодня может поставлять литые детали корпусов силовой линии, профили для корпуса электробатареи, провода и жгуты электропроводки. Все поставщики приобрели опыт у ведущих компаний и готовы к старту локализации.

От трамваев до причалов

За последние годы на рынке появились новые полностью отечественные алюминиевые продукты, имеющие огромный потенциал для применения. Сотрудничество поставщиков строительного рынка и машиностроителей привело к созданию первого городского трамвая с полностью алюминиевым интерьером и экстерьером. Его преимуществами являются снижение стоимости владения и увеличение жизненного цикла. Для железнодорожного транспорта разработаны инновационные танк-контейнеры для сжиженного природного газа, рефрижераторные контейнеры, алюминиевые вагоны-хопперы, в том числе первый в России вагон-хоппер – минераловоз. Огромный потенциал для развития водного туризма имеют алюминиевые суда и катамараны – продукт, который постоянно совершенствуется за счет развития сплавов и технологий.

Транспортная система – это еще и дорожная и причальная инфраструктура. Здесь также широко применяются алюминиевые решения – мостовые пешеходные конструкции, дорожные знаки, опоры освещения. При поддержке Алюминиевой ассоциации разработаны современные причальные системы. Алюминиевая отрасль готова предложить рынку комплексное решение по созданию как инфраструктуры для судов, так и сами суда, включая суда на подводных крыльях современного класса – типа «Валдай-Р», «Метеор» или «Фламинго».

Алюминиевые решения необходимы для развития современного высокоскоростного транспорта и высокоскоростных магистралей, приоритетность развития которых недавно подчеркнул президент. Алюминий присутствует на всех этапах реализации таких проектов: в порошке для алюмотермитной сварки рельс, компонентах кузова, интерьера и экстерьера, в быстровозводимых и блочно-модульных зданиях инфраструктуры.

Действующие научная и технологическая база полностью готовы к реализации масштабных инфраструктурных задач и выпуску продукции мирового уровня, подчеркнула Ирина Казовская. По ее словам, в ряде отраслей Россия уже находится в авангарде прогресса: так, в конце 2023 года в стране было открыто движение по первому на континенте автодорожному мосту из алюминиевых сплавов. Высокий уровень локализации автокомпонентов позволит существенно расширить потребление алюминия в автопроме, в том числе для производства автомобилей представительского и высшего класса Aurus. Алюминиевые продукты, произведенные российскими предприятиями, активно применяются в масштабных государственных проектах, таких как реновация жилого фонда, нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», строительстве новых станций Московского метрополитена.

Сделано в России

Обеспечить дальнейший рост потребления алюминия внутри страны призван правительственный «План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». Реализация документа позволит стимулировать создание высокотехнологичной продукции на основе алюминия, расширение производств и создание новых мощностей, развитие компетенций. По плану предполагается ежегодное увеличение потребление алюминия в стране на 30 тыс. т.

Другим фактором увеличения потребления алюминия внутри страны могут стать технологические долины, формирующиеся на базе Красноярского края и республики Хакасия. Близость к мощностям по производству алюминия, а также налоговые послабления для резидентов позволит созданным на базе этих особых экономических зон (ОЭЗ) компаниям представить рынку конкурентную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Уже сегодня объем инвестиций в Красноярскую технологическую долину составил 9 млрд руб., а срок реализации ближайшего проекта намечен на 2025 год. Импульсом к развитию ОЭЗ может стать кооперация с иностранными партнерами в локализации компонентной базы – прежде всего с Китаем.

«Развитие современного высокотехнологичного транспорта невозможно без расширения применения алюминиевых решений. Сейчас важно продолжить прикладывать максимальные усилия по развитию внутреннего рынка и стимулировать создание продукции, сделанной в России. В алюминиевой отрасли страны задействовано свыше 600 тыс. человек, а производители и переработчики алюминия представлены в большинстве регионов России», – отметила председатель Алюминиевой ассоциации.

«Принятие комплекса мер по поддержке отрасли станет прологом для дальнейшего увеличения числа новых рабочих мест и поступлений в региональные бюджеты, а также общего увеличения доли алюминиевой отрасли в ВВП страны, – уверена Ирина Казовская. – Развитие отечественной высокотехнологичной продукции из алюминия позволит увеличить экспортный потенциал и будет способствовать развитию регионов, в том числе за счет модернизации транспорта, жилых и коммерческих объектов, транспортной и дорожной инфраструктуры. По оценкам экспертов, только на внутреннем рынке реальный потенциал потребления алюминия может составлять 2 млн т ежегодно. Все это позволяет создать компетенции внутри страны, новые рабочие места и обрести технологическую независимость».

ng.ru

Добавить комментарий

Комментарии  

Посуда из алюминия запрещена, т. к. он плохо влияет на мозг. Разве алюминиевые производства не вредны? На новокузнецком алюминиевом заводе раньше стекла меняли каждые полгода - их "съедало" вредное производство. Просто из-за санкций алюминиевому монстру-монополисту некуда девать продукцию, вот они и пристраивают ее везде, где надо и где не надо. Экологи нас не защитят, наши ученые не на стороне народа, увы:(((