Специалисты в Хакасии откликнулись на сообщение информагентства "Полная фикция, или Орошаемые земли Хакасии только снятся".
О некоторых деталях в работе оросительных систем региона рассказал 19rusinfo.ru руководитель Хакасского филиала ФГБУ «Управление «Сибирьмелиоводхоз» Алексей Вагнер.
- Алексей Владимирович, вы не согласны, что орошение земель в Хакасии - большая проблема именно из-за некоторого упадка всей оросительной системы?
- Нет. Саяногорский узкий участок, это Означенская оросительная система. То, что электродвигатели из машинного зала полностью все демонтированы и куда-то вывезены и так далее, всё разрушено - не соответствует действительности. На самом деле все находится в консервации, ведется круглосуточная охрана. Все оборудование находится в исправном состоянии за счет федеральных субсидий.
Чтобы его запустить, нужно произвести просушку в течение двух суток. Двигатели запустятся, и вода будет подаваться. В последний раз такие испытания проводили, насколько мне известно, где-то в 2013-2015 годах. При пробном запуске на тот момент все работало, сохранилось и на сегодня находится именно в таком же виде.
Что касается Комсомольской оросительной системы в Аскизском районе, которая также находится на консервации, насосные установки на участке тоже все в работоспособном состоянии. Упакованы специальными материалами, чтобы не попало на них ничего лишнего - ни пыли, ни влаги. Также в любой момент произведут просушку этих двигателей, и всё будет работать. Аналогично третья система находится в Табате, Означенский участок.
Вопрос только в другом. На сегодняшний день сельхозтоваропроизводителей на этих участках нет и в ближайшее время не предвидится, как бы мы не хотели этого. Будет в чем вопрос? Стоимость кубометра воды очень велика. Потому что вода будет подаваться при помощи электронасосов. Потребление электроэнергии очень большое. Немного данных для сравнения: в общем за 20 минут их работы филиалу пришлось оплатить 24 тысячи рублей за электроэнергию. Исходя из этого, если насосы будут круглосуточно весь поливочный сезон подавать воду в каналы, представляете, какая будет стоимость. Это все ляжет на плечи водопотребителей.
Строилось это все в советские времена, с учетом того, что Саяногорск, к примеру, будет оплачивать какую-то часть, где-то какие-то программы… Сейчас ситуация совсем другая. Никто, кроме самих водопотребителей, платить за это не будет. Система находится в рабочем состоянии, но потребителей нет, не для кого подавать воду.
- И как долго это может продолжаться?
- Неизвестно. Речь, собственно, идет про три системы, которые находятся у нас на консервации. Еще шесть систем в республике из всего девяти находятся в работоспособном состоянии: подают воду, заключены договоры, есть водопотребители, водопользователи. То есть сельхозтоваропроизводители выращивают овощи, многолетние травы и так далее.
А также мы снабжаем водой из наших федеральных каналов очень много сел Усть-Абаканского района, в сумме адресно порядка 66 тысяч человек, кто пользуется водой.
- Получается, что тупиковая ситуация с этой консервацией. Вопрос энерготарифов все-таки, наверное, можно решить на федеральном уровне с помощью каких-то изменений в законодательстве, чтобы наши депутаты вышли с законодательной инициативой, чтобы снизить стоимость. А с другой стороны, нет потребителей.
- Да, никто там не хочет осуществлять выращивание овощей и прочего.
- То есть как раз речь идет не о вашем предприятии, а работе правительства республики в направлении развития сельского хозяйства, увеличения площадей орошаемых земель.
- В данный момент у нас запланирована инвентаризация сельскохозяйственных земель, по результатам которой мы сможем уточнить объем земель, которые у нас орошаются. Ее не проводили. На сегодняшний день много земель передано под ИЖФ в агломерации Усть-Абаканского района (Расцвет, Зеленое), Черногорска.
И сети внутрихозяйственные, которые там были, они где-то частично, где-то полностью разрушены. А когда-то, раньше, когда это все планировалось, это был единый организм, который работал. И сейчас одно без другого не может функционировать.
На сегодняшний день есть на Усть-Абаканской системе есть потенциальные сельхозтоваропроизводители, готовые освоить кто-то 400 гектаров, кто-то больше или меньше. Вопрос на стадии постановки на учет кадастровый их внутрихозяйственных каналов. В результате чего они могут участвовать в госпрограмме по возврату какой-то части денежных средств, затраченных на восстановление. Работа ведется, может быть, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но она есть, в лучшую сторону.
Департамент мелиорации в Москве в ближайшее время планирует снабдить участки минимальным набором техники. Техника и сейчас есть, парк где-то подустарел, где-то не подлежит ремонту. Мы подготовлен ряд документов с обоснованием и коммерческими предложениями по закупке новой техники для производства уходных работ за растительными системами. Работа ведется планомерно, медленно, но она есть.
Беседовала Лариса Мазунина