В последнее время в налоговую службу Хакасии поступают обращения от налогоплательщиков с вопросом разъяснить правомерность отказа ряда торговых центров от выдачи бумажных кассовых чеков. В отделе оперативного контроля УФНС России по республике предоставили следующую информацию, о которой рассказала пресс-служба управления.
С 2016 года действуют изменения в законодательстве, согласно которым каждый кассовый чек может формироваться в электронной форме и фиксироваться в «облаке». У потребителя появилась возможность при покупке получить чек на свой электронный адрес или через ссылку, которую направит продавец на номер мобильного телефона.
Использовать внедренные технологии в условиях современной реальности стало как никогда возможным.
Должны или нет выдать чек на бумаге?
Пользователь ККТ при осуществлении расчета обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить его покупателю в электронной форме на абонентский номер, предоставленный покупателем до осуществления расчета. Также пользователь вправе передать кассовый чек покупателю в электронной форме на адрес электронной почты, предоставленный покупателем до момента расчета, при условии наличия у пользователя такой технической возможности.
Если покупатель согласен на электронный чек?
В целях минимизации расхода кассовой ленты, у пользователей ККТ в режиме онлайн, есть возможность осуществлять расчеты со своими покупателями без выдачи кассовых чеков на бумажном носителе при условии согласия покупателя на формирование кассового чека только в электронной форме и направлении его покупателю на номер телефона или адрес электронной почты.
Установив специальное мобильное приложение «Проверка чеков ФНС России» можно сформировать уникальный идентификатор покупателя в виде штрих-кода. Предъявив такой штрих-код на экране телефона для считывания кассиру уже не нужно диктовать свой номер телефона или адрес электронной почты. Приложение также позволяет проверять достоверность и хранить чеки в электронном виде, участвовать в акциях от операторов, сообщать о нарушениях.
Права и обязанности
Законодательство не содержит запретов для пользователей предлагать покупателю получить кассовый чек в электронной форме и для этого спрашивать у покупателя абонентский номер или адрес электронной почты. При этом пользователь не вправе требовать или принуждать покупателя к предоставлению абонентского номера или адреса электронной почты, чтобы направить ему электронный кассовый чек.
Нет кассовой ленты - нет чека
ФНС России проинформировала, что в период переориентации логистических цепочек поставщиков чековой ленты, в случае ее отсутствия на рынке, а не у конкретного пользователя ККТ, такое обстоятельство может стать объективной причиной отсутствия вины пользователя ККТ при невыдаче им покупателю кассового чека на бумажном носителе, при условии фиксации такого расчета в ККТ.
Контроль будет
При этом указанная мера не означает отказа ФНС России от реализации контрольных мероприятий, в том числе рассмотрения заявлений граждан по фактам невыдачи чека покупателю. Злоупотребления, связанные с невыдачей чеков в условиях наличия чековой ленты на рынке, будут рассматриваться как нарушение законодательства о применении ККТ.
Обращается внимание, что ч.6 ст. 14.5 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством.