Ирина Юшкова: Суть проблемы в уровне бюджетной обеспеченности Абакана — 0,98 и Таштыпского района — 0,4
Фото: Минфин Хакасии

Судя по многочисленным комментам к публикациям о финансовой подоплеке закона о столичном статусе Абакана, у читателей 19rusinfo.ru остались вопросы к Минфину Хакасии. Ситуацию по нашей просьбе прокомментировала исполняющая обязанности министра финансов Хакасии Ирина Юшкова.

- Прежде всего, Ирина Вячеславовна, следует уточнить, как Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует процедуру зачисления в местные бюджеты доходов от НДФЛ.

- Перечисленный работодателем налог на доходы физических лиц перераспределяется казначейством между бюджетами по нормативам, установленным бюджетным законодательством. Основная доля НДФЛ поступает в бюджет по налоговой ставке 13%. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в бюджет субъекта подлежит зачислению 85% налога и 15% в бюджет города либо муниципального района. При этом у субъекта есть возможность перераспределить доходы от НДФЛ в пользу муниципальных образований в порядке, установленном Бюджетным кодексом.

Надо отметить, что НДФЛ – это основной доходный источник местных бюджетов – в структуре налоговых доходов его доля составляет более 70%.

Принимая во внимание необходимость поддержки нуждающихся муниципальных образований, республика поддерживает их в том числе путем перераспределения НДФЛ. Согласно Бюджетного кодекса субъект должен передать в местные бюджеты едиными и (или) дополнительными нормативами не менее 15% НДФЛ. Это порядка 2,1 млрд рублей.

В Хакасии установлены и единые и дополнительные нормативы отчислений – фактически по итогу 2023 года. Правительством республики было передано муниципальным образованиям 23% налога, или 3,2 млрд рублей. То есть больше чем установленный объем на 1,1 млрд рублей.

Каким образом происходит передача? Во-первых, едиными нормативами. Для сельских поселений передано 10% налога. В результате сельские поселения получают не 2%, а 12% НДФЛ. За 2023 год сумма налога, переданного поселениям, составила 0,3 млрд рублей. Во-вторых, дополнительными нормативами. В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований ежегодно Законом о бюджете устанавливаются дополнительные нормативы. В результате в местные бюджеты в 2023 году дополнительно поступило 2,9 млрд рублей.

Хочу отметить, что сумма преданного местным бюджетам НДФЛ по единым и дополнительным нормативам ежегодно увеличивается. Так по сравнению с 2018 годом рост составил более чем в 2 раза, или на 1,8 млрд рублей. 

- Какие муниципальные образования Хакасии являются дотационными? И как разнятся они по уровню бюджетной обеспеченности?

- Дотационными в республике являются все города и районы за исключением Абакана. Это единственный город, уровень бюджетной обеспеченности которого составляет 0,98 - почти 1!

При этом следует учесть, уровень бюджетной обеспеченности Абакана превышает минимальный уровень бюджетной обеспеченности Таштыпского района в 14 раз!

После распределения дотаций на выравнивание и передачи дополнительного норматива от НДФЛ в общей сумме 3 млрд 159 млн рублей уровень бюджетной обеспеченности Таштыпского района подтягивается до 0,4, а разрыв с Абаканом сокращается до 2,4 раза.

Законом о республиканском бюджете критерий выравнивания уровня бюджетной обеспеченности утвержден в размере 0,6. Но! По решению главы Хакасии уже на протяжении ряда лет - с 2021 года - республика выравнивает города и районы в среднем до 0,8! Для этого в текущем году дополнительно распределено муниципальным образованиям 932 млн рублей дотаций на сбалансированность. Это позволило сократить разрыв между Абаканом и Таштыпским районом уже до 1,3 раза.

Кроме того, в текущем году из бюджета республики муниципальным образованиям распределены дотации на сбалансированность в общей сумме 501 млн рублей на частичную компенсацию дополнительных расходов, связанных с увеличением минимального размера оплаты труда, с 1 января 2024 года. В том числе Абакану 186 млн рублей. Несмотря на то что он не является дотационным.

По решению главы республики Абакану и в предыдущие годы выделялись дополнительные средства из республиканского бюджета: 116 млн в 2020 году, 5 млн в 2021 году, в 2022 году – 84 млн рублей. В том числе на разблокировку счетов образовательных организаций, в 2023 году – 62 млн рублей, в том числе на повышение заработной платы работников бюджетной сферы - культуры и допобразования. Раньше такого никогда не было!

Учитывая дополнительное распределение дотаций на сбалансированность уровень бюджетной обеспеченности Абакана составил более 1 - 1,063, при этом разрыв между Абаканом и Таштыпским районом остался на уровне 1,3 раза.

Таким образом, применяя механизмы межбюджетного регулирования, нам за счет средств республиканского бюджета удалось снизить разрыв уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований районов и городов почти в 10 раз!

В целом нецелевая финансовая помощь муниципальным образованиям (с учетом допнорматива от НДФЛ и УСН) в 2024 году предусмотрена в сумме более 6,4 млрд рублей и по сравнению с 2018 годом увеличилась на 2,8 млрд рублей (3,6 млрд рублей в 2018 году). А Абакану до 2020 года нецелевая финансовая помощь вообще не предоставлялась.

- Какую целевую и нецелевую помощь получает Абакан в текущем году?

- За пять последних лет Абакану из республиканского бюджета предоставлена финансовая помощь почти 23 млрд рублей, из них за счет средств республиканского бюджета 18 млрд рублей. В 2024 году городу Абакану распределена нецелевая финансовая помощь в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местным бюджетам в сумме 186 млн рублей. Надо отметить, что в таком объеме это впервые!

При этом, повторюсь, город Абакан у нас не дотационная территория. У него бюджетная обеспеченность почти 1! А разрыв с Таштыпским районом в 14 раз!

Однако по решениям главы республики на протяжении последних ряда лет (с 2020 года) Абакану ежегодно распределяются дополнительные дотации из республиканского бюджета, хотя ранее такого никогда не было!

Кроме того, по решению главы Хакасии с 2021 года в районы и города республики передается 30% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В результате муниципальные образования в текущем году дополнительно получат порядка 625 млн рублей налога, большую долю которого, или 421 млн рублей, получит Абакан. А это дополнительный доход, который должен был поступить в республиканский бюджет, а поступит в бюджет Абакана.

Таким образом, в 2024 году из бюджета республики Абакану предусмотрена нецелевая финансовая поддержка в сумме 607 млн рублей, что на 161 млн рублей или на 26,5% больше уровня оказанной нецелевой финансовой помощи из республиканского бюджета в 2023 году.

Целевая финансовая помощь Абакану в 2024 году распределена в сумме 5,3 млрд рублей. А общий объем целевой и нецелевой финансовой помощи городу в 2024 году составляет почти 6 млрд рублей.

Отмечу, что финансовая поддержка городу Абакану ежегодно увеличивается.

Добавить комментарий

Комментарии  

Почему нельзя было сделать это ДО внеочередной сессии ВС РХ? Рассказать в СМИ про то, как Абакан получает львиную долю помощи от республики в сравнении с другими городами и районами. Так же рассказать как формируется бюджет региона из УСН, НДФЛ и прочих налогов, какова их доля и как распределяются. Пресс служба правительства Хакасии не отрабатывает.
Правильно глаголет, отобрать и поделить !