Эксперты рассказали, чего ждать от воздушных перевозчиков
«Аэрофлоту» пришлось отменить несколько десятков рейсов из Шереметьева. Эту информацию подтверждало онлайн-табло.
Источники в авиакомпании начали сообщать о том, что столкнулись с дефицитом доступных экипажей для уже спланированных рейсов. Причина, по мнению некоторых источников — пиковый период в связи с окончанием календарного месяца, когда норма по налету в 90 часов у многих пилотов уже исчерпана.
Правда, «Аэрофлот» откликнулся сразу: там заявили, что авиакомпания «обладает достаточным количеством экипажей для выполнения программы полетов в полном объеме, объединение ряда рейсов связано с производственными причинами, а не с дефицитом кадров».
Что на самом деле происходит с пилотами в «Аэрофлоте» и почему к концу месяца их зачастую не хватает? С этим вопросом мы обратились к главному редактору портала AVIA.RU Роману Гусарову.
— Дефицит пилотов может быть локальным и иногда возникает в пик перевозок. Этот период приходится в основном на июль-август, когда в «Аэрофлоте» — максимальное количество полетов. В этом году работы прибавилось: +7,5% перевозок к предыдущему году. В такой пиковой ситуации и в августе может возникнуть локальный дефицит пилотов.
«СП»: Достаточно сейчас пилотов в «Аэрофлоте»? Некоторые летчики рассказывали о планах перейти в другие авиакомпании в связи с сокращением числа бортов.
— Начнем с того, что пилотов надо готовить годами: 5 лет обучение, потом надо полетать стажером, вторым пилотом, чтобы набраться опыта. Второе — это зарплата, которая зависит от часов налёта. И вот увидите: август закончится, и многие пилоты будут «на земле», потому что количество перелетов сократится. Раскрою секрет: у летчиков зарплата зависит от часов налёта.
Есть минимальная ставка, все остальное — число налетов. Максимума зарплата летчика гражданской авиации достигает в июле-августе, когда число часов налета превышает 90. В октябре будет меньше ровно вполовину. С началом месяца все пилоты как раз заинтересованы в увеличении часов налета, сегодня экипажи укомплектованы полностью, — резюмирует эксперт.
Вместе с тем, ситуацию с пилотами в России простой не назовешь. Гражданской авиации пришлось пройти через годы потерь. Сыграла роль и «приземлившие» самолеты пандемия ковида, и закрытое для российских авиакомпаний с февраля 2022-го небо десятков стран. Государственные меры поддержки позволили сохранить летный состав. Однако участники рынка не исключают его дефицит в ближайшие годы.
— Однажды я был свидетелем экстренной посадки: выяснилось, что второму пилоту стало плохо из-за переутомления… Все это действительно началось в 2022 году после пандемии. А когда закрыли небо над Европой, некоторые летчики начали искать работу в зарубежных авиакомпаниях. А тут еще Росавиация потребовала подтверждения квалификации.
Отток пилотов действительно был, людей за штурвалом не хватало, — рассказал «СП» кандидат технических наук, независимый эксперт Фонда «Сколково» Вадим Лукашевич. По его словам, главное сейчас — подготовить достаточное количество собственных специалистов.
— Бывает, что летные лицензии аннулируются. Летчики не чувствуют своей нужности. И многие действительно выбирали зарубежные авиакомпании. Выход вижу в том, чтобы начать ускоренную подготовку собственных кадров летчиков и вернуть в Россию тех, кто летает за рубежом. Но «в лоб» это не решишь, нужны время и стратегия, — считает Лукашевич.
Вопрос о сохранении летного состава был поднят на встрече премьера Михаила Мишустина и главы Росавиации Дмитрия Ядрова. Было заявлено, что сейчас власти России работают над сохранением летного состава. Решили сделать приоритетом и восстановление учебно-тренировочных самолетов и повышение зарплат инструкторам.
Важный вопрос — цена на авиабилеты. Кажется, найден оптимальный выход: в стране перестраивается карта перелетов — это удешевит их. Прямые рейсы из одного региона в другой снизят нагрузку на Московский авиационный узел. В идеале мы должны летать с минимумом пересадок.
Справится ли с новыми нагрузками региональная авиация и как новшества отразятся на стоимости билетов?
— Взят курс на децентрализацию перевозок, — поясняет Роман Гусаров. — Региональная авиация начала «сдуваться» на глазах, надо было срочно принимать меры.
В то же время Москва буквально задыхалась, аэропорты были перегружены. Теперь летать на зарубежные курорты смогут и из Самары, и из Ульяновска, и из Новосибирска, других городов. Тут важен и экономический эффект: маршрут короче — билет дешевле.
«СП»: Но согласитесь: когда из Москвы в Анталью летит борт, на котором 200 человек, билет там будет дешевле, чем на рейсе из Самары в Анталью, где заполнено всего 20 кресел.
— Сейчас такие перелеты субсидируют регионы, поэтому цены не взлетят до небес. Работает программа софинансирования: дополнительные средства выделяют государство плюс регион. Предусмотрены скидки для льготников. Например, билет из Москвы во Владивосток дорогой, но он будет намного дешевле для студентов, пенсионеров, инвалидов.
Все это еще и развивает туристическую инфраструктуру. Задача местных турагентств — собрать достаточное число клиентов для перелета.
«СП»: На сколько выросли цены на авиабилеты в этом году и каковы перспективы?
— Сейчас, в разгар туристического сезона, цены растут. По данным Росстата, за первое полугодие по сравнению с таким же периодом 2023-го билеты подорожали на 17%. Но, по моим прогнозам, до конца года цены немного просядут. Хотя от инфляции никуда не денешься.