Что Хакасия делает в критической ситуации с бюджетом - полный расклад
Фото: 19rusinfo.ru

Доходы Хакасии снижаются, что отражается на многих важных сферах. Чтобы региону выполнить социальные обязательства, правительству приходится брать банковские кредиты и просить помощи федерального центра. Министр финансов Хакасии в ответе на запрос 19rusinfo.ru назвал ситуацию с исполнением бюджета критической.

Об этом пойдет речь завтра, на сессии Верховного Совета Хакасии в рамках правительственного часа. Заместитель главы республики Михаил Побызаков доложит депутатам о мерах, принимаемых в 2024 году правительством Хакасии по наращиванию доходной базы консолидированного бюджета республики.

Впрочем, информация по этой чувствительной для республики теме уже представлена депутатскому корпусу и обнародована в открытом доступе. ИА «Хакасия» считает необходимым опубликовать ее в полном варианте:

«О текущей ситуации с доходами

С учетом информации Управления Федеральной налоговой службы по Хакасии поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет в 2024 году оцениваются в сумме 31 млрд 470 млн рублей - на 25% (на 10 млрд 563 млн рублей) меньше, утвержденных бюджетных назначений текущего года.

Основные риски недопоступления доходов связаны с падением налога на прибыль организаций от алюминиевой и угледобывающей промышленности из-за неблагоприятной динамики цен на мировых энергетических и сырьевых рынках и дальнейшего усиления санкционной политики.

За 5 месяцев 2024 года объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов, поступивших в консолидированный бюджет Хакасии, составил 15 млрд 289 млн рублей - на 451 млн рублей или 3% ниже прошлого года.

Закономерно мы видим снижение доходов республиканского бюджета, поскольку основным бюджетообразующим налогом здесь является налог на прибыль организаций, и рост собственных доходов муниципальных образований, бюджеты которых наполняются за счет НДФЛ, УСН, неналоговых поступлений, например, аренды, - а они растут.

За 5 месяцев доходы республиканского бюджета снизились на 10% (на 1 млрд 280 млн рублей) и составили 11 млрд 691 млн рублей. В то время как собственные доходы муниципальных образований увеличились на 30% (на 829 млн рублей) и составили 3 млрд 598 млн рублей.

О мерах, принимаемых правительством Хакасии в 2024 году по увеличению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Хакасии

В целях стабилизации обстановки в угледобывающей отрасли правительство Хакасии совместно с предприятиями ведет систематическую работу с правительством России, федеральными министерствами транспорта и энергетики, полномочным представителем президента России в СФО и компанией «РЖД» по увеличению отгрузки угля из республики на экспорт в восточном направлении.

Сейчас идет активная работа по снижению транспортно-логистических затрат при экспорте угля.

18 июня 2024 года на встрече с первым заместителем председателя правительства России Денисом Валентиновичем Мантуровым глава Хакасии Валентин Олегович Коновалов представил предложения по устойчивому функционированию угледобывающих предприятий:

1) Увеличить квоту вывоза угля на экспорт на восток для Хакасии на 2024 год с 6,5 до 10 млн тонн.

2) Обеспечить вывоз угля из региона в соответствии с календарным графиком и параметрами, определенными соглашением с ОАО «РЖД» и поручением президента России от 1 февраля 2024 года № Пр-178.

3) Возобновить действие понижающих коэффициентов на дальность при определении платы на перевозку угля.

4) Установить в дополнение к коэффициентам скидки в размере 12,8%.

Федеральным органам исполнительной власти поручено отработать эти предложения.

При этом, как отмечалось выше, по иным источникам доходов у республики сложилась стабильная налоговая база, которая позволяет обеспечивать достоверность планирования и рост поступлений в бюджет.

Рост поступлений в консолидированный бюджет республики собственных налоговых доходов за исключением налога на прибыль и НДПИ по углю (в сопоставимых условиях) составил в 2023 году 110,6% (или 2 млрд 468 млн рублей). По итогам пяти месяцев текущего года рост поступлений (без учета налога на прибыль и НДПИ по углю) составляет 120% или 1 млрд 787 млн рублей.

Одним из самых стабильных источников, обеспечивающих ежегодный рост поступлений доходов в бюджет, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). По итогам 2023 года доля этого налога в собственных (налоговых и неналоговых) доходах консолидированного бюджета превысила 34%, в доходах республиканского бюджета 27%, в доходах местных бюджетов - более 58%. По итогам 5 месяцев этого года поступления налога составили 4 млрд 985 млн рублей - на 22% (на 899 млн рублей) больше уровня прошлого года.

Значительный вклад в доходную часть бюджета вносят платежи малого и среднего бизнеса, применяющего специальные налоговые режимы.

По итогам 5 месяцев текущего года прирост поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года от спецрежимов составил 40% (или 435 млн рублей). Основной объем прироста приходится на налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 351 млн рублей и на налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, - 54 млн рублей.

Увеличение поступлений доходов от малого и среднего предпринимательства обеспечивается за счет созданных и сохраняемых комфортных условий налогообложения (в виде пониженных ставок), а также мер по поддержке МСП в рамках госпрограмм.

Необходимо также отметить стабильную налоговую базу и ежегодный прирост поступлений по региональным налогам (налог на имущество организаций, транспортный налог). Общий объем поступлений по региональным налогам за 5 месяцев года составил 1 млрд 549 млн рублей, рост на 87 млн рублей (6%) к уровню прошлого года.

Существенные поступления доходов в бюджет приносит налог на добычу полезных ископаемых - ежегодно порядка 1,5 млрд рублей. Исключением стал 2023 год: в бюджет республики поступило 2 млрд 641 млн рублей из-за изменений в федеральном законодательстве (в 1 квартале 2023 года налоговая ставка на добытый уголь увеличена на 380 рублей за 1 тонну).

За первые 5 месяцев этого года поступления НДПИ составили 511 млн рублей, в том числе от добычи угля 247 млн рублей. По прочим полезным ископаемым поступления налога увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в 2,3 раза (на 151 млн рублей).

На постоянной основе правительство республики проводит работу по легализации налоговой базы. Совместно с МВД по Хакасии и налоговым органом инициированы контрольные мероприятия в отношении отдельных производителей пива. По результатам сумма доначислений только по акцизу на пиво составила около 4 млрд рублей.

Аналогичная работа проводится в отношении золотодобытчиков. Здесь основной проблемой является недопоступление НДФЛ. Сегодня такие факты имеются у отдельных компаний. Выясняются причины.

Необходимо отметить, что все доходы и в республиканский, и в местные бюджеты поступают от налоговой базы, которая формируется на территориях муниципалитетов. Поэтому работа по увеличению доходов касается как органов государственной власти республики, так и органов местного самоуправления.

В связи со снижением поступлений собственных доходов в республиканский бюджет правительство Хакасии с сентября 2023 года неоднократно обращалось в федеральный центр с просьбой о выделении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, а также о предоставлении авансовой дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

В результате в конце 2023 года Хакасии из федерального бюджета предоставлена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в размере 1 млрд 492 млн рублей. Средства направлены на выплату первоочередных расходов.

Также в начале 2024 года правительство Хакасии неоднократно обращалось в федеральный центр за дополнительной финансовой помощью в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов и дотации на выравнивание, предусмотренной Хакасии на 2024 год, в опережающем порядке (авансовой дотации).

В результате Минфином России:

- в январе одобрена доля авансовой дотации в размере 285 млн рублей (плюсом к ежемесячной доле - 285 млн рублей). Средства направлены на выплату зарплаты за январь работникам детских садов и школ;

- в марте одобрена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов в объеме 1 млрд 38 млн рублей (доля дотации марта - 259 млн рублей, три доли авансовой дотации - 119 млн рублей). Средства направлены на финансирование первоочередных расходов бюджета.

В 2023 году серьезной нагрузкой на бюджет Хакасии стало заболевание сельскохозяйственных животных заразным узелковым дерматитом. Опасная инфекция была заведена на территорию Хакасии из других регионов. В марте этого года правительство Хакасии направило обращение президенту России Владимиру Владимировичу Путину о выделении финансовой помощи из федерального бюджета на ликвидацию заболевания и компенсации владельцам изъятых животных в размере 529 млн рублей. Президент наложил резолюцию министру сельского хозяйства России внести предложения по поддержке региона.

Аналогичные обращения в этом году были направлены председателю правительства России Михаилу Владимировичу Мишустину, председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко, председателю Госдумы Вячеславу Викторовичу Володину, первому заместителю руководителя администрации президента России Сергею Владиленовичу Кириенко, полпреду президента России в СФО Анатолию Анатольевичу Серышеву, заместителям председателя правительства России Патрушеву и Абрамченко, министру финансов России Антону Германовичу Силуанову. По большинству обращений наложены резолюции о внесении предложений по поддержке региона.

О работе правительства Хакасии с предприятиями базовых отраслей экономики по повышению налоговых доходов в консолидированный бюджет республики

Правительство республики практически в ежедневном режиме ведет работу с крупнейшими налогоплательщиками, в первую очередь - в части платежей налога на прибыль организаций.

В прошлом году из-за падения налоговой базы сформировалась значительная переплата по налогу на прибыль организаций. По состоянию на 1 июня, по данным налогового органа, она составляла 6 млрд 454 млн рублей. Как следствие, во второй половине 2023 года организации не только не уплачивали налог (засчитывая имеющуюся переплату), но и возвращали значительные суммы из бюджета. В результате фактические поступления в 2023 году по сравнению с 2022 годом упали в 2,1 раза (на 10 млрд 446 млн рублей). При этом на 1 января 2024 года переплата по налогу снизилась до 458 млн рублей.

В этом году также имеется рост переплаты по налогу на прибыль организаций. По данным на 1 июня она составила 1 млрд 131 млн рублей (в том числе: угольная отрасль - 614 млн рублей; алюминиевая - 311 млн рублей; гидроэнергетика - 120 млн рублей; по прочим налогоплательщикам - всего 86 млн рублей). В связи с этим образовались риски для республики в части возвратов крупных сумм из бюджета.

В целях недопущения снижения доходов бюджета правительство Хакасии предложило налогоплательщикам подать заявления в налоговые органы о зачете переплаты по налогу на прибыль организаций в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налога. В результате нам удалось в этот сложный период зафиксировать в бюджете республики порядка 700 млн рублей.

Важно понимать, что мероприятия, связанные с легализацией налоговой базы, повышением налоговых ставок, отменой налоговых льгот могут лишь частично компенсировать выпадающие доходы в результате падения налоговой базы в основных отраслях экономики региона. Поэтому первоочередной, первостепенной задачей республики является развитие экономического потенциала, менее ориентированного на внешние рынки, которое в перспективе обеспечит устойчивость доходной (налоговой) базы и снижение зависимости бюджетов от платежей ресурсных отраслей.

В последние годы правительством Хакасии пересмотрен подход к развитию обрабатывающих отраслей промышленности: сделан упор на государственную поддержку таких предприятий.

В 2021 году создан Фонд развития промышленности Хакасии, который предоставляет льготные займы предприятиям на модернизацию производства. Сейчас капитализация фонда составляет практически 370 млн рублей. С момента создания фондом поддержано 17 проектов, общий объем инвестиций - 580 млн рублей, в том числе 2 проекта поддержано в текущем году (модернизация производства ООО «Саянские мясные продукты» и ООО «Бетонсервис»).

Льготные займы - очень популярная мера поддержки у промышленников. С учетом сегодняшней ключевой ставки коммерческие банки инвестиционные кредиты под менее 20% годовых не дадут, мы же поддерживаем наших промышленников по ставке от 3% до 7% годовых.

С целью докапитализации фонда правительство Хакасии готовит заявку на привлечение финансирования в этом году по линии Минпромторга России, прогнозная сумма докапитализации - 50 млн рублей.

С 2022 года также предоставляем субсидии промышленным предприятиям на возмещение части затрат на приобретение оборудования в размере до 50% от таких затрат и не более 20 млн рублей на заявителя.

Благодаря господдержке предприятия региона с 2022 года реализовали 44 инвестиционных проекта, привлечено более 1 млрд рублей внебюджетных инвестиций, на каждый государственный рубль предприятия вложили практически 3 рубля. Кроме того, создано 410 новых рабочих мест и увеличена отгрузка более чем на 4 млрд рублей.

Стимулирование промышленных предприятий будет продолжено.

С целью обеспечения роста собственных доходов республики правительство Хакасии создает особую экономическую зону «Хакасская технологическая долина», которая позволит сконцентрировать высокотехнологичные промышленные производства.

Между правительством Хакасии и ООО «РУСАЛ САЯНАЛ-2» подписано соглашение о намерениях по строительству нового завода по производству алюминиевой фольги и ленты с ожидаемым объемом инвестиций более 27 млрд рублей. Проект станет якорным для ОЭЗ, в его рамках будет создано около 500 рабочих мест.

Планируемые доходы в бюджет с учетом налоговых льгот от ОЭЗ с 2025 года по 2030 год оценочно составят 381 млн рублей в год (только НДФЛ). После окончания льготного периода, с 2036 года ОЭЗ начнет приносить доходы в республиканский бюджет - ориентировочно по 4,5 млрд рублей в год. Эта сумма рассчитана по проекту якорного резидента, по мере появления новых резидентов доходы от ОЭЗ будут расти.

Вопрос создания ОЭЗ поддержан первым заместителем председателя правительства России Денисом Валентиновичем Мантуровым.

В соответствии с перечнем поручений по реализации послания президента России Федеральному Собранию от 30 марта 2024 года №ПР-616 субъектам России планируется списать две трети задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета при условии направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций.

Правительство Хакасии ведет активную работу в этом направлении. Реструктуризация госдолга республики будет происходить в рамках инвестиционной деятельности. Совместно с предприятиями сформирован перечень из 50 инвестиционных проектов, общий объем инвестиций - порядка 160 млрд рублей. Задача на ближайшее время - наполнить эти инвестиционные проекты мерами государственной поддержки, включая строительство инженерной инфраструктуры для их реализации.

За период до 2030 года объем налоговых поступлений от реализации проектов составит порядка 15 млрд рублей.

Одной из первостепенных задач правительства Хакасии является привлечение федеральных средств на развитие республики.

В 2024 году президент России одобрил включение Хакасии в перечень субъектов, для которых целесообразна разработка индивидуальных программ социально-экономического развития на 6 лет, с 2025 года по 2030 год включительно. Правительство Хакасии добивалось этого решения с 2020 года.

Цель программы - создание условий для опережающего социально-экономического развития и создание новых точек экономического роста. Объем финансирования индивидуальной программы составит 1 млрд рублей ежегодно за счет средств федерального бюджета.

Нами предварительно направлен в Минэкономразвития России проект мероприятий индивидуальной программы.

Кроме того, в июле подадим заявку на конкурсный отбор региональных программ развития промышленности в Минпромторг России - на 250 млн рублей на 2025 год.

О работе с недоимкой и иной просроченной дебиторской задолженностью

В конце 2022 года создана межведомственная рабочая группа по сокращению недоимки и иной просроченной дебиторской задолженности в консолидированный бюджет Хакасии, в состав которой вошли заместители главы республики, руководители заинтересованных исполнительных органов, представители региональных управлений налоговой службы и службы судебных приставов.

Межведомственной рабочей группой проведено 5 заседаний с участием представителей прокуратуры Хакасии, 4 заседания с участием представителей муниципалитетов, где есть проблемы со взысканием этой задолженности. Также постановлением президиума правительства Хакасии от 22 марта 2024 года № 81-п утверждена «дорожная карта» по взысканию дебиторской задолженности по платежам в консолидированный бюджет Хакасии, пеням и штрафам по ним на 2024 год.

В результате сумма просроченной дебиторской задолженности бюджетов муниципальных образований Хакасии по неналоговым доходам на 1 апреля 2024 года по сравнению с 1 января 2023 года сократилась на 7,1%.

Отдельных пояснений требует имеющаяся недоимка - задолженность по уплате налогов и сборов в консолидированный бюджет Хакасии (как значительная часть просроченной дебиторской задолженности). Анализ опыта предыдущих лет показывает, что на начало года всегда существует переходящий остаток недоимки. При этом работа по сокращению и взысканию недоимки проводится налоговыми органами и службой судебных приставов на постоянной основе, в соответствии с полномочиями и налоговым законодательством.

Исполнительные органы Хакасии действующим законодательством не наделены полномочиями по взысканию просроченной налоговой задолженности. Вместе с тем правительство Хакасии оказывает всемерную поддержку налоговым органам по сокращению имеющейся недоимки:

- организовано информирование населения о задолженности по имущественным налогам и НДФЛ при обращении граждан за предоставлением государственных и муниципальных услуг в МФЦ, в том числе в рамках выездов в отдаленные муниципалитеты;

- организована работа с сотрудниками органов госвласти Хакасии и подведомственных учреждений, администраций муниципалитетов и муниципальных бюджетных учреждений по уплате налогов;

- организовано участие представителей налоговой службы и службы судебных приставов Хакасии в работе межведомственных комиссий по легализации теневой заработной платы и снижению задолженности в бюджеты муниципалитетов.

Таким образом, основной акцент в работе с просроченной дебиторской задолженностью правительство Хакасии ставит на задолженность, администрируемую государственными органами Хакасии и органами местного самоуправления.

О выявлении и регистрации коммерческих объектов недвижимости

Правительство Хакасии ежеквартально формирует перечни объектов капитального строительства, в том числе коммерческого назначения, которые построены на территории муниципальных образований и имеют разрешение на строительство, но не введены в эксплуатацию, а также объектов, которые не имеют разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. По состоянию на 1 января 2024 года таких объектов в регионе было 93 - на 23 (20%) объекта меньше, чем год назад. Наибольшее количество таких объектов - на территории Орджоникидзевского (24) и Ширинского районов (20).

Проблема регистрации прав возникает из-за того, что отсутствует законный механизм по побуждению правообладателей оформлять в собственность такие объекты. При этом муниципальные образования вправе обратиться в суд о признании таких объектов самовольной постройкой.

Также с целью выявления незаконного оказания гостиничных услуг в ходе выездных мероприятий в п. Главстан и с. Приисковое Орджоникидзевского района выявлено 11 объектов, в которых осуществлялась предпринимательская деятельность без оформления соответствующих документов (в основном это жилые дома). Все выявленные объекты приведены в соответствие и официально используются для оказания гостиничных услуг.

О наполнении собственными доходами консолидированного бюджета республики

Работа муниципальных администраций строится по тому же принципу, что и деятельность региональных органов власти и ведется по двум направлениям:

1. Сокращение недоимки просроченной дебиторской задолженности. В соответствии с решением межведомственной рабочей группы главам муниципальных образований рекомендовано обеспечить утверждение в срок до 1 апреля 2024 года плана мероприятий (дорожной карты») по взысканию дебиторской задолженности и направить его в министерство финансов Хакасии. Все муниципальные образования утвердили и представили соответствующие планы в установленные сроки и должны ежеквартально отчитываться о их реализации.

2. Реализация плана финансового оздоровления. Всеми органами местного самоуправления утверждены планы мероприятий (по аналогии с 60-п) по росту доходов бюджета, включающие реализацию мер по устранению неэффективных налоговых льгот и увеличению доходного потенциала местных бюджетов. Отчеты о реализации планов направляются в министерство финансов Хакасии, а положительный эффект учитывается при принятии бюджета муниципального образования».

Завтра депутаты не только заслушают Михаила Побызакова и зададут ему вопросы, а еще примут обращение к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину об оказании финансовой помощи региону.

Добавить комментарий

Комментарии  

Все таки мало выделяют денег для промышленности, ну что такое 500 млн за три года?
"Все смешалось в добе Облонских" Есть зам Исмагилова , курирующая финансы, есть перзам Курбатова. А докладывать по наращиванию доходной базы будет зам отвечающий за социалку Побызаков. Супер конечно и хвала этим "универсалам". Но как то странно таки. Вы не находите ? Не так уж и универсальны наши замы и не семи пядей во лбу каждый из них. Зная ситуацию , спецзамы срулили в отпуска ? Что вообще происходит в Республике ? С каких пор такая "универсальность" ? Пояснит кто не будь или так принять ? Что то между лопатками похолодело......
Первым делом упразднить Верховный Совет и ликвидировать статус Республики!
Прослезились....
Я думаю руки тянуть к Москве надо. Другого выхода нет. Никогда такого не было и вот опять.
В 23 году перед выборами утверждали и хвалились что бюджет увеличился в два раза. В отчёте Главы за год о проблемах молчок... А надо было тогда говорить что делаем и будем делать. Вместо этого Штаты раздули, двух новых замов взяли с которых толку ноль. Публичной программы развития нет, каждый сам за себя. Даже ИПР на 1 млрд создают кулуарно, обсуждение не духе нынешней власти.
завтра "заклятые партнеры" введут новые санкции и что? как соломку подстелишь? Хакасия что ли виновата что программа импортозамещения с 2014 ы стране выполнена очень, э-э..., специфично?
Цитата: "Совместно с МВД по Хакасии и налоговым органом инициированы контрольные мероприятия в отношении отдельных производителей пива. По результатам сумма доначислений только по акцизу на пиво составила около 4 млрд рублей". Если эта информация про один наш пивзаводик, то проверку проводила Москва, местные власти, силовики и налоговики здесь не при делах.
в черногорске частный сектор откачивает и вывозит канализационные стоки ас машинами и стоимость чиновники и политэкономисты хакресводоканала довели уже до 350руб/куб. и обязательно обанкротят и сам хакресводоканал в очередной раз и владельцев ас-машин и жителей, которые и так уже в основном банкроты и так во всем