Китайцы строят самые длинные и безопасные подземные и подводные переходы
Эх, если бы такая китайская чудо-машина была в свое время у строителей тоннеля под Ла-Маншем! Тогда и строительство Евротоннеля заняло бы куда меньше 7 лет, да и обошлось бы намного дешевле.
А придумали китайцы инновационную машина для строительства подводных и подземных туннелей. Придумали ее инженеры из компании China Railway Science and Industry Group и Университета Цинхуа. Она совмещает два типа прокладки тоннелей — бурение и взрывные работы. И опробуют эту машину уже в этом году, на строительстве самого длинного в мире подводного высокоскоростного железнодорожного туннеля между городом Нинбо к югу от Шанхая с островом Чжоушань.
Придуманный китайскими инженерами агрегат — это гигантский дисковый резак, который вгрызается в твердую породу. Испытания показали, что эффективность проходки может быть увеличена на 30% за счет предварительной обработки взрывчатыми веществами. Машина может распылять специальный композит на стены туннеля, чтобы стабилизировать их и предотвратить обрушение.
Чудо-бур может адаптироваться к различным геологическим условиям, китайцы обещают снижение износи оборудования, а значит, и сокращение задержек. Буровзрывную машину можно использовать при строительстве автомобильных и железных дорог, шахт и гидроэлектростанций.
Буровзрывной агрегат особенно полезен в сложных геологических условиях, где традиционные методы строительства могут быть неэффективными или опасными. Ну, например, там, где залегают подземные воды или есть мягкие грунты.
Опробуют новую технику при прокладке 16-километрового тоннеля под Восточно-Китайским морем. Тоннель позволит соединить 10-миллионный Нинбо с портовым Чтоушанем, который находится на одноименном архипелаге.
Впервые в мировой практике инженеры China Railway начали работу на обоих концах туннеля одновременно. Две секции соединятся посередине, что потребует высокой точности с допустимым отклонением всего около 2 сантиметров.
После стыковки буровзрывные агрегаты будут демонтированы и извлечены из-под земли, что также будет первой подобной операцией в мировой истории. Один из буров имеет длину 135 метров и весит почти 4.5 тысячи тонн. Он оснащен 308 специально разработанными режущими инструментами.
Строительство туннеля сопряжено с рядом технических трудностей. Между слоями мягкой и твердой породы имеется 28 переходов. Туннель будет расположен на глубине 78 метров под морским дном (хотя это и меньше, чем, например, у Евротоннеля, который проходит под Ла-Маншем на глубине до 110 метров).
Туннель немного уступает Евротоннелю (его длина более 20 км). Зато он почти на 10 километров длиннее, чем туннель между Гонконгом и Макао. В настоящее время Чжоушань и Нинбо соединены мостом через море и паромами. После завершения строительства туннель позволит пассажирам добираться из одного мегаполиса в другой всего за 30 минут (по мосту это время занимает 1,5 часа езды на машине).
Завершить строительство обещают уже в 2028 году, после чего туннель соединит Чжоушань с высокоскоростной железнодорожной сетью материкового Китая. Он станет третьим по длине подводным железнодорожным туннелем в мире после Евротоннеля и японского туннеля Сейкан между островами Хонсю и Хоккайдо. Поезда подо дном Восточно-Китайского моря будут курсировать со скоростью 250 км/час (под Ла-Маншем, например, поезда движутся с максимальной скоростью 160 км/час).
И это далеко не единственный подобный проект в Китае. China Railway Tunnel Group недавно завершила строительство самого глубокого туннеля в Китае с самым высоким давлением воды под устьем реки Чжуцзян (Жемчужная река). Теперь здесь проходит часть новой высокоскоростной железной дороги, соединяющей города Шэньчжэнь и Цзянмэнь в районе Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао на юго-востоке Китая.
Сейчас прокладка тоннеля под Жемчужной рекой идет полным ходом. Когда дорога будет сдана (а произойдет это, как ожидается, в 2028 году) в Шэньчжэне появится хаб для авиационно-железнодорожных интермодальных перевозок.
Правда, не все амбициозные тоннельные проекты в Китае пока удалось реализовать. И не только из-за экономических или инженерных препятствий. Проект 135-километрового тоннеля под Тайваньским проливом, который должен связать Тайвань и материковый Китай, пока не реализован из-за геополитики. Китайские инженеры разработали метод строительства самого длинного транспортного туннеля в мире: 135-километрового участка, соединяющего Тайвань с материковой частью.
КНР подготовила все для начала реализации проекта, когда это станет возможным с политической точки зрения. Впрочем, необходимо также привлечь инвесторов, которые готовы вложить в проект почти $80 млрд.
Идея туннеля обсуждалась на протяжении всего XX века, и только сейчас было найдено инженерное решение: дорога должна пересекать две зоны сейсмических разломов. Чтобы сделать тоннель безопасным, он должен погрузиться как минимум на 200 м ниже морского дна. Пока что так глубоко не строил еще никто на планете. Китайцы, как всегда, будут первыми.