Есть основание полагать, с момента публикации на Кремлин.ру перечня поручений Владимира Путина федеральному кабмину Хакасия стала еще ближе к весьма знаменательному событию. Глава государства 21 мая поручил правительству России
«утвердить индивидуальные программы социально-экономического развития Республики Алтай, Республики Калмыкия, Республики Марий Эл, Республики Тыва, Республики Хакасия, Чувашской Республики, Алтайского края, Кировской, Курганской и Псковской областей на 2025– 2030 годы, предусмотрев выделение из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в размере не менее 10 млрд рублей ежегодно на реализацию этих программ».
С 2020-го по текущий год федеральная казна предоставляет финансовые средства на реализацию индивидуальных планов развития Адыгее, Алтаю и Алтайскому краю, Калмыкии, Карелии, Марий Эл, Туве, Чувашии, а также Курганской и Псковской областям.
В августе минувшего года Счетная палата России засомневалась в эффективности этой модели социально-экономического развития отстающих российских регионов, предложив скорректировать траекторию развития некоторых субъектов федерации:
«На разработку ИПР могли бы в первую очередь претендовать Республика Хакасия и Томская область».
К мнению государственных аудиторов прислушалось федеральное профильное ведомство. Минэкономразвития России в апрельском релизе текущего года приводит цитату из выступления министра экономического развития России Максима Решетникова на совещании президента с членами правительства:
«В перечень включили только те регионы, где не реализуются другие адресные механизмы поддержки. Госпрограммы, как на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Крыму и Севастополе, а также программы социально-экономического развития, как, например, в Мордовии. С учетом того, что Адыгея и Карелия благодаря ИПР существенно улучшили свои социально-экономические показатели и вышли из десятки, на замену им предлагаем включить Республику Хакасию и Кировскую область».
В ближайшей перспективе кабмину Хакасии предстоит сверстать судьбоносный документ по известному лекалу. Как отметил Максим Решетников, «индивидуальные программы развития должны стать не просто механизмом адаптации и решения накопившихся проблем, а инструментом реализации стратегии развития каждого региона. Субъектам предстоит повысить качество формирования планов мероприятий: увязать их с мастер-планами, региональными стратегическими приоритетами, обновленными нацпроектами. И комбинировать механизм индивидуальных программ с другими инструментами господдержки».
В Хакасии, как известно, с некоторых пор на слуху две стратегии социально-экономического развития. Одну из них утвердил Верховный Совет Хакасии 29 января 2020 года, другую презентовал экс-депутат Госдумы Сергей Сокол в августе минувшего года на форуме «Единой России» в Черногорске. Как было не единожды сказано, стратегия Сокола получила одобрение в Минэкономразвития России.
Впрочем, за разработкой индивидуальной программы развития Хакасии могут последовать и ее корректировки уже в ходе реализации. Накануне на федеральном портале правовой информации опубликовано распоряжение федерального кабмина о внесении изменений в индивидуальную программу социально-экономического развития Тувы. Соседний регион остается среди участников федерального проекта, но ему в предстоящем временном периоде — с 2025 по 2030 годы - актуализировали критерии результативности. Надо полагать, не с целью послабления.
Комментарии