Налог по справедливости: 5 млн в год заработал, сколько должен отдать?
Фото: Karl-Josef Hildenbrand/dpa/Global Look Press

Госдума озаботилась прогрессивной системой налогообложения граждан

В Государственной думе 23 мая пройдут большие парламентские слушания по налоговому законодательству РФ. Об этом сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Правительством подготовлен ряд предложений по совершенствованию налогового законодательства. В четверг на больших парламентских слушаниях мы совместно с деловым сообществом, экспертами и регионами обсудим их», — сказал он.

По словам председателя нижней палаты, речь идет о справедливой налоговой нагрузке.

Подумать над увеличение налоговой нагрузки для богатых и снижении бремени для менее обеспеченных поручил еще в феврале президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Обсуждение изменений 20 мая в ГД обсуждалось на экспертном совете, в котором приняли участие в том числе представители бизнес-сообщества.

Как заявил в ходе заседания министр финансов Антон Силуанов, справедливая налоговая система должна быть сбалансированной, а также обеспечивать поступление ресурсов для решения масштабных общенациональных задач в социальной и экономической сферах.

«Параметры изменения НДФЛ для разных категорий доходов мы еще вырабатываем — [они] еще определяются. Но уже сейчас можно сказать, что важно, чтобы предложение о прогрессиях не затронуло большинство граждан, а касалось только тех, у кого высокие доходы. Необходимо, чтобы в выигрыше от налоговых изменений оказались семьи с детьми, то есть те категории граждан, которые нуждаются в государственной поддержке», — сказал он.

В частности, предлагается вычет по НДФЛ семьям с двумя и более детьми, имеющим невысокие доходы. В тоже время, отметил министр, необходимо создать стимулы для развития малого бизнеса.

«Действующий спецрежим для малого бизнеса необходимо донастроить таким образом, чтобы, с одной стороны, изменения не коснулись большей части этого бизнеса — 95% таких предпринимателей, а с другой — компании, созданные для оптимизации налогообложения путем дробления крупного бизнеса, — платили справедливые налоги», — сказал Антон Силуанов.

Глава Минфина подчеркнул, что налоговые изменения должны обеспечивать стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

Примечательно, что благосостояние некоторых семей оставляет желать лучшего, а ведь о демографических проблемах в последнее время говорят постоянно, и государство призывает рожать детей. При этом, по данным Росстата, в 2022 г. не могли купить холодильник и телевизор почти 60% семей с 1 и 2 детьми, 65% семей — с 3 детьми и более 80% семей — с одним родителем. И не секрет, что рождение каждого последующего ребенка доходы семьи уменьшает.

Преподаватель Высшей школы финансов и менеджмента (ВШФМ) РАНХиГС, налоговый консультант, к. э.н. Дмитрий Тихонов отметил, что в большинстве стран мира действует прогрессивная система налогообложения.

— Проще говоря, чем выше доходы, тем выше ставка налога. В Европе она доходит до странных значений. Очень плохая для населения, для бизнеса система во Франции — ставки высокие.

У нас — старая тема. В нашей Госдуме больше 15 лет лежали два законопроекта: по-моему, один — верхняя ставка 20%, второй — 30%. И где-то раз в 2−3 года пыль с них стряхивают и пытаются запустить заново.

Если говорит об общей логике, о том, какая у нас страна и какая у нас Конституция, то, скорее, у нас должна быть прогрессивная налоговая система, но оговорюсь, это все-таки по подоходному налогу, то есть налогу на доходы граждан.

Вопрос еще в том, что важна иногда даже не сама ставка, а сумма денег, которая остается у гражданина после уплаты налогов. У кого-то эта сумма свободного (или располагаемая) дохода маленькая, и у человека финансовой свободы нет. Если большая, то у человека есть возможность инвестировать, копить и т. д. Скорее всего, мы заинтересованы в том, чтобы эта сумма была больше. Тем более что нам сейчас много других элементов социального государства демонстрируют, поэтому, скорее всего, будет повышение.

Какие-то элементы повышения уже есть. Появились 15% и т. д. есть еще некие элементы публичности, которые, в частности, заключались в том, что министр финансов несколько раз клялся, что повышения налогов не будет. Сейчас ситуация такая, что жизнь стала более жесткая, надо где-то деньги брать. Скорее всего, мы придем к прогрессивной системе налогообложения.

В общем налоговом бюджете у нас подоходный налог — это не так много денег. Соответственно, если мы переходим к прогрессивной системе, то налог на доходы граждан становится более весомым, бюджет будет более заполнен деньгами.

Можно также говорить, что на каких-то этапах налоги выполняют дополнительные функции — распределительные, регулирующие. Когда-то низкий подоходный налог помогал в том числе сформировать капитал, то есть актив — компанию, оборудование. Сейчас это, наверное, уже прошло и пришла очередь того, чтобы брать больше налогов.

«СП»: Обсуждается взимание налога с наиболее обеспеченных граждан. А кого можно отнести к обеспеченному классу по нынешним меркам? О какой сумме можно говорить? У нас, во-первых, в разных регионах разные зарплаты, а во-вторых, многодетная семья и одинокий человек могут иметь одинаковый доход, но траты разные.

— Есть некие общие подходы. Я долго занимался налоговым планированием со стороны бизнеса. По моей оценке, 5 миллионов — это сумма нормальная для одного человека, чтобы на нее повышенную ставку давать. Остаются деньги на отдых, машину и т. д. Могут быть и другие оценки.

Вы правы, у нас нет субъекта налоговой системы «семья». Но поскольку политика государства явно направлена на поощрение многодетности, то, наверное, надо говорить о подушевом доходе, а не доходе лидера семьи или наиболее зарабатывающего. Пятеро детей и семья из двух человек, а мы налоги и расходы одного считаем — наверное, это социально несправедливо. Нужна какая-то дифференциация.

Важен еще и технический вопрос: в последние годы у нас законодательно замедлилось изменение налогов, а до этого было по 20−25 изменений каждый год. Это крайне неприятно и для бизнеса, и для контрольных органов, и бухгалтеров. Наша налоговая реформа в чем-то была продумана, а в чем-то нет, поэтому каждый год Минфин метался и пытался сделать то одно, то другое.

«СП»: Какие интересы бизнеса, прежде всего, малого, должны быть учтены? И как соблюсти интересы и граждан, и бизнеса, прежде всего малого?

— Если малый бизнес зарабатывает 5 миллионов, то он себя нормально чувствует. Даже в Москве.

Есть другая проблема, которую обещали решить — это переход от специальных систем налогообложения в общую систему. То есть был бизнес, условно говоря, на 15 человек, он облагался ставкой, допустим, 12%. А потом что-то выросло и стало 25% налогов буквально за месяц. А бизнес же все рассчитывает и учитывает. Это разовый прыжок в общую налоговую систему, когда и налогов много, и объем их больше… Бизнес иногда не выдерживает много налогов — либо нарушаем, либо закрываем. Обещали промежуточный режим, пока его нет, хотелось бы получить, потому что надо развивать малый бизнес.

«СП»: К вопросу о нарушениях. Не приведет прогрессивная шкала снова к серым зарплатам?

— Они и сейчас есть, но не так много и ловятся гораздо быстрее. Попытки будут, но их будут сильно гасить.

Давайте честно скажем еще одно — у нас одна из самых продвинутых системных и аналитичных налоговых систем в мире. Сказать, что у налоговой нет инструментов найти и поймать — нельзя. Другое дело, что не могут поймать за один месяц, потому что существует режим проверок и т. д. Но налоговые службы прослеживают цепочки до низа.

svpressa.ru

Добавить комментарий