Директор «Хакасресводоканала» опроверг намерение обанкротить абаканский МУП
Фото: 19rusinfo.ru

Действительно ли у государственного унитарного предприятия «Хакасресводоканал» есть намерение обанкротить муниципальное унитарное предприятие Абакана «Водоканал» и прибрать городские сети к рукам? Почему МУП покупает соль по 10,7 тыс. за тонну, а ГУП - почти в два раза дороже? Зачем ГУПу увеличение штата на 100 единиц?

Эти и другие неоднозначные вопросы возникли в ходе недавнего острого интервью с первым заместителем главы Абакана Владимиром Жуковским. Он привел аргументы, которые действительно наводят на мысли о шагах по преднамеренному банкротству муниципального предприятия. Для него созданы такие финансовые условия, при котором осуществление деятельности ставится под угрозу.

ИА «Хакасия» пригласило вторую сторону и задало вопросы директору нового ГУП «Хакасресводоканал» Максиму Войткину. Он же руководил и всем известным «Хакресводоканалом» с 2015 года, получив должность на конкурсных условиях. На тот момент счета ГУПа уже были арестованы, не было средств даже на ГСМ, а приставы изымали компьютеры. С 2017 года, после признания предприятия банкротом, им руководила конкурсный управляющий Оксана Николаева, а Максима Войткина вернули в качестве ее заместителя.

Когда по решению правительства Хакасии создали новый ГУП, Максим Войткин снова принял участие в объявленном конкурсе и стал директором.

- Максим Геннадьевич, сотрудники МУП «Водоканал» своем коллективном письме сообщают, что «Хакасресводоканал» выражает намерение охватить Усть-Абаканский район и Абакан. В связи с этим муниципальное предприятие ведут к намеренному банкротству. У вашего предприятие действительно есть такое намерение?

- В части доведения до банкротства муниципального предприятия Абакана «Водоканал», таких намерений у нас, конечно, нет. Нами высказывались варианты решения проблем, существующих при взаимодействии двух предприятий. Одно собирает стоки, транспортирует и передает их, другое принимает эти стоки, транспортирует, производит очистку и сброс.

До объявления «Хакресводоканала» банкротом, его взаимоотношения с водоканалами были закреплены договором от 2008 года, содержание которого не соответствовало новым правовым требованиям. В 2013 году вступил в силу закон о водоснабжении и водоотведении, которым требования были серьезно пересмотрены, в том числе в части качества сточных вод.

Водоканал, владеющий очистными сооружениями, исполняет природоохранное законодательство. Сбрасываемые в водоем стоки должны соответствовать установленным нормативам. В 2016-2017 годах начались проверки, работа федеральных надзорных органов, контролирующих качество стоков, ужесточилась. Нам было указано не только на обязанность по соблюдению природоохранных требований, но и по контролю своих абонентов.

В Черногорске, Расцвете, Тепличном, Усть-Абакане, Калинино, где есть балансово-эксплуатационное разграничение, начали устанавливать нормативы. Часть муниципальных образований утвердили их сами, часть делегировали эту функцию нам. С Абаканом велась большая переписка, установление норматива муниципалитетом была поставлена на паузу. Но эту работу все равно было необходимо провести.

Мы начали принимать меры по заключению договора с «Водоканалом» в новой редакции, но, к сожалению, взаимоотношения складывались как игра в кошки-мышки. Абаканский «Водоканал» находил причины, чтобы не сесть за стол нормальных конструктивных переговоров.

В 2018 году, когда ситуация стала критической, мы отправили типовой договор на следующий календарный период. Он содержал требования, указанные в нормативных документах, была установлена точка отбора проб. После длительной переписки он все-таки вступил в силу.

Мы вели переговоры, чтобы выработать некую юридическую конструкцию, которая позволила бы нам совместно, идя руку об руку, контролировать стоки. К сожалению, трехлетний срок переговоров с 2019 по 2021 годы не привел ни к чему. Плата за негативное воздействие у «Хакресводоканала» возросла кратно. В связи с этим принято решение проводить контроль в отношении абаканского «Водоканала» в полной мере.

- «Водоканалу» предъявлено 85 миллионов рублей платы за негативное воздействие. Это внушительная цифра.

- Да, по четырем инцидентам за 2022 и 2023 годы. Выявлено превышение максимально допустимых значений нормативов как по взвешенным веществам, так и ХПК, БПК. Мы выиграли первую судебную инстанцию, апелляцию, сейчас дело рассматривается в кассационной инстанции.

У старого предприятия «Хакресводоканал» осталась обязанность оплатить негативное воздействие государству. За 2021 год - 29 миллионов, 2022 год - 26 миллионов, 2023 год - 98 миллионов. Эти деньги не предусмотрены на вознаграждение конкурсного управляющего, как говорят обыватели, а на компенсацию ущерба или кредиторам.

- «Хакасресводоканал» берет пробы для контроля стоков на границе ответственности, где идет слив от АС-машин. Там нормативы ожидаемо завышены. Почему нельзя изменить точку отбора проб, где бы они соответствовали нормативам?

- Это не та точка. Пробы берутся на балансово-эксплуатационной границе, а точка слива находится далеко от нее. Кроме того, на этой ветке (точке слива) - КНС-31 - есть и стоки Абаканской ТЭЦ, а не только АС-машин. И она действительно нужна, но почему при ее строительстве не учитывались факторы негативного воздействия на систему водоотведения? В пункте приема стоков от нецентрализованных источников, если брать за основу типовой проект, должно быть организовано разбавление. В данной точке этого не сделано.

Допускается изменение точки отбора, если нет технической возможности это делать на балансово-эксплуатационной границе. Владимир Иванович озвучил предложение по отбору проб в другом месте. Если подходить к этому вопросу юридически, нам важно не нарушить действующие правила отбора проб. Мы понимали, что абаканский «Водоканал» не будет согласен с доначислениями и обратится в суд, который будет анализировать в том числе соблюдение процедурных моментов.

Точка отбора проб была определена не злонамеренно, мы не пользуемся этой ситуацией, а лишь контролируем этого абонента. Перенести точку отбора на 200 метров ниже, как предложено администрацией - это не в соответствии с правилами.

Никто с нас не снимет обязанности по контролю стоков. Какими они будут у Абакана, зависит от него самого.

Так хотим ли мы обанкротить абаканский «Водоканал»? Нет, не хотим. Мы хотим устроить наши взаимоотношения так, чтобы соблюдалось действующие законодательство, чтобы «Водоканал» контролировал своих абонентов. Аналогичную работы мы ведем в отношении еще порядка десяти предприятий.

- Обанкротить не хотите, но выражали намерение завладеть городскими сетями?

- Нет. В декабре 2023 года по инициативе абаканского градоначальника состоялось совещание в республиканском правительстве под председательством главы региона. Были выслушаны варианты разрешения ситуации. Я высказал перспективный вариант наделения «Хакасресводоканала» статусом гарантирующего поставщика, а «Водоканала» - статусом транзитной организации. При таком варианте абаканский «Водоканал» не лишается имущества (его никто так просто никто и не сможет забрать), работает на своих сетях и выполняет транзитные функции, перекачивая стоки, а с абонентами работает гарантирующий поставщик - «Хакасресводоканал». Для него устанавливается тариф на территории Абакана. Для абаканского «Водоканала» - тариф на транзит. В таком случае «Водоканал» уйдет от проблемы с контролем качества стоков.

Понятие транзитной организации появилось не так давно. Законодатель с 2013 года постепенно устраняет пробелы, учитывая различные ситуации в регионах, аналогичные нашей.

Предложенный мною вариант был внесен в протокол совещания, но, к сожалению, не рассматривается как выход и не планируется к реализации.

- Почему не реализован обратный вариант, при котором очистные сооружения планировалось передать Абакану, с учетом того, что на этот город приходится 85% стоков?

- Этот вариант был прописан в дорожной карте, утвержденной несколько лет назад. Абаканский «Водоканал» хотел забрать только очистные сооружения. Что бы он заговорил через 3-4 месяца, когда узнал, что нужно получать комплексное экологическое разрешение? Без него суммарно плата за негативное воздействие составила бы порядка 100 миллионов.

Если бы «Водоканал» забрал только очистные сооружения, то что делать с перекачивающими насосными станциями, с другими муниципальными образованиями? Они оказались бы в той же ситуации, что сейчас Абакан, только бы уже «Водоканал» вышел на контроль качества стоков. Это не решение проблемы, а ее перекладывание с одних плеч на другие.

Этот вариант не рассматривался на недавних совещаниях, потому что правительством Хакасии принято решение о создании нового ГУПа и передаче ему имущества предприятия-банкрота.

- Регулятор для нового ГУПа утвердил тариф на очистку стоков. Он увеличился с 9,09 до 29 руб. «Водоканал» удивляют серьезные расхождения в затратах двух предприятий. Так, на спецодежду МУП заложено 5 тыс. руб., ГУП - 32 тыс. Соль для МУП - 10,7 тыс. за тонну, ГУП - 17,1 тыс. Прокомментируйте такую разницу в затратах.

- Цифры действительно такие. Абаканский «Водоканал» приобретает соль первого помола, «Хакресводоканал» покупал и «Хакасресводоканал» покупает соль высшего сорта, класса «экстра».

- На что это влияет?

- Характеристики оборудования двух предприятий разное. У нас на одной из станций установлен большой комплекс мембранных электролизеров, которые работают только на соли высшего качества. Если сыпать низшего качества, недешевые детали придется менять, наверное, каждый месяц. Мы стараемся следить за качеством приобретаемых расходных материалов.

- А что скажете про разницу в расходах на спецодежду?

- Предприятие «Хакресводоканал» находилось в процедуре банкротства, и все необходимое приобреталось только в крайней нужде. В остальных случаях кредиторы были против расходов на ту же спецодежду. Мы не могли нормально обуть и одеть персонал. Сейчас «Хакасресводоканал» - новая организация, мы обязаны обеспечить сотрудников зимней и летней формой. В зимних сапогах, которые называют «золотыми», есть защита стопы от механических повреждений, поскольку люди работают на производстве. Они стоят недешево.

Абаканский «Водоканал» - устойчивое, развивающееся предприятие и, по данным общедоступных ресурсов, имеет прибыль, приобретает спецодежду. «Хакресводоканал» был в банкротстве и не делал этого в полной мере, сроки нормативной носки давно уже вышли. Сейчас в тариф включены необходимые затраты, чтобы обеспечить рабочих спецодеждой, как это прописано в нормативных требованиях.

Так что так называемые «золотые» соль и сапоги вполне объяснимы. Необходимые затраты мы подтвердили документами, и любая проверка это подтвердит.

Новый тариф вступит в силу с 1 июля, а сейчас мы работаем по тарифу, установленном для старого предприятия. В связи с этим сейчас есть сложности с финансированием ремонтных работ, были задержки по заработной плате. Мы произвели финансовый расчет необходимой финансовой помощи в виде увеличения уставного капитала.

Думаю, мы будем являться неким флагманом среди организаций водопроводно-канализационного хозяйства, который защитил тариф до нужного уровня, обеспечивающего проведение текущих ремонтных работ. К слову, в нашу ремонтную программу по водоснабжению и водоотведению заложено 35 миллионов рублей. А поставленная в сравнение с абаканским «Водоканалом» сумма в размере 101 миллиона учитывает еще и заработную плату.

- А сколько нужно средств всего, чтобы сети, оборудование привести в соответствие?

- Глубокая модернизация комплекса очистных сооружений Усть-Абакана - 3-4 миллиарда рублей. Чтобы все сделать с иголочки, наверное, 15-20 миллиардов только-только хватит. Нужно полностью перестраивать очистные сооружения Пригорска, модернизировать водозабор.

- Регулятор заложил «Хакасресводоканалу» увеличение численности сотрудников на 100 человек. Как предприятие работало раньше без них, и где планируете брать столько сотрудников при существующем кадровом голоде?

- Это не говорит о том, что мы будем раздувать штат. В 2015 году правительством Хакасии был разработан план оптимизации расходов предприятия. Тогда численность составляла чуть более 500 человек. После оптимизации численность сократили до 400. Сократили службу ремонта, штукатуров, маляров, сварщиков, водителей, бухгалтеров, экономистов, юристов, заместителей руководителя. Хотя по действующим нормативам у нас штат может быть 800 человек. Сейчас работает 386.

Для привлечения кадров сотрудничаем со среднепрофессиональными учебными заведениями, приглашаем на прохождение практики. Заработная плата в сравнении с «Хакресводоканалом» подросла, конкурентоспособность на рынке труда улучшилась.

- ГУП начал с чистого листа, расскажите об основных целях и задачах

- Это разработка проектно-сметной документации по большим объектам. Необходим капитальный ремонт магистральных водоводов, модернизация комплекса очистных сооружений Усть-Абакана и строительство нового комплекса Пригорска. В 2025 году есть возможность попасть в федеральные программы. Президент Российской Федерации анонсировал выделение беспрецедентного финансирования на ремонт и строительство сетей. Чтобы принять участие в федеральных программах, нужно подготовиться заранее.

Степень износа сетей достаточно большая, глобальные работы необходимы практически по всем объектам «Хакасресводоканала».

Добавить комментарий

Комментарии  

спор хозяйствующих субъектов вокруг "живых" денег. передали бы и объединили все на республиканском уровне - меньше споров
Что-то я не понял. А что черногорск тоже будет платить по таким сумасшедшим тарифам. Так все ж подорожает. За садики тоже поднимут, раз коммуналка в три раза поднимается. А мэр Черногорска что молчит, или его это не касается?!!!