В 2023 году Банк России провел масштабный опрос населения. Респонденты делились опытом общения с мошенниками. В результате удалось составить типичный портрет жертвы аферистов.
Чаще всего от действий кибермошенников страдают женщины 25-44 лет, со средним уровнем дохода, со средним образованием, имеющие постоянную работу. По результатам опроса в прошлом году с киберпреступниками столкнулось больше людей, чем в 2022-м. При этом пострадал каждый десятый из опрошенных, - отметила пресс-служба Отделения Банка России в Хакасии.
Как правило, сумма потери была менее 20 тысяч рублей. Обычно пострадавшие сообщали мошенникам данные карты и коды из смс, либо сами переводили им деньги. Самой распространенной формой обмана остается телефонное мошенничество (звонок и смс). При этом увеличилось число мошеннических случаев с использованием мессенджеров.
«Многие люди предпочитают звонки и сообщения в мессендежерах обычной мобильной связи. Но в мессенджерах нет систем фильтрации подозрительных звонков в отличие от сотовых операторов. Собеседник может скрыть свой номер. В этом случае пользователь увидит только аватар и подпись, а они могут быть любыми: например, название и логотип банка, интернет-магазина, портала «Госуслуги» или данные ничего не подозревающего человека.
Таким образом мошенники выдают себя за следователей, сотрудников государственных ведомств и других организаций. В последнее время преступники все чаще создают фейковые аккаунты руководителей компаний и пишут их сотрудникам. Все для того, чтобы выманить конфиденциальные данные и деньги», - рассказал управляющий Отделением Банка России в Хакасии Вадим Лузанов.
По информации МВД по Хакасии, в 2023 году жители республики отдали мошенникам более 300 миллионов рублей. Обманутыми оказались почти 1800 человек. По сумме ущерба и числу преступлений лидирует Абакан. По количеству реализованных схем обмана на втором месте Черногорск, но по размеру ущерба вторую строчку занимает Саяногорск.
Полицейские также предупреждают граждан: в случае, если вам поступил звонок с незнакомого номера и звонивший представляется сотрудником правоохранительного ведомства, государственной организации или менеджером банка, а после просит совершать финансовые операции, то самое лучшее и безопасное решение - прервать диалог и сообщить в полицию.
Кроме того, можно написать жалобу через интернет-приемную Банка России, приложив копии всех имеющихся документов. Подробнее о том, какие ловушки расставляют аферисты, чтобы завладеть чужими аккаунтами и финансами, читайте на образовательном портале Банка России «Финансовая культура».
Комментарии