Руководитель Государственного комитета в сфере закупок и контрактной системы Хакасии Дмитрий Бученик прокомментировал редакции 19rusinfo.ru ситуацию на рынке госзакупок.
Напомним, в связи со сложной экономической ситуацией в стране в федеральный закон внесен ряд изменений, а на откуп регионам отданы некоторые полномочия — например, упростить проведение закупок у единственного поставщика.
Накануне в гостях у информагентства побывал руководитель союза предпринимателей Хакасии Владимир Пчелкин, который эти изменения понял по-своему:
«Мы не понимаем, как это будет работать. Как будет заключаться соглашение? Если есть два поставщика с одинаковым товаром, кого выберут? Кого выберет заказчик? Конечно, он выберет того, с кем он работал, кто ему нужен. Вполне может появиться коррупционная составляющая. Нюанс этот не доработан. Зачем нам тогда нужен комитет по закупкам?»
Бученик дал конкретные пояснения.
Владимир Иванович, считает Бученик, высказал свое мнение, которое сложилось у него, видимо, из-за того, что он невнимательно изучал федеральный закон и постановление РФ.
8 марта был подписан закон №46, которым внесены изменения в рабочий закон ФЗ-44. Речь идет о заключении контрактов с единственным поставщиком — дает оперативную возможность заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком). На такой шаг законодатель пошел из-за постоянного роста цен.
«У нас последние 2 месяца очень много несостоявшихся закупок из-за роста цен. За три недели, когда мы выставляем лот с одной ценой, стоимость вырастает, и поставщикам уже неинтересно участие, никто не заявляется. И так 3-4 раза. Последний месяц очень много отказов в поставках по уже заключенным контрактам.
Как это выглядит. Поставщик побеждает, с ним заключают контракт. Но цена растет, поставщик приходит к заказчику и говорит, что вынужден работать себе в ущерб. В таких случаях расторгается контракт, в большей степени по соглашению сторон поскольку ситуация складывается нестабильная и госкомзакуп это понимает, вставая на сторону поставщика.
Но есть и другие случаи. Например, поставка ГСМ. В последнее время бензин, наоборот, подешевел. Однако бывают недобросовестные поставщики, которые, пользуясь ситуацией, угрожают расторгнуть контракт и требуют повышения стоимости. С такими поставщиками разговаривают в другом месте — в антимонопольной службе. Поэтому, чтобы у нашего заказчика был инструмент оперативного реагирования на повышения цен и борьбы с такими заказчиками, законодатель принял соответствующие изменения в 44 Федеральный закон", поясняет Бученик.
Каждый субъект сам прописывает случаи, когда есть возможность заключать контракты с единственным поставщиком.
«Мы ничего не придумали. Взяли 339-е постановление правительства РФ, переписали его под свою республику. И оно будет работать! Мы прописали три случая. Это установление единственного поставщика на территории республики. Например, определяем поставщика картофеля и говорим: с этим парнем районы могут заключать контракт, не надо выходить на конкурентные процедуры. Поставщика будут определять наши отраслевые министерства.
Это не означает, что именно только с ним нужно заключать контракт. Все конкурентные процедуры остаются! А список из потенциальных поставщиков, которые могут стать единственным заказчиком, может насчитывать хоть 200, хоть 300 имен. Это делается для того, чтобы наши заказчики могли оперативно работать в этих условиях, когда расторгаются контракты, не могут состояться закупки.
Второй случай - заключение контракта с единственным поставщиком по конкретной закупке, например, на стройках детских садов или школ. Государственные заказчики проводят конкретную закупку. Второе — когда муниципалы проводят закупку за счет средств республиканского или федерального бюджета. Третий — когда муниципалы закупают что-либо за счет своих средств.
Третий случай - закупка из резервного фонда республики (в экстренных ситуациях)», - поясняет главный по закупкам.
Коррупциногенный фактор, считает Бученик, будет сведен к минимуму. Потому что решать будут комиссии, а не какое-то конкретное лицо, как это было раньше, когда, к примеру, директора школы закупали продукты по космическим ценам (пример — директриса детского сада «Чахайях» в Аскизском районе — покупала молоко по 91 рублю за литр, это при старых-то ценах).
Качество тоже не пострадает — в регионе, напомним, уже два года действует система контроля, когда поставляемые продукты заказчики могут отправить на экспертизу и проверить, соответствует ли товар заявленным в закупке критериям. Для этих целей в республиканском бюджете заложены средства, то есть муниципальным заказчикам не придется выкраивать свои деньги.
По поводу долгов перед поставщиками. Сейчас, по утверждению Дмитрия Бученика, долгов у республиканских учреждений нет. Некоторые проблемы есть в муниципалитетах, но республика помогает.
«Я думаю, что от этого [долгов перед поставщиками] мы уйдем», - уверен руководитель Госкомзакупа.
Ну и о гречке напоследок — куда же без нее! Есть гречка — все спят спокойно. Нет — как-то тревожно на душе, особенно у паникеров. Неуверенность в завтрашнем дне.
Дмитрий Анатольевич уверен: ажиотаж возле этой рядовой крупы создан в общем-то на пустом месте:
«Некоторые цены у нас завышаются искусственно недобросовестными поставщиками, на что я хотел бы обратить внимание Владимира Пчелкина. К примеру, поставщики не могут сдать гречку, которая производится на территории Хакасии, даже по 45 рублей за килограмм. При этом ажиотаж, который создан вокруг этой гречки, привел к тому, что в магазинах цена доходит до 120-130 рублей за килограмм. Поставщики везут, продавцы складывают это на складах, искусственно создавая ажиотаж.
Та же самая ситуация с автомобилями б/у, которые стояли в салонах, их никто не покупал. А когда пошел ажиотаж, цены сразу поднялись на 30%.
Владимир Иванович лучше бы проводил разъяснительные беседы со своими подчиненными, что так делать не надо. Нельзя пользоваться ситуацией, в которой сейчас находится наша экономика. Нужно взяться за руки и сплотиться, помочь нашей экономике стабилизироваться».