В последний день лета в районе поселка Высокогорский в соседнем с Хакасией Красноярском крае запустили движение по самому северному мосту через Енисей. В церемонии открытия объекта по видеосвязи принял участие президент России Владимир Путин.
Высокогорский мост, который, впрочем, пока не имеет официального названия, строили меньше трех лет – и сдали на несколько месяцев раньше, чем предписывал контракт. Работы шли по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» и обошлись более чем в 7 млрд рублей.
В строительстве были задействованы свыше 1000 специалистов: представители генподрядчика, компании «Мостострой-11», и субподрядных организаций. А если учитывать всех, кто готовил конструкции для объекта, то число строителей моста составляет около 3000, рассказал во время видеосовещания под руководством Владимира Путина генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу.
Мостостроители отметили, что в Красноярском крае был возведен уникальный объект, один из самых непростых на сегодня в стране.
Ферму моста такой длины, например, впервые смонтировали в России. Большие сложности возникли и в связи с тем, что в этом месте дно Енисея сложено из очень твердых скалистых пород. Кроме того, работать пришлось при значительных перепадах температур.
Глава государства поблагодарил строителей за большую работу, которая к тому же завершилась раньше срока. Сдачу объекта прокомментировал и глава региона Михаил Котюков, который присутствовал на совещании у президента.
«Со строительством моста Красноярский край получит новый импульс для развития территории», – отметил он.
Теперь сообщение между берегами Енисея в районе Лесосибирска будет всесезонным, без проблем, связанных со становлением ледовой переправы или работой парома. Прежде в очереди на паром, к примеру, автомобилям иногда приходилось стоять сутками и даже неделями.
Мост связал центр региона и его северо-восточные районы на малоосвоенном правом берегу великой сибирской реки. Появление стабильной транспортной связи – это, по большому счету, и новое качество жизни для 17 населенных пунктов правобережья (где проживают около 100 тысяч человек), и путь к освоению больших природных богатств. Уже сегодня на эту территорию приходится четверть всей золотодобычи России.
Как заявляется, теперь коммерческая скорость доставки грузов и пассажиропоток от Енисейска до Северо-Енисейского в результате вырастет в 3-4 раза.
Помимо пути через Енисей, создавались подъезды к мосту с обоих берегов (обход поселка Высокогорский протяженностью 3,6 км и участок дороги к мосту от Енисейского тракта длиной 6,8 км), а в ближайшие годы планируется привести в нормативное состояние около 50 км дорог вглубь территории правого берега.
Об истории строительства
Конкурс на строительство седьмого моста через Енисей был объявлен в конце мая 2020 года. В итоге в июле того же года контракт был подписан с тюменским «Мостостроем-11». Компания обошла в конкурсе УСК «Сибиряк», которая предложила более высокую цену.
Работы в русле реки начались в мае 2021 года, а в октябре 2022-го для Высокогорского моста установили последнюю, 11-ю, опору.
Буровые работы велись в очень сложных условиях, на глубине до 2 м на дне Енисея, которое здесь сложено из древнейших твердых горных пород – гнейса.
На конец 2022 года были готовы все опоры и 8 из 10 пролетов моста. Металлоконструкции для них отгрузила компания «Курганстальмост», объем грузов последней партии составил 7,7 тыс. тонн.
Последний, 10-й, пролет мосту установили 25 января 2023 года. Затем были обширные работы по гидроизоляции ферм и иных конструкций, покраска, асфальтирование, установка оборудования и другие пусконаладочные работы.
Важным (и самым зрелищным) этапом стали испытания моста на прочность в июле этого года.
По переправе пустили 14 груженых самосвалов с массой каждого в 35 тонн. Автомобили использовали в процессе статического тестирования: их расставляли в 22 разные позиции над всеми 11 опорами и 10 пролетами.
Максимальная одновременная нагрузка на часть конструкций составляла 490 тонн. Затем грузовики проехали по мосту на разных скоростях. Испытания подтвердили прочность всех конструкций сооружения.
Последний день лета – 2023 войдет в историю как день запуска автомобильного движения по долгожданному мосту.
Эпопея длиной более 10 лет (от самых первых планов и 3 года строительства) подошла к концу, крупнейший инфраструктурный проект Красноярского края завершен. Какие изменения в социально-экономическом развитии ждут регион в результате – это уже истории будущего.
Комментарии