Пассажироперевозчики в Хакасии бьют тревогу - сфера испытывает серьезную нехватку кадров, тарифы экономически не обоснованы, а надзорники отказываются входить в положение. Представители этого бизнеса уверены - если и дальше не обращать внимание на проблемы отрасли, возить людей будет просто некому.
Пассажироперевозчики написали коллективное обращение в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хакасии Василия Кудашкина. В письме они назвали ситуацию катастрофической. Главное, что ставит под угрозу стабильное функционирование целой отрасли в регионе, - нехватка квалифицированных кадров. Ну не идут водители с категорией «D» работать в пассажирский транспорт, особенно в республиканской столице - зарплата маленькая, нагрузка большая, еще и дорожные работы не позволяют соблюдать расписание, за что прилетает по шапке.
К слову, коллективное обращение было направлено не только бизнес-омбудсмену, но и главе Хакасии, уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову, в профильные министерства и управление по вопросам миграции МВД по Хакасии. Проблема действительно серьезная.
Василий Кудашкин принял решение собрать все заинтересованные стороны за круглым столом. Встреча состоялась сегодня в Центре «Мой бизнес». Помимо самих перевозчиков здесь собрались представители прокуратуры Хакасии, республиканского правительства, администрации Абакана. Разговор получился конструктивным.
Приглашение также получило 19rusinfo.ru.
«Задача круглого стола - поиск и выработка предложений. Это сейчас проблема № 1 для перевозчиков во всей стране», - отметил Василий Кудашкин в начале обсуждения.
В качестве основных докладчиков, конечно, выступили предприниматели. Боль у всех общая - нехватка водителей. И причин тому множество. Одна из них - дорогое обучение.
«Почему в Шушенском обучение на категорию «D» стоит 13 тысяч, а в Абакане 40? Категория «С» у них стоит 11 тысяч, а у нас тоже 40 тысяч? Люди молодые не идут. А чтобы оформить на работу мигранта, нужно чуть ли не жить в миграционной службе, это очень сложно», - сказала представитель ИП Семенова А.А. Ольга Бессонова.
По обновленному законодательству получить категорию «D» можно только при наличии категории «С». В Абакане на это нужно потратить 80 тыс. рублей. Брать на себя такие расходы сами перевозчики не могут, поскольку нет никакой гарантии, что обучившийся водитель придет работать на пассажирском автобусе. Есть даже примеры - один предприниматель обучил около 15 человек за свой счет, из них к нему на работу пришли только трое.
Перевозчики сообщают, что испробовали все возможные варианты поиска сотрудников - через Центр занятости, телевидение, радио, миграционную службу, Минтранс, объявления на улицах и известные сайты.
«Нам нужна помощь, нет людей», - открыто говорят предприниматели.
ИП Галина Кожевникова сообщила, что еще необходимо по ее мнению предпринять, помимо поиска работников из числа мигрантов:
«Необходимо обращаться в адрес Минобороны, ДОСААФ, которое обязательно должно вернуться к практике обучения парней категориям «В», «С», «D», потому что это востребовано не только в нашей отрасли. Без государственной поддержки справиться нам невозможно.
Нужно отдать должное, в прошлом году в правительстве Хакасии было совещание по этой теме. Центр занятости обучил, если я не ошибаюсь, около 100 водителей. Из них в пассажирские перевозки пришел один».
Повышать заработную плату водителям, обновлять автопарк не позволяет уровень тарифов, - заявляют предприниматели.
«В Хакасии очень низкий тариф на перевозку пассажиров. В Красноярске, где пассажиропоток куда выше, стоимость проезда составляет 34 рубля. Мы обсчитали свои расходы, получилось около 35 рублей. А мы работаем по 28 рублей. Примерно 7 рублей с каждого билета мы теряем. Соответственно, мы не можем поднять заработную плату, водители уходят туда, где платят больше», - сказала Галина Кожевникова, приведя в пример угольные разрезы, где водители получают гораздо больше.
Как известно, большинство перевозчиков в республике возят людей по коммерческим маршрутам и вправе самостоятельно устанавливать тарифы - их органы регулирования не контролируют. Так почему же они не поднимают цены на билеты? Такой вопрос сегодня был задан предпринимателям. Они ответили, что пассажиры прекрасно умеют считать свои деньги, а потому будут передвигаться на автобусах, выполняющих муниципальный заказ (за 21 рубль) и троллейбусах (19 рублей).
«Мы сравнили нашу методику расчетов с соседним регионом и обратились в Сибирский федеральный университет, он нам насчитал 34 рубля. Но чтобы не страдала общая система транспортной сети, разница между коммерческой и муниципальной ценой должна быть 2 рубля», - рассказала представитель ИП Кружкова А.В.
Таким образом, перевозчики предлагают поднять стоимость проезда по регулируемому муниципальному заказу. Напомним, полномочия по установлению тарифов на услуги пассажирского транспорта в городах недавно были переданы с республиканского на муниципальный уровень. Легче перевозчикам от этого, как стало понятно из обсуждения в рамках круглого стола, не стало. У предпринимателей есть большие вопросы к методике расчетов.
Кроме того, предприниматели просят органы власти быть более гибкими, стараться находить общий язык. Например, перевозчику по маршруту № 116 Минтранс Хакасии грозит лишением свидетельства за нарушение расписания. При этом причины срывов очевидны - автобусы по 45 минут стоят в пробках на коммунальном мосту из-за капитального ремонта ул. Пушкина. Эмоциональный диалог по этой теме сегодня состоялся между предпринимателем и представителем Минтранса.
По итогам обсуждения была принята резолюция из нескольких пунктов. В частности, озвученные проблемы перевозчики готовы поднять и обсудить на совещании в правительстве Хакасии. Вопросов, которые необходимо решать уже сейчас, накопилось много.
«Мы столько лет сдерживали тарифы, обходились без государственной поддержки. Сейчас не можем», - просят помощи перевозчики.
Комментарии