Контрольно-счетная палата Хакасии обнародовала информацию об основных итогах анализа соблюдения законодательства при формировании средств ресбюджета, направляемых в 2021-2022 годах на компенсацию выпадающих доходов, связанных с оказанием услуг в сфере теплоснабжения.
По итогам проведенного анализа также озвучены возможные причины возросшей стоимости платы за отопление в декабре 2022 года и январе 2023 года (подробнее об этом - ниже).
Гигантские платежки за тепло: Хакасия готовит письмо Мишустину
Объектами экспертно-аналитического мероприятия выступили: Госкомтарифэнерго Хакасии, администрация Абакана, администрация Черногорска, администрация Усть-Абаканского поссовета.
По результатам проверки установлено следующее.
На территории Хакасии функционируют две модели ценообразования в сфере теплоснабжения - тарифное регулирование и ценовые зоны теплоснабжения в Абакане, Черногорске и Усть-Абаканском поссовете, переход к которым осуществлен в установленном порядке. При этом механизм выхода из ценовой зоны не предусмотрен.
Во второй модели цена на тепловую энергию (мощность) определяется по соглашению между администрациями муниципальных образований и единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО), но не выше предельной цены, рассчитанной Госкомтарифэнерго Хакасии и установленной приказами для каждого муниципального образования. По результатам выполненных аудиторами контррасчетов установленной предельной цены выявлены отклонения, что может свидетельствовать о ненадлежащем осуществлении Госкомтарифэнерго Хакасии соответствующих полномочий, а также о наличии риска оспаривания данных решений (приказов).
"В 2022 году в результате реорганизации АО «Енисейской ТГК (ТГК-13)», имевшей ранее статус ВТО, указанный статус присвоен АО «Абаканская ТЭЦ», по мнению которого обязательства по выполнению ранее заключенных с АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» соглашений об исполнении схем теплоснабжений у него отсутствуют. Отношения между администрациями муниципальных образований и ЕТО в ценовых зонах теплоснабжения регулируются соглашением об исполнении схемы теплоснабжения.
По состоянию на 01.06.2023 из трех муниципальных образований соглашение с ЕТО заключено только администрацией Усть-Абаканского поссовета. Администрациями Абакана и Черногорска проекты соглашений не подписаны в результате разногласий, в том числе по причине невключения понижающего коэффициента. Отсутствие заключенных соглашений, а также ограничение на проведение плановых проверок при осуществлении муниципального контроля, установленное федеральным законодательством, существенно снижают возможности по применению контроля за деятельностью ЕТО", - говорится в итогах проверки аудиторов.
Анализ ситуации, связанной с возросшей стоимостью платы за коммунальную услугу «отопление», начисленной за декабрь 2022 года, и получившей широкий общественный резонанс в январе 2023 года, позволил выявить ряд возможных факторов ее возникновения, включающих:
повышение цены за тепловую энергию (мощность) для Абакана на 11%, для Черногорска и Усть-Абаканского поссовета — на 12%;
среднемесячную температуру ниже климатической нормы;
увеличение отпуска тепловой энергии ЕТО;
недостаточные действия управляющих компаний по регулировке внутридомовых инженерных систем.
"В рамках тарифного регулирования Госкомтарифэнерго Хакасии устанавливались льготные тарифы для отдельных категорий потребителей, что привело к формированию на стороне РСО недополученных доходов в виде межтарифной разницы, компенсация которых осуществлялась за счет средств республиканского бюджета. Проверкой предоставления компенсации выпадающих доходов установлены недостатки, связанные с планированием и организацией внутреннего контроля, нарушения порядка предоставления компенсации в части предоставления субсидий при наличии оснований для отказа, принятия к расчету объема реализованных услуг, не соответствующих статистическим данным, перечисления субсидий с нарушением установленного порядка", - пишут аудиторы.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия направлены предложения в адрес администраций муниципальных образований по урегулированию взаимоотношения с ЕТО и устранению нарушений действующего законодательства, а также Госкомтарифэнерго Хакасии по установлению возможности перерасчета объемов фактического потребления тепловой энергии, в целях обоснованного расчета выпадающих доходов и обеспечению необходимого уровня контроля.
Комментарии