Торговцы пшеницей почти до дна вычерпали российские элеваторы
Ни зёрнышка нет
Цены на зерно в России падают, продовольствие массово вывозят из страны — мы кормим наших врагов. При этом розничная стоимость муки, круп и хлебобулочных изделий в РФ остаётся неизменной или даже растёт. Качество «народного батона» не улучшается, напротив, в нём всё больше и больше суррогатов. А качественный хлеб продолжает дорожать, ещё и постоянно теряя в своём весе. Получается как при царе — «не доедим, но вывезем». Зачем, в чьих интересах?
Около 60 млн тонн зерна, включая почти 50 млн тонн пшеницы — столько, по оценкам «Русагротранса», наша страна поставит на мировой рынок по итогам 2022/2023 сельскохозяйственного года. Если верить официальным данным Минсельхоза о урожае-2022, то это более его в целом и почти половина выращенной пшеницы. Не многовато?
«В структуре экспорта АПК поставки дружественным странам выросли и сейчас составляют 87%. Значительно увеличен поток в КНР, Турцию, Египет, Бангладеш, Алжир, Пакистан. Россия системно переориентируется на взаимодействие с надежными и ответственными зарубежными партнерами. РФ по итогам 2022 года сохранила статус нетто-экспортёра продукции АПК. Объем поставок на зарубежные рынки составил $41,6 млрд, а импорт — $35,7 млрд. Каждая пятая экспортная партия пшеницы в мире имеет российское происхождение», — говорит министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Нетто-экспортёр, это, конечно, хорошо. Наверное. В целом РФ тоже нетто-экспортёр, но вывозится исключительно сырьё — нефть, газ, руда, уголь, чушки металла, лес. Доля продукции даже первого передела, тех же ГСМ, ничтожна. В АПК — аналогично. Например, за 2022 год на экспорт пошла 881 тысяча тонн муки. Да, рост аж в 3,5 раза, вроде как прогресс.
Но за счёт чего? Как свидетельствует аналитическое агентство BusinesStat, производство пшеничной и пшенично-ржаной муки в России по итогам 2022 года увеличилось всего на 5,3% до 8,74 млн. тонн. То есть экспортировали более 10% муки, тогда как годом ранее было вывезено всего 3% того, что намололи. Из чего же тогда изготавливаются «народные батоны»?
Но и это ещё не все странности. Крупнейшим импортёром нашей муки внезапно стала Грузия, которой точно столько не надо. Но поставки увеличились почти в пять раз, что свидетельствует об одном — это не более чем транзитный пункт, далее продовольствие идёт в другие страны. Несложно догадаться, куда.
С поставками зерна творится то же самое.
«Российское зерно и продукты его переработки в 2022 году покупали 126 стран мира. При этом существенно — в 1,6 раза — увеличились отгрузки российской зерновой продукции в страны ЕАЭС, в том числе в Белоруссию на 72%, Казахстан — на 55%, Киргизию — на 64%, Армению — на 49%», — сообщает Россельхознадзор.
Всем означенным странам тоже столько не надо, то есть налицо опять транзит. Не стоит также забывать и про нелегальный вывоз российского зерна, который оценивается в десятки миллионов тонн. Есть даже мнение, что он превышает официальный!
«70% российского зерна торгуется иностранными компаниями. Что они здесь делают? Прибыль остаётся у них. Причём покупают они тут в три раза дешевле, чем продают там! 50% торговцев российским зерном — из недружественных стран. В том числе из офшорных юрисдикций» — возмущался ещё в конце прошлого года губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
Тогда, в декабре 2022-го, главы трёх южных «зерновых» регионов — Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области — подняли «зерновой бунт». С требованием убрать иностранцев от торговли русским зерном. А также перекрыть контрабандные поставки. В Кремле сделали вид, что ничего не происходит.
Учитывая явную недостачу муки для производства в РФ и объёмы экспорта — как официального, так и «теневого» — стоит говорить о том, что мы на пороге катастрофы. Или уже за её порогом?
«Цена остается на очень низком уровне относительно прошлого сезона, она упала почти в два раза. Юг торгует по 10,3 тысячи рублей за тонну пшеницы. В прошлом сезоне доходило до 19 тысяч рублей. В сложившейся ситуации есть ожидания сокращение производства зерна в ЮФО и СКФО, уход в производство других культур. Производить пшеницу невыгодно. Аграрии попытаются найти то, за что можно получить доход», — считает президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.
При этом очень симптоматично, что при таком падении цен на сырьё стоимость муки не снижается. Согласно данным экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», на конец мая с учётом статистической погрешности розничные цены на муку оставались стабильными, однако с наметившейся тенденцией к росту.
«Прошлогодний рекорд валового сбора зерновых — 150 млн. тонн — объясняется хорошей погодой. Нам сильно повезло буквально во всех зерновых регионах, ведь обычно собираем 125−130 млн. тонн», объясняет доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.
То есть если не остановить барыг, имеются все основания для того, что в будущем году Россия останется без хлеба. Не совсем, конечно, но нехватка зерна может случиться.
«Россия, несмотря на введенные в прошлом году санкции, продолжает выполнять обязательства надежного поставщика зерновых. Экспорт в этом сезоне (с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года) может составить порядка 61−61,5 млн. тонн зерновых, включая 52 млн. тонн пшеницы. Мы перешли в категорию надежного поставщика, который, несмотря на санкции, выполняет обязательства по поставкам. У нас появились новые покупатели», — вещает директор департамента аналитики РЗС Елена Тюрина.
Обязательства перед кем? Все обязательства перед представителями других стран вторичны, первичны — обязательства перед гражданами России. Или для РЗС всё как раз наоборот? Это организация, в которую в основном входят как раз «зернотрейдеры», а не производители. А они, как было сказано выше, в основном иностранцы. Представители недружественных государств.
Как посчитала компания INFOLine, кредитование перерабатывающей отрасли (пищевая промышленность) обвалилось в 2022 году на 50%. По результатам исследования аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza в 2022 году доля импорта в оптовом товарообороте пищевых продуктов увеличилась на 4,1 процентного пункта до 18,7%. То есть «зернотрейдеры» и прочие спекулянты вывозят продукцию села, а население всё больше денег тратит на импортную еду. Произведённую из российского же сырья!
«Объемы экспорта муки из Турции продолжат увеличиваться и в текущем году. Экспорт турецкой муки на сегодняшний день составляет 3 млн. тонн, что в ценовом эквиваленте достигает $1,5 млрд. Важной составляющей данного процесса является сохранение государственной поддержки отечественных аграриев», — говорит глава правления Федерации производителей муки Турции Халюк Тезджан.
Маленькая Турция, которая импортирует российское зерно, реализует на мировом рынке в три с лишним раза больше муки, чем РФ. То есть покупает у нас сырьё, перерабатывает, и продаёт. В том числе обратно в Россию. И так будет продолжаться до тех пор, пока в нашей стране не произойдут коренные перемены. В том числе во внешней торговле и в целом в экономической модели. Которая уже трещит по швам.
Комментарии