"Проекту тувинской железной дороги много лет. Представьте себе, первые проектные разработки еще при царе начались, в рамках Транссиба". Об этом сообщил экс-глава Тувы, а ныне депутат Госдумы Шолбан Кара-оол ВКонтакте. Вот что он пишет.
"Потом при Сталине к ним вернулись, когда Тува вошла в состав СССР, потом при Брежневе планы строили, когда горная добыча началась – асбест, никель. В новое время его ценность тоже понимали как надо.
И только в середине нулевых были сделаны первые реальные шаги. При поддержке Владимира Владимировича.
Он первый, кто не просто проникся идеей, но и оценил необходимость и неизбежность тувинской железной дороги. Не для одной Тувы, и даже не для Сибири. Всей стране она нужна.
История с угольным бумом это не просто показала, она прокричала – возможностей БАМа катастрофически мало.
Даже если магистраль модернизируют, увеличат пропуск, все равно это временно, ее мощностей не хватает даже для экспорта. Я уж не говорю о нормальном транзите.
Альтернатива - Тува.
Благодаря Путину в этом проекте Курагино – Кызыл никогда не ставили точку, даже в самые трудные времена.
Для меня это было поводом и стимулом продолжать работу. Доказывать, отстаивать, искать единомышленников.
Капля камень точит. Потихоньку идем вперед.
Сегодня шаг вперед - это решение вернуться к проекту железной дороги Курагино – Кызыл.
Понятно, что за решением вице-премьера России Виктории Валериевны Абрамченко много коллективной работы.
Я со своей стороны тоже много сил отдал этому проекту. И сегодня именно она не побоялась личной ответственности.
Потому что сибирячка, и прекрасно понимает, что для Сибири значат дороги, транспорт. Это база, основа жизни и развития.
Встретился с Викторией Валериевной Говорили о развитии нашей Сибири и моей родной Тувы".
Как сообщало 19rusinfo.ru, железнодорожная ветка не коснется напрямую Хакасии. За масштабную стройку отвечал бывший губернатор Хакасии, Виктор Зимин, занявший пост начальника Дирекции развития железных дорог Восточного полигона с 12 марта 2019 года.
Зимин говорил:
"Это интересный будет проект, с выходом в Китай, Индию и Пакистан".
Проект, необходимый Туве для вывоза угля с Элегесткого месторождения оценивается в более 126 млрд рублей (без НДС). К строительству было намерение привлечь железнодорожные войска Минобороны.
Несколько лет назад назад воплощением в жизнь проекта занималась Тувинская энергетическая промышленная корпорация Руслана Байсарова. Строительство дороги было начато в 2011 году, она должна была начать функционировать к 2018 году. Но был построен только 1 км пути около Кызыла. Стройку приостановили.
Затем министр обороны Сергей Шойгу решил привлечь на проект труд военных, в том числе из Хакасии.
Между тем ж.д. дорога Кызыл - Курагино не будет иметь существенного значения для Хакасии, хотя республика также рвется к выходу на Транссиб и тоже из-за вывоза добываемого угля. Но для Хакасии важен участок Междуреченск — Тайшет. В 2010 году его загруженность составляла 85%, при допустимом уровне 80%. Дальнейший рост уровня перевозок оказался проблематичным без серьезной модернизации этого участка, которая оценивалась минимум в 116 млрд. Этим проектом также было поручено заниматься Виктору Зимину, ушедшему из жизни в ноябре 2020 года.