О порочных схемах учета
В Хакасии и всей стране завершается переход на новую схему расчетов за общедомовые нужды в многоквартирных домах. Теперь все, включая сверхнормативы, будут оплачивать собственники.
Эта тема обсуждается уже давно. Но вне публичных обсуждений остается важная деталь, способная оказывать существенное влияние на плату за ОДН. Речь о возможном температурном искажении и некорректности учета общедомовых объемов потребления горячего водоснабжения. Если раньше это была проблема управляющих компаний, то теперь, после перехода на новую систему расчета, еще и собственников.
Редакция 19rusinfo.ru пригласила в редакцию заместителя министра строительства и ЖКХ Хакасии, руководителя департамента жилищного надзора Дмитрия Комарова. Он рассказал, к чему готовиться собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, и что нужно сделать для исключения некорректных расчетов.
Разговор дал понимание - в республике грядет очередной социальный взрыв. Да такой, что возмущения по поводу больших сумм за тепло могут показаться не такими масштабными.
- Дмитрий Вячеславович, с 1 марта текущего года изменятся правила расчета платы за общедомовые нужды. Тема очень обсуждаемая, о ней уже много говорилось, тем не менее, не все до конца понимают, что же изменится. Так чего ждать собственникам с 1 марта?
- Даже не 1 марта. Ждать стоит буквально завтра. А завершится весь этот процесс к 1 марта, совершенно точно. Причиной тому - постановление правительства России № 92 от 3 февраля 2022 года. В тексте сказано, что оно подлежит применению с сентября 2022 года.
Основная суть постановления заключается в том, что все объемы коммунальных ресурсов, затраченные на содержание места общего пользования в многоквартирных домах, в том числе сверхнормативные, теперь в полном объеме будут распределяться для оплаты на плечи собственников.
Ранее собственник был защищен пределами нормативного уровня потребления таких ресурсов. Все сверхнормативные объемы он не оплачивал в случае, если не принял такого решения. Все сверхнормативные объемы оплачивала управляющая организация. Теперь логика изменилась, законодатель решил, что собственник должен нести нагрузку в полном объеме, в том числе и сверхнормативную.
В 92-м постановлении есть также норма, что за период с сентября по декабрь 2022 года в первом квартале 2023-го должна быть выполнена корректировка. Все сверхнормативные объемы в домах, где они есть, должны быть перераспределены на собственников. Есть случаи и отрицательных значений общедомовых нужд. Они должны быть зачтены в счет будущей оплаты. Давайте будем реалистами, мало где эти значения отрицательные. В большинстве случаев они положительные, есть и сверхнормативные объемы потребления, причем встречаются довольно часто.
- Речь о том, что с большей долей вероятности мы все увидим в мартовских платежках увеличенные суммы за ОДН?
- Мы их уже видим. В адрес жилнадзора уже начинают поступать обращения с просьбой проверить корректность начислений таких объемов за январь. Законодатель установил период для проведения корректировки - январь-март. В марте весь процесс уже будет завершен.
За собственниками выбор. Они могут принять решение о ежемесячном распределении, или о распределении по нормативу с последующей корректировкой по году. Хотелось бы довести до понимая собственников, что любая корректировка - очень нудный процесс. Разобраться за все 12 месяцев будет очень сложно. Настоятельно рекомендую собственникам принимать решение о ежемесячном распределении. Если собственник получил платежку и не уверен в объемах, гораздо проще разобраться в масштабах месяца.
Необходимо понимать, от изменений нам не уйти. Такова федеральная воля - мы будем платить за коммунальные ресурсы в полном объеме. Управляющие компании от этого процесса, грубо говоря, отодвинули. Хотелось бы, чтобы собственники заняли активную позицию в этой части.
- Решение о ежемесячном распределении платы за ОДН или с корректировкой по году должно приниматься на собрании жильцов?
- Конечно.
- Вы упоминаете сверхнормативные объемы потребления. Откуда они берутся в случае с ОДН?
- Нас тоже этот вопрос регулярно мучает. Вроде бы, зайдем в любой дом, висит несколько лампочек в подъезде, кранов для горячей воды давно не видел. Предположим, есть технологические потери, стояк отремонтировали, батарею поменяли, воду скидывали, но все же это не столь существенные потери.
В этой связи давно обсуждается вопрос о температурном искажении и в принципе некорректности учета общедомовых объемов потребления горячего водоснабжения. Вопрос обсуждают уже лет десять и теплоснабжающие организации, и управляющие, и ряд технически подкованных собственников. Имеют место быть некоторые инсинуации, которые способны увеличить регистрируемые объемы потребления общедомового горячего водоснабжения.
Мы подготовили максимально понятные материалы на этот счет, представили их на совещании в правительстве Хакасии 8 февраля. Минстроем Хакасии и в августе проводилось совещание с тепловиками, управляющими организациями. Мы призывали теплоснабжающие предприятия к использованию корректных схем учета, которые не влекут увеличения регистрируемых параметров.
Как показало время, мы пока не услышаны. На крайнее совещание мы также приглашали Хакасское УФАС и прокуратуру, потому как ситуация ведет к далеко идущим последствиям.
Коли мы видим возможное завышение регистрируемых параметров, то должны рассмотреть это и в призме того, что управляющие компании ранее эти объемы приобретали, прекрасно осознавая, что они могут быть завышены.
В ноябре 2022 года по всей стране проходила кампания по продлению сроков действия лицензий на управление многоквартирными домами. Есть ряд обстоятельств, которые орган жилищного надзора должен исследовать при вынесении решения о продлении лицензии. Одно из обстоятельств - проверка управляющей компании на наличие задолженности перед ресурсоснабжающими предприятиями. Наличие такой задолженности за два месяца и более является основанием для отказа в продлении лицензии.
В связи с этим в ноябре Минстрой Хакасии отказал большинству заявившихся на продление лицензий управляющих компаний. Исходя из сроков действия их лицензий предполагалось, что их срок истечет 10 января.
Это проблема не только Хакасии, но и других регионов. У большинства управляющих компаний есть непонятным образом сформированные задолженности. Ситуация попала на вид федерального министерства, взята под контроль. Оперативно было инициировано принятие закона, автоматически продлевающего действие лицензий на полгода. Соответственно, срок продлен до 1 июня. Нам предстоит повторная кампания по продлению лицензий.
- Но долги-то никуда не делись.
- Требования не изменились, и долги никуда не делись. Их формирование вызывает ряд вопросов - объективны ли они, надлежащим ли образом сформированы? Мы, как жилнадзор защищаем права собственников, но никак не управляющих компаний. Мы стараемся поставить вопрос на вид органам прокуратуры, УФАС. На мой взгляд, у них есть полномочия вмешаться.
Пока объем не распределен на собственников, мы не имеем права вмешиваться во взаимоотношения хозяйствующих субъектов.
Если вопрос не будет рассмотрен, не будут сделаны правовые выводы, ситуация повторится. Процедура продления лицензий будет проходить с 3 по 27 марта. Долги никуда не делись. Жилнадзор не может сюда вмешаться, так как это не права граждан. Есть большой риск остаться без большинства управляющих компаний к 1 июня. Хотелось бы обратить внимание на это иных надзорных органов. А именно - на способ формирования общедомовых объемов потребления, которые управляющие компании покорно принимают и признают задолженностью.
- Соответственно, завышена и плата жильцов?
- Постановление № 92 предусматривает распределение таких объемов в течение квартала. Как только он будет распределен на собственников, конечно, у органа жилнадзора развязываются руки. Но это уже будет борьба с последствиями, поскольку проблему мы видим сегодня, и видели ее год назад, пытаясь донести до всех информацию.
Как только объем будет распределен на собственников, это, конечно, станет общей проблемой, ровно такой же, как и декабрьский скачок платы за отопление. Считаю целесообразным бороться с причиной, а не с последствиями.
- Разъясните, по возможности, простым языком, в чем заключается хитрость? Почему объем потребления может быть завышен?
- В 8 классе школьного курса физики изучают термодинамику. Любой предмет при нагревании расширяется, при остывании - уменьшается в объемах. Не исключение и вода, поступающая в многоквартирные дома. Мы подробно проанализировали причины, которые ведут к тепловому расширению регистрируемого горячего водоснабжения. Это является причиной искажения результатов измерения общедомовых приборов учета.
Есть приборы учета, способные надлежащим образом учитывать потребление горячей воды, а есть приборы учета тепловой энергии, задача которых определять объем услуги «отопление», но никак не горячего водоснабжения. Это две разные коммунальные услуги, и задачи у приборов учета разные.
Все приборы учета горячего водоснабжения имеют очень ограниченный ресурс, как правило, быстро выходят из эксплуатации. Практически 99% таких приборов учета вышли из эксплуатации уже давно. Программа по оснащению общедомовыми приборами учета активно протекала в Хакасии, кажется, с 2008 по 2012 годы. Выделялись федеральные средства, действовал 185-ФЗ, предусматривающий мероприятия по энергосбережению. В эти годы вся республика была оснащена этими приборами учета. Затем финансирование стало более скромным, процесс перестал реализовываться. Приборы повыходили из строя, никто их в части горячего водоснабжения восстанавливать не пожелал.
При этом действует 261-ФЗ, который указывает на то, что любое ресурсоснабжающее предприятие обязано осуществлять и деятельность, направленную на оснащение приборами учета поставляемого ресурса. Приходим к выводу, что теплоснабжающие предприятия такие приборы могли восстановить. Эту же деятельность должны осуществлять и управляющие компании в рамках закона об энергосбережении. Однако этим вопросом никто заняться не пожелал.
В связи с этим мы имеем некорректный учет, влекущий увеличение регистрируемых значений.
Видимо, и управляющие компании, и теплоснабжающие этот процесс устраивает. Чаще всего искажение происходит в сторону ресурсоснабжающего предприятия. Этот процесс не устраивает нас, мы видим риски и не допустим перераспределения таких объемов.
Всем известно, что органы надзора ограничены в полномочиях, запрещена выдача предписаний. Будем бороться всеми доступными способами. Но еще раз подчеркну. Хотелось бы не допустить такой ситуации, а не бороться с последствиями.
- Необходимо заменить общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, и проблема будет решена?
- При этом цена им довольно невысокая. Это обычный водосчетчик, их два на общедомовом узле. Масштаб трагедии - тысяч пять от силы. А вот величина искажения регистрируемых параметров… Мы в презентации показали на примере отдельно взятого типового абаканского дома. Приходим к неутешительным выводам о том, что использование приборов учета, не предназначенных для измерения горячей воды, способно привести к увеличению регистрируемых объемов в данном случае до 87 кубических метров в месяц.
Чтобы было понятно для простого потребителя, сделали аналитику в грузовиках. Водовозка на базе ГАЗ имеет объем 4 куб.м. Как правило, ее хватает для заливки хоккейной площадки во дворе многоквартирного дома. Приходим к выводам, что применение таких порочных схем учета влечет фактическое увеличение в отдельных случаях до 25 таких грузовиков в месяц.
- Это один дом. А речь о всех многоквартирных домах?
- Аналогичная ситуация практически во всех домах.
- Имеет ли значение способ управления домом?
Там, где осуществляется непосредственный способ управления, эти объемы полностью распределяются на собственников всегда, и до вступления в силу 92-го постановления. По этим домам жилнадзор ведет борьбу давно. Выданы предостережения, инициированы обращения в суд.
Но подавляющее количество домов находится на управлении. Их текущая ситуация коснется в течение первого квартала. Ее осложняет и позиция судов Хакасии. Мы проанализировали судебную практику, запросили позицию Минстроя РФ, поставили вопрос а можно ли пользоваться приборами учета тепла для учета горячего водоснабжения. Получили однозначный ответ нет. Тем более, это запрещено в период отопительного сезона, когда теплотехнические характеристики теплоносителя повышаются, а температурные искажения приобретают более глобальные объемы.
Федеральный Минстрой говорит о том, что этого делать нельзя, также нами изучена судебная практика других регионов. Нашли много практики кассационного уровня, которая говорит о том, что так делать нельзя. Но при том в Хакасии часто судьи выносят решения, в частности Арбитражного суда, противоречащие этой позиции. Что еще больше пугает, они доходят до кассационного уровня и закрепляются.
Есть также судебные решения, того же Арбитражного суда Хакасии, которые запрещали тепловику выставлять такие объемы управляющим компаниям.
- Кто выходил с такими исками?
- Ранее действующее предприятие ООО «Хакасский ТЭК» пыталось взыскать с усть-абаканской управляющей компании объемы за общедомовые нужды, применяя некорректные способы учета. Суд встал на сторону управляющей компании, истец резко уменьшил исковые требования.
- 99% управляющих компаний по вашим словам пользуются неправильными приборами учета горячего водоснабжения. Все все знают, но почему за столько лет никто не обязал их исправить ситуацию?
- По тем обращениям граждан, где они указывали на неисправность таких приборов учета, неоднократно выдавались предписания, предостережения. Локально этот вопрос отрабатывался. Нужно понимать, что в Черногорске 441 многоквартирный дом, в Абакане - 827, в Саяногорске - 350. Жилнадзор не в состоянии в отношении каждого собственника эту проблему системно решить. Поэтому эта ситуация и требует подключения иных органов, которые способны масштабно рассмотреть, нет ли здесь умышленных действий монополиста, каким образом сформирован объем задолженности. Повторюсь, мы будем вынуждены большинству управляющих компаний отказать в продлении лицензий по этой причине. До настоящего времени федеральным Минстроем никаких изменений в требования оценки не внесено.
- Совсем нерадужные перспективы обрисовываете. С 1 декабря потребители и так ощутили подъем тарифов ЖКХ. Сейчас взлетит плата за ОДН, а к 1 июня дома вообще могут остаться без управления.
- Нерадужные. Призываю управляющие компании заняться оснащением надлежащими приборами учета как минимум. Как максимум - не принимать покорно ненадлежащим образом сформированные объемы. Аукнется все тем же управляющим компаниям.
- Понимаю, что дать четкие прогнозы тяжело. Но хотя бы примерно - на сколько в процентах может вырасти плата за ОДН?
- Существуют локальные ситуации, где общедомовые объемы и отрицательные. Но могу рассказать об одном многоквартирном доме, жильцы которого обратились в Минстрой. Счета управляющей компании дома были арестованы, деятельность парализована. Начали разбираться, анализировать суммы на общедомовые нужды, начисляемые управляющей компании. Пришли к ужасающим выводам - 190-200 тысяч в месяц за сверхнормативные объемы за горячую воду выставлялось к оплате. Это за месяц. Нам бы очень не хотелось, довести до ситуации, когда эти 190-200 тысяч раз в месяц будут раскидываться на собственников.
Минстрой Хакасии подготовил презентацию, в которой изложил причины некорректности учета общедомовых объемов потребления горячего водоснабжения. Презентация была представлена на совещании в правительстве Хакасии 8 февраля. Приведем некоторые слайды, наиболее понятные простому потребителю.
Комментарии