Африканское турне нового министра иностранных дел Китая — итоги и прогнозы
Перед африканским турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова с аналогичным турне отправился и новый китайский министр Цинь Ган. Назначен он в декабре 2022 года, и сразу развил бурную дипломатическую деятельность.
Цинь Ган — один из самых молодых министров иностранных дел в истории Китая, ему всего 56 лет. Например, его предшественник Ван И возглавил министерство в 60 лет (как, кстати, и большинство прежних глав МИДа — от Цянь Циченя до Тан Цзясюаня).
Молодость (по меркам китайский партократии) Цинь Гана компенсируется его огромным дипломатическим опытом. Он был дипломатов в обеих самых недружественных странах — Великобритании и США.
Цинь Ган в разные годы возглавлял пресс-службу и службу протокола китайского МИДа. Работа послом Китая в США совпала с резким обострением отношений между странами. Американцы ввели санкции против всех крупнейших технологических компаний Китая — Yangtze Memory Storage, Nvidia, AMD, Zhejiang Dahua, Huawei, ZTE, Hytera, Hikvision и многих других.
Апофеозом американского безумия стало выступление Джо Байдена, во время которого он назвал главу Китая Си Цзиньпина «диктатором».
Впрочем, Цинь Ган, похоже, и не возлагает особых надежд на нормализацию отношений с американцами. Он укрепляет отношения со странами, которые с легкой руки колонизаторов из США называли «третьим миром». Один из приоритетов нового главы китайского МИДа — именно Африка.
Африка — не поле битвы, а бездонный рынок
Министр Цинь Ган в январе успел посетить 5 африканских стран — Эфиопию, Габон, Анголу, Бенин и Египет. Также побывал он в штаб-квартирах Африканского союза и Лиги арабских государств. Причем Африка уже 33 года подряд становится местом первого зарубежного визита министра иностранных дел Китая.
Согласно официальной версии, цель турне — «углубить китайско-африканское всеобъемлющее стратегическое партнерство и сотрудничество». За этими красивыми словами скрывается усиление роли Китая в Африке по всем направлениям — экономическому, транспортному, гуманитарному и, конечно, военному.
Цинь Ган заявил, что африканский континент не должен становиться полем битвы для соперничающих мировых держав.
— Африка должна быть большой ареной для международного сотрудничества, а не ареной для конкуренции между крупными странами, — сказал Цинь на пресс-конференции с председателем комиссии Африканского союза Мусой Факи.
Да Китай никогда так и не воспринимал Африку — в отличие, скажем, от США или Франции. Колонизаторских устремлений у Китая не было: Пекин не выкачивал чужие ресурсы, а занимался развитием.
Неслучайно свой визит Цинь Ган начал с открытия новой штаб-квартиры Африканского центра по контролю заболеваний (CDC), построенной китайскими инженерами в Аддис-Абебе. О строительстве впервые объявил Си Цзиньпин еще в 2018 году на саммите в Пекине. Штаб-квартира CDC стала третьим по важности китайским проектом на континенте после штаб-квартиры Африканского союза в Эфиопии и конференц-центра Африканского союза в Замбии.
Китай не даст Западу провернуть «колониализм 2.0»
На пресс-конференции Муса Факи не уставал благодарить Китай за щедрую поддержку. И напомнил, что именно Китай всегда поддерживал Африку в ее борьбе за национальную независимость и освобождение.
Китайские стройки в Эфиопии и Замбии продемонстрировали, по какой модели с африканскими странами готов работать Пекин. Штаб-квартира CDC, например, была не только построена, но и полностью оснащена. За китайский счет.
Китай даже будет предоставлять экспертов, которые вместе с африканскими коллегами займутся выявлением биологических угроз.
Строила объект China Civil Engineering Construction Corp (CCECC). Это государственная корпорация, которая занимается китайскими строительными проектами за рубежом, — от Израиля до Колумбии. В Африке самыми крупными китайскими проектами были пока железные дороги — в Нигерии (между столицей Лагосом и вторым по величине городом Кано), Замбии и Танзании (дорога TAZARA, которая позволила Замбии активнее экспортировать полезные ископаемые и дала толчок для урбанизации страны).
Над проектами трудятся, конечно, китайские инженеры. А вот рабочая сила — местная. Например, штаб-квартиру CDC в Аддис-Абебе строило более тысячи местных — и китайская корпорация обеспечила им все условия, вплоть до обучения.
«Мягкая сила» Пекина против «железного кулака» Вашингтона
— Китай не дает пустых обещаний, а тем более не давит на других против их собственной воли, — заявил на пресс-конференции Цинь Ган. И пообещал, что штаб-квартира CDC будет полностью находиться в ведении Африканского союза без какого-либо вмешательства со стороны Китая.
А вмешиваться и не нужно — китайская «мягкая сила» уже работает. Через обучение персонала, поставки оборудования, экспертные консультации. Причем Китай действует крайне хитро и изощренно — в отличие от прямолинейности «железного кулака» США.
Накануне турне Цинь Гана многие западные издания разразились гневными статьями и экспертными комментариями: мол, Китая практикует в Африке дипломатию «долговой ловушки». Это очевидная ложь: в прошлом году Пекин простил 23 кредита 17 африканским странам.
А вот время визита в Эфиопию Цинь Ган на встрече с премьер-министром Абием Ахмедом объявил, что Китай списывает стране часть долга. Эфиопия заняла у Китая почти $14 миллиардов, начиная с 2000 года — а после гражданской войны в Тыргае обращается за адресной помощью.
Для Китая списание части долга — не критично. Зато символическая важность этого жеста крайне велика. Африканские элиты снова убедились, кто их истинный друг, а кто только льет вашингтонскую желчь в бессильной злобе.