Миллион за Boeing. Как уничтожали самолётостроение в России и что делать теперь
Фото: tsargrad.tv

Вопрос строительства отечественных самолётов – один из самых больных в России. Профессионалам известно, кто и как уничтожал отрасль. Но сейчас куда важнее вопрос восстановления системы.

Российскую авиаотрасль ждут изменения в налоговом кодексе. Об этом говорится в проекте, подготовленном Минфином. Он предполагает снижение издержек сервисных компаний, обеспечивающих доступ к складам запчастей для гражданских воздушных судов.

Согласно документу, "устанавливается нулевая ставка НДС на операции по обмену неисправных запасных частей, компонентов и комплектующих изделий воздушного судна или авиационного двигателя на аналогичные исправные".

Также Минфин предлагает "исключить из состава доходов и расходов, учитываемых при исчислении налогов на прибыль организации, стоимость запасных частей и компонентов воздушного судна или авиационного двигателя при осуществлении таких обменных операций".

Возникает вопрос: а хватит ли нам самолётов, с учётом сервисного обслуживания, чтобы дальше летать без проблем? Ведущий "Первого русского" Никита Комаров обсудил тему с экспертами Антоном Коренем и Олегом Смирновым в программе "Царьград. Главное".

Курс на импортозамещение!

В России достаточно авиатранспорта, чтобы полностью удовлетворить потребности в перевозках на внутренних авиалиниях, отраслей экономики и населения, а также базовые потребности для перелёта с пересадками в любую точку мира на международных авиалиниях. Такое мнение высказал в эфире Царьграда генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень.

Россия взяла курс на полное импортозамещение в части производства самолётов и вертолётов. В магистральном сегменте флагманами станут МС-21 и Sukhoi Superjet New, импортозамещённый. МС-21 проходит сейчас опытную эксплуатацию в авиакомпании "Россия". Sukhoi Superjet покрывает все потребности в своём сегменте и обеспечивает связанность нашей большой страны, крупных городов между собой. Мы понимаем, что это ближнемагистральный самолёт. Будут произведены ещё среднемагистральные, Ту-214, с дальностью полётов до 6,5 тысячи километров. То есть на этих лайнерах можно будет летать практически в любую точку нашей страны. А для региональных и местных воздушных линий разрабатываются самолёты "Байкал" и "Ладога", – отметил он.

По словам Олега Смирнова, бывшего замминистра гражданской авиации СССР, заслуженного пилота, государство своевременно приняло меры, которые помогли получить серьёзные вливания бюджетных средств в авиакомпании, авиапорты и в целом в отрасль. Таким образом, мы сохранили часть парка самолётного – и нашего, и западного. Но самое главное, удалось сохранить кадры, – подчеркнул он.

"Самое главное, удалось сохранить главное богатство отрасли – человеческий капитал. Пилотов, инженеров, техников, диспетчеров, аэропортовых работников. Всё это нам даёт возможность сегодня пройти этот год безболезненно и освоить все объёмы, которые будут предложены нам, гражданской авиации, государством. По перевозке пассажиров, грузов, почты, по работам на химработах, по санитарной авиации, по всем другим видам работ, мы полностью этот год прикрываем", – отметил Олег Смирнов.

Дальше всё зависит от того, как будут выполняться указы главы государства Владимира Путина, считает он. И насколько будет реализован план, изданный правительством, где указаны типы самолётов и их количество.

По мнению ветерана авиации, для этого должны быть созданы мобилизационные условия, как в случае со спецоперацией на Украине.

Если бы не мобилизационная экономика, ничего бы там не было. Такую же мобэкономику надо вводить и в самолётостроении. План, который подготовлен правительством и уже опубликован в прессе, очень сложный. Более одной тысячи самолётов до 2030 года! Даже если взять одну комплектующую деталь: двигатель. Для тысячи самолётов нужно две с лишним тысячи авиадвигателей. Это изделие сложнее самолёта, значительно сложнее. А у нас нет сегодня ни одного двигателя, который бы производился в массовом порядке, – пояснил лётчик.

Олег Смирнов обратил внимание на то, что у российского турбовентиляторного авиадвигателя ПС-90А, которым оснащены самолёты Ту-214, Ил, все комплектующие – отечественного производства. И он сертифицирован. Его можно было бы уже сегодня ставить в самолёты, которые пригодны для полёта по своему техническому состоянию, и делать следующие.

"Чтобы прикрыть воздушный парк до того момента, как начнутся в массовом порядке выпускаться Sukhoi Superjet 100, МС-21 и другие", – пояснил Олег Михайлович.

До 2030 года – 1000 самолётов

Президент России Владимир Путин поставил задачу – до 2030 года собрать тысячу самолётов. Таких масштабов в авиапроизводстве в России не видели уже давно.

"По госпрограмме, до 2030-го года предприятиями авиационной промышленности будет поставлено более тысячи самолётов для нужд гражданской авиации. И к 2030 году запланирована поставка более 760 вертолётов. Причём отечественные вертолёты поступают в парк авиакомпаний в достаточном количестве уже сейчас", – отметил Антон Корень.

Он считает, что задача, поставленная лидером государства, вполне реалистична и соответствует тем ресурсам и возможностям, которые у нас есть. Кроме того, как сказал эксперт, остаётся ещё дополнительный профицит зарубежного парка.

Но если всё так хорошо, почему мы пока и не увидели обещанный МС-21, серийное производство которого планировалось ещё несколько лет назад? Уже 2023 год, а до сих пор нам показали только опытные образцы. Антон Корень дал этому своё объяснение:

Да, конечно же, авиационная техника имеет свойство выходить в серию с задержками. Но в нынешней ситуации, при любой задержке, мы всё равно обеспечены парком с профицитом для выполнения того объёма, который заявлен. А в следующем году увеличатся объёмы перевозок. Это юбилейный год – 100 лет отечественной гражданской авиации. Планируется перевезти более 100 миллионов пассажиров нашими, российскими авиакомпаниями, – отметил он.

Олег Смирнов, рассуждая о производстве самолётов Ту-214 и Sukhoi Superjet, сказал, что серийное производство новых моделей – это вопрос прямо в "десятку".

"Общие слова звучат хорошо, благостно и вроде оптимистично. Но тысяча самолётов – это миллионы изделий комплектующих материалов. Это электроника, техника, механика. Эти миллионы комплектующих на коленке не сделаешь. Они должны исполняться современными станками, с помощью современных технологий, людьми, которые это умеют делать. Их в самолётостроении сейчас дефицит. Если мы решим эти вопросы… Со станками у нас тоже дефицит. Они все исключительно западного производства", – отметил эксперт.

С его точки зрения, оптимизма в нынешней ситуации мало. Не хватает как производственных мощностей, так и людей. Это большая проблема для всей отрасли.

Мы были великой самолётостроительной державой. У нас в 1990 году было 15 тысяч летательных аппаратов и ни одного западного. Ни одного! Это казалось фантастикой. Это мы с вами, наши самолётостроители делали, – подчеркнул Олег Смирнов.

А после всё рухнуло. Почему? Ведущий Царьграда Никита Комаров напомнил о том времени, когда за каждый ввезённый Boeing платили по одному миллиону долларов тем, кто принимал решения об импорте. В США по этому поводу были скандалы, были суды и тюрьмы. В России, как заметил Олег Михайлович, об этом "ни слова".

Хотя каждый из нас прекрасно знает фамилии этих людей. Каждое преступление имеет имя, отчество и фамилию. Я знаю, у любого коллеги спросите, как эти проценты ложились в карман, как это всё делалось. Это безобразие надо прекратить… Нужно сделать очень просто: убрать с экономического и политического поля всех тех, кто разрушал на протяжении тридцати лет отечественное самолётостроение. И ставить на эти места людей, которые заинтересованы в укреплении и развитии суверенитета нашей страны. Вот что главное, – подытожил Олег Смирнов.

В качестве резюме добавим, что решение этих проблем, как заметил ведущий Царьграда Никита Комаров, имеет стратегическое значение. Допустим, всё у нас хорошо с Западом, начали ввозить Boeing, Airbus – нам всё равно необходимо развивать отрасль. Рубль, вложенный в авиастроение, даёт 7–8 рублей в смежных отраслях. Это огромный мультипликативный эффект. Высокотехнологичные отрасли, которые являются драйвером развития абсолютно всей экономики. План принят. Посмотрим, как будет выполняться.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий