Самый лучший вариант решения проблемы с растущими тарифами на тепловую энергию - возврат Абаканской ТЭЦ под тарифное регулирование.
Такое мнение редакции 19rusinfo.ru высказал заведующий кафедрой конкурентного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы, член экспертного совета по энергетике Госдумы РФ, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Хакасии Андрей Тенишев.
Он еще в 2021 году рассуждал о будущих последствиях захода нескольких городов Хакасии в особую ценовую зону, и 19rusinfo.ru публиковало его мысли на этот счет. Вот этот материал: Андрей Тенишев - об изменении тарифной политики.
В начале 2023-го, когда потребители всех уровней - и физические, и юридические лица - увидели огромные суммы в платежках, Андрей Тенишев снова прокомментировал тему.
- Андрей Петрович, самая обсуждаемая тема на сегодня в Хакасии - это тарифы на тепло. В 2021 году, когда Абакан, Черногорск и Усть-Абакан вошли в особую ценовую зону, вы комментировали нашей редакции эту тему и анонсировали, что слишком дорого республике обойдется этот праздник. Прогноз сбывается - потребители, получив платежки за декабрь, ахнули. Почему так произошло и что делать теперь?
- Законы экономики объективны, как и законы физики. Если камень бросить вверх, он упадет вниз. Действует закон тяготения. И какое бы там постановление правительства не приняли, камни будут падать вниз. Им не запретишь этого делать. С экономикой то же самое. Растет спрос - растет цена. Ты отпустил монополиста из тарифного регулирования - жди роста цен. Это и произошло.
В 2021 году было отменено тарифное регулирование для тогда «ТГК-13», а сейчас «Абаканской ТЭЦ», как единой теплоснабжающей организации для Абакана, Черногорска и Усть-Абакана. Вместо тарифного регулирования они перешли на ценообразование в соответствии с заключенными соглашениями.
Если грубо, без деталей, соглашением была предусмотрена возможность повышения тарифа два раза в год по формуле индекс потребительских цен плюс 2%. Поэтому для Абакана первое повышение произошло в декабре 2021 года, второе - в июле 2022 года и третье - в декабре 2022 года. Сработал накопительный эффект.
Фактически можно говорить, что рост цены на тепло составил почти 30%. Платежки, которые получили жители города, говорят о том, что рост больше чем 30%. И это предмет для разбирательства антимонопольной службы. И дело уже возбуждено. Больше того, у Хакасского УФАС есть опыт подобного рода разбирательств в отношении монополистов. Такие дела они уже проводили и виновные компании наказывали.
Что еще повлияло на рост цены… Возможно, это были так называемые перетопы. Возможно, в цены были включены необоснованные затраты. Это предмет для разбирательств.
- Глава Абакана Алексей Лемин, когда комментировал в конце 2022 года нашей редакции тему особой ценовой зоны, сказал, что не существует другой альтернативы, которая бы позволяла модернизировать систему теплоснабжения в городах, которые активно развиваются. Не согласитесь с ним?
- С Алексеем Викторовичем можно согласиться, и на самом деле метод альтернативной котельной или особой ценовой зоны для этого и был предназначен. Да, надо развивать снабжение электрической и тепловой энергией Абакана, он активно растет и развивается. Надо было подключать к бесперебойному теплоснабжению Черногорск и Усть-Абакан, нет вопросов.
Вопрос весь в том, какой ценой республика должна была это сделать? Все-таки оставить монополиста под тарифным регулированием, но все его инвестиционные затраты включить в тариф. В то же время регулятор - Госкомтарифэнерго - смотрел бы, по какой цене Абаканская ТЭЦ покупает уголь, каков уровень зарплат, премий, есть ли там кредиты, какие по ним проценты, во сколько обошлись инвестиции, сколько компания-монополист заработала на реализации этих проектов?
Подключив Черногорск и Усть-Абакан, компания существенно увеличила выработку электроэнергии, которая продается на свободном рынке. Также она существенно увеличила выработку и реализацию тепловой энергии. Это тоже нужно учитывать, когда мы считаем, во сколько обошлось тепло для Черногорска, Усть-Абакана и Абакана.
Кстати, в Черногорске и Усть-Абакане пока таких шоковых счетов нет. В Абакане прошло три уровня повышения цены, там пока два. Но 2023 год для Черногорска и Усть-Абакана по всем прогнозам обещает стать таким же с точки зрения цены на тепловую энергию.
- Но самый шок потребители испытали именно в январе, когда получили платежки за декабрь.
- Потому что в декабре произошло третье повышение цены.
- Официально он составил 11%, а в платежках двукратный рост.
- А еще было повышение в июле, которое особо никто и не заметил. Граждане же не потребляют тепловую энергию в июле, но повышение-то было. Его увидели в платежках в январе. На самом деле, там было гораздо больше 11%.
- Мэрия подала на СГК иск в суд. Что скажете об этом?
- Совершенно правильный ход с точки зрения защиты интересов граждан. В соглашениях были предусмотрены понижающие коэффициенты для населения. По мнению мэра Абакана, они не были учтены Абаканской ТЭЦ при выставлении счетов. Если иск мэрия выиграет, то цена снизится.
- Но всего на 3%. Мэрия Абакана считает правильным поднять тариф на 8%, а ТЭЦ подняла на 11%. Разница небольшая.
- Нет. Если будут применены понижающие коэффициенты, предусмотренные соглашением, будет более существенное снижение. Это я могу сказать точно.
- Помимо всего прочего мы говорим о неких прямых эффектах, которые видят все. Такое же дорогое тепло потребляют и предприниматели, и бюджетные учреждения. Потом это перекладывается в цену товара. Например, завтра станут чуть дороже продукты, потому что производители, оптовые базы и магазины стали больше платить за тепло. Все эти затраты по копейке, по рублю будут заложены в цену продукции. Или еще пример. Компания построила жилой дом. Пока не проданы квартиры, она будет платить за тепло, а значит цена квартир, офисов вырастет. Вырастут и расходы бюджетов всех уровней. Эти косвенные эффекты, которые никто не считал , они неочевидны, но это миллиарды рублей.
- Как считаете, есть у мэрии перспектива выиграть разбирательство?
- Все законные основания на это у мэрии есть. Но как решит суд, не готов комментировать. Позиция законная и обоснованная. Но заметьте, это не единственный вариант решения проблемы. А где прокурор республики, который имеет право в защиту неопределенного круга лиц заявить такой же иск? Где правительство республики и Верховный Совет, которые могут обратиться к премьер-министру? Решение о переводе Абакана, Черногорска и Усть-Абакана в особую ценовую зону принималось распоряжением правительства России. Если будут такие обращения к премьеру, он же может отменить свои распоряжения и вернуть Абаканскую ТЭЦ под тарифное регулирование. Насколько я знаю, Верховный Совет премьеру таких обращений не направлял. Правительство Хакасии тоже.
- Нужно возвращать ТЭЦ под тарифное регулирование?
- Наверное, это самый лучший вариант.
Комментарии