Президиум Верховного Совета поддержал инициативу Государственного Совета Республики Татарстан по совершенствованию федерального законодательства в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (ТКО). Депутаты Татарстана внесли в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Изменения подготовлены исходя из четырехлетней практики правоприменения федерального закона и направлены на дальнейшую модернизацию государственного регулирования системы обращения с отходами в Российской Федерации.
Так, предлагается установить механизм правового регулирования отходов строительства и ремонта, которые по данным отраслевых органов исполнительной власти составляют до 80% морфологии несанкционированных свалок. Для этого законопроектом вводится новое понятие «отходы строительства и ремонта». Отходы строительства и ремонта предложено выделить в отдельную группу, которая будет регулироваться в соответствии с правилами, определяемыми российскими субъектами.
«Законопроект дает ответ на вопрос «кто отвечает за огромное количество строительного мусора». 80% мусора создают строители, ремонтники и лица, связанные с этой отраслью. Пищевые отходы, стеклотара, бумага у нас раздельно собираются, их перенаправляют на переработку, все это делается. А самое емкое остается без государственного внимания. Это тоже можно использовать для дорожного строительства, строительства защитных дамб. В случае принятия этого закона мы тогда определим, кто и чем будет заниматься. Это очень важно», - объяснил целесообразность отдельных положений законопроекта председатель Верховного Совета Хакасии Владимир Штыгашев.
По мнению парламентариев Госсовета Татарстана, требует усовершенствования основной документ, регулирующего работу мусорной отрасли, - территориальная схема.
С целью сокращения числа вносимых изменений в региональные территориальные схемы предлагается дать право региональным минприроды самостоятельно определять целесообразность включения в территориальные схемы таких переменных сведений как данные о нахождении источников образования отходов, нахождении мест накопления отходов, оценка объема соответствующих капитальных вложений. А также прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО, рассчитанных в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем.
Проектируемыми нормами также предлагается на федеральном уровне утвердить временно заменяющие нормативы на период установления новых нормативов, которые складываются после отмены в судебном порядке вследствие споров с региональным оператором. Нормативы накоплений ТКО устанавливаются профессиональными организациями, имеющими лицензию. Это необходимо, потому что в период установления новых нормативов часть предприятий, образующих отходы, имеет возможность не оплачивать данную услугу.
Немаловажным остаются вопросы обустройства и содержания контейнерных площадок. Законопроектом предлагается вопросы создания и содержания площадок возложить на регоператоров.
А также привести федеральную норму об участии муниципалитетов в организации деятельности по обращению с ТКО на территориях муниципальных образований в соответствие с вопросами местного значения. Законодатели из Татарстана объясняют, что согласно статье 8 ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО - это зона ответственности органа местного самоуправления (за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах), но у него нет бюджетных ресурсов на эти вопросы.
Сегодня региональный оператор аккумулирует средства потребителей и отвечает за комплексное предоставление услуг по обращению с ТКО. При этом законодательство не обязывает его создавать инфраструктуру.
«Для населения видимая часть реформы - это вывоз мусора, контейнерные площадки, являющиеся низовым элементом инфраструктуры ТКО. Региональный оператор отвечает только за уборку мусора, выпавшего при его погрузке», - сказал председатель комитета по экологии, природным ресурсам и природопользованию Валерий Старостин.
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, определен Федеральным законом от 06.10.2003 No 131-ФЗ, который предусматривает лишь участие органов местного самоуправления в организации деятельности по обращению с ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований. В связи с этим законопроектом предусматривается соотнесение полномочий органов местного самоуправления в области обращения с ТКО с вопросами местного значения, указанными в статьях 14, 15 и 16 упомянутого Федерального закона.
Законодатели Татарстана также предлагают дополнить понятийный аппарат федерального закона об отходах производства и потребления «зелеными» отходами. Законодательно такие отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) не отнесены к ТКО. В законе есть прямой запрет на хранение данных отходов на полигонах. Сжигание подобных зеленых отходов в населенных пунктах также запрещено.
В связи с этим законопроектом предлагается расширить понятие ТКО, включив в него отходы, образующихся на придомовых территориях в процессе содержания зеленых насаждений, в пределах действующих нормативов накопления ТКО.
В числе предложений также введение специальной правовой нормы регулирования собственности ТКО путем включения в федеральный закон специальной статьи «Отходы как объект права собственности».