Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв обратился с бюджетным посланием к правительству региона. Шанса в очередной раз обвинить РЖД в низких объёмах и темпах вывоза угля на восток глава Кузбасса не упустил, пишет vgudok.com.
Он заявил, что угольная промышленность продолжает играть ключевую роль в региональной экономике. По словам Цивилёва, для всей страны и для Кузбасса приоритетными являются рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
«В 2022 году по поручению Президента в восточном направлении мы должны были вывезти на экспорт за год 58 млн тонн угля, но вывезут РЖД в лучшем случае 48,5 млн тонн. В 2023 году по поручению Президента в восточном направлении из Кузбасса должно быть вывезено 63 млн тонн.
А РЖД нам предлагает вывезти 52,5 млн тонн, это на 10,5 млн тонн меньше, чем указано в поручении Президента.
При этом наши угольщики могут намного больше добывать и поставлять угольной продукции потребителям. В ближайшие три года в отрасли планируется ввод 10 новых объектов, на которых будет создано более 3 тыс. новых рабочих мест», — сообщил в бюджетном послании Сергей Цивилёв.
Осень у угольщиков выдалась на редкость нервная. В середине сентября сообщалось о возможном продлении временных правил очерёдности железнодорожных перевозок, а в октябре РЖД предложили значительно сократить вывоз угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении. Решение по обоим вопросам остаётся за федеральными властями.
О том, что отмена правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре может быть продлена до 1 июля 2023 года, сообщил «КоммерсантЪ» со ссылкой на свои источники на рынке. ПНД были отменены в марте 2022 года и заменены на временные правила очередности железнодорожных перевозок. Этот шаг был вынужденным и связан с пресловутым поворотом на восток, когда все грузы, предназначавшиеся для отправки на запад и в Европу, резко «поехали» в другую сторону. К таким объёмам не был готов никто, а уж тем более не было и соответствующей инфраструктуры.
РЖД с 1 июля внесли правки во временный порядок перевозок грузов по Восточному полигону и тем самым вернули правила вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы к редакции 2021 года. В частности, были возвращены годовые квоты на вывоз в восточном направлении (58 млн тонн, 9 млн; 9,1 млн и 400 тыс. тонн соответственно).
Несмотря на увеличение квоты, глава Кузбасса Сергей Цивилёв на полях Восточного экономического форума заявил, что «мы повезём ещё меньше, чем в прошлом году, причём существенно меньше». Речь шла о 49 млн тонн, и, по словам Цивилёва, вывоз сократился практически у всех регионов Сибирского федерального округа. Как видно из данных, обозначенных губернатором в бюджетном послании, даже до 49 млн тонн дотянуть так и не получилось.
В то же время за счёт того, что на восток повезли грузы Северо-Запада, лес, больше нефти, продукты переработки и химию, в марте-апреле этого года удалось сохранить примерно 300 тысяч рабочих мест на Северо-Западе и в центральных регионах. По крайней мере, об этом заявили в РЖД.
Угольщики вообще называют страшные цифры о том, что они готовы грузить, а им не дают.
Но правила недискриминационного доступа принимались постановлением правительства, а временные правила очерёдности железнодорожных перевозок — правлением РЖД. Грузоотправители считают монополию заинтересованной структурой и пытаются надавить на перевозчика.
Гендиректор РЖД Олег Белозёров направил вице-премьеру Андрею Белоусову письмо с просьбой сократить планы по отправке кузбасского угля на экспорт по Восточному полигону с 63 млн тонн до 56 млн в 2023 году. В документе, о котором сообщил «КоммерсантЪ», подтверждаются слова Сергея Цивилёва.
Новость о сокращении вывоза угля на экспорт по Восточному полигону была по-разному воспринята экспертами. Например, создательница проекта N. Trans Lab Мария Никитина выразила «респект руководству РЖД, которое наконец-то решилось публично и открыто высказать позицию о системной неэффективности перевозок угля для экономики нашей страны, а возможно, и самого угольного бизнеса в целом».
По словам Никитиной, в последнее время угольщики нарушили все неписаные правила этикета общения внутри государственного истеблишмента. Все протоколы и резолюции, которые под давлением угольного государственного лобби были приняты различными ФОИВами в последнее время, были посвящены исключительно Восточному полигону.
«Угольщики всё подводят именно к проблемам Восточного полигона, потребности в скидках на железнодорожные перевозки и возврату ПНД (правил недискриминационного доступа). Хотя всем известно, что мы имеем дело с сугубо частными компаниями, прибыль акционеров которых не то чтобы не упала, а даже выросла на фоне кризисного роста цен на уголь.
Переводя обращение РЖД с чиновничьего на русский, требуется предъявить веские основания, по которым уголь пользуется беспрецедентной проездной привилегией в ущерб остальной российской экономике.
И соответственно закономерно, что РЖД обращается к правительству РФ, как к третейскому судье или заказчику праздника угольного непослушания, с вопросом “Доколе?!.”» — говорит Мария Никитина.
Эксперт добавляет, что от решений правительства в связи с обращением РЖД, возможно, сейчас зависят не только текущие перевозки угля, а энергетическая доктрина на годы вперёд.
Другие же эксперты рынка уверены, что РЖД должны не только обосновать невыполнение указа президента, но и предоставить список альтернативных вариантов для угольщиков. Среди последних называются, например, стимулирование перевозок в порты юга или северо-запада за счёт скидок по тарифу.
В любом случае остаётся ждать только решения сверху. Если вспомнить высказывания того же Андрея Белоусова на пленарном заседании Международного угольного форума «Угольная отрасль — новые реалии», где он заявил, что «в зависимости от сценарных условий добыча угля в России к 2035 году составит от 485 млн до 668 млн тонн», то у угольщиков как будто шансов больше. Получается, что, несмотря на все существующие проблемы, призывы к росту добычи угля в России поразительно не утихают.
Как рассказали vgudok.com в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ), с точки зрения компаний угольной отрасли, рост объёмов производства является, безусловно, ключевой целью. Однако с учётом интересов страны, учитывая отказ западных потребителей от российского угля и необходимость продажи восточным потребителям с дисконтом по цене, нехватку инфраструктуры и убыточность перевозок угля для железных дорог, рост нагрузки на прочие отрасли и неэкологичность угля в целом, очевидно, нужен поиск новых путей развития отрасли.
Кстати, замминистра энергетики Сергей Мочальников на том же форуме отметил, что за первые 8 месяцев уровень добычи угля снизился менее чем на 1%:
«Есть и падение экспорта, однако оно компенсировано повышенным спросом на внутреннем рынке, который с начала года вырос на 7 млн тонн».
Рост внутреннего потребления угля — негативная тенденция для экологии и здоровья людей. Только на добычу угля (без сжигания) в России приходится 8,8% объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по данным на 2021 год. Для сравнения, на металлургическую промышленность — 8,1%, на производство химических веществ и продуктов — 2,6%.
Есть и такой вариант, что никакого определённого ответа ни РЖД, ни угольщики от правительства не услышат — будут только «подачки» в ту или другую сторону и попытки сохранить равновесие.
«Правительство в сегодняшних условиях не сильно хочет перетаскивать эти вопросы на себя.
Кроме того, назревают железнодорожные межгрузовые конфликты. Совершенно очевидно, что в текущей ситуации нет никакой возможности существовать так же, как и раньше. Пора что-то менять и двигаться дальше.
Комментарии