Генпрокуратура собирается проверить Пенсионный фонд России. Причиной проверки стали выявленные в региональных отделениях фонда нарушения. Рассказываем, что и как происходит.
Разобраться следует в неправомерных отказах в выплате пособий для детей до 17 лет, о которых Путин объявил в марте текущего года.
Такое решение появилось не на пустом месте, а после проверки отделения ПФР в Краснодарском крае, показавшей, что людям, которые обоснованно подавали заявление на господдержку, отказали из-за технической ошибки.
Суммы получаемых семьями социальных пенсий учитывались дважды. Доход семей был необоснованно завышен, а произведённые в автоматическом режиме расчёты некорректны,
– сообщили в Генпрокуратуре. По итогам проверки принятые решения пересмотрели, а семьям назначили выплаты.
Да в гробу ПФР видал всех пенсионеров!
По словам депутата Госдумы экономиста Михаила Делягина, удивляет, что подобная проверка вообще началась. Практика невыдачи денег гражданам со стороны ПФР, в прямое нарушение закона, стала совершенно обыденной, отметил он в беседе с Царьградом.
Мне поступает очень много жалоб от пенсионеров, которые сталкиваются с тем, что сотрудники ПФР, просто нагло глумясь над ними, отказываются учитывать их пенсионный стаж, несмотря на то что он подтверждён всеми необходимыми документами: "мы не будем это учитывать, жалуйтесь кому хотите, мы чихать на вас хотели",
– поделился Михаил Делягин. Генеральная прокуратура как-то пытается реагировать на жалобы, куда-то это всё отправляет. А Пенсионный фонд, считает депутат, так и вообще в гробу видал всех пенсионеров. Создаётся впечатление, что всё это – так сказать, государственная политика. И с этим впечатлением нужно что-то делать.
Если было бы иначе, как бы ПФР мог такую политику проводить долгие годы, – продолжил Делягин. – Удивляет и то, что его начали проверять в связи с очередными невыплатами. Это очень странно. Может быть, это просто рутинная проверка, связанная с объединением Пенсионного фонда и Фонда социального страхования – когда происходит реорганизация, его положено проверять?
Тогда не очень понятно, почему именно прокуратура, но, с другой стороны, это же у нас главный регулятор экономической деятельности со времён Устинова. Так что хотелось бы верить в хотя бы частичное восстановление справедливости. Но, глядя на наше руководство, как-то невольно начинаешь искать другие объяснения, заключил депутат.
Очень чёрный ящик Пандоры
Предприниматель Дмитрий Потапенко считает, что Пенсионный фонд изнутри напоминает "очень чёрный ящик Пандоры". В этом он уверен как отец как минимум трёх несовершеннолетних детей, которым положены различные выплаты.
К счастью, у меня прямо в доме находится отделение этого Пенсионного фонда, а если бы он у меня не находился в доме, мы бы не знали, как вообще, в принципе, до него достучаться, – поделился Потапенко с Царьградом. – Причина простая: вокруг массовая якобы цифровизация, но достаточно заехать в любой Пенсионный фонд и увидеть, что все бумаги сводятся именно к бумагам.
Предприниматель ни на минуту не сомневается, что проверка Генпрокуратуры идёт обоснованно – хотя бы по причине того, что бумаги, которые доказывают, что человек – не верблюд, что ему положены выплаты, нужно зачастую приносить в бумажном эквиваленте, несмотря на то что они все якобы загружены на сайт Госуслуг.
Не стоит скидывать со счетов и возможные чиновничьи разборки, коль скоро проверка идёт в преддверии слияния Пенсионного фонда с Фондом социального страхования, готовятся серьёзные пертурбации, – предположил Потапенко. – Решается вопрос, кто станет главой объединённой этой структуры – это очень сильно влияет на статус. К тому же очень многие средние менеджеры при слиянии потеряют свою хлебную должность. Так что, помимо выявления нарушений, причиной проверки может быть обычная чиновничья карусель, которую тоже нужно обязательно освещать.
Предприниматель и не сомневается в том, что нам ещё предстоит увидеть множество войн между Фондом социального страхования, который сливается с пенсионным, да и Фонд обязательного медицинского страхования тоже постарается поучаствовать.
Другой вопрос, что всё это, по большому счёту, действительно сизифов труд, – отметил Потапенко, – потому что существование Пенсионного фонда – вещь достаточно в себе. У нас есть укрупнённое налоговое ведомство, и, в принципе, во всех странах мира баланс именно так подводится, в крупном финансовом департаменте.
И сейчас логично, чтобы налоговая служба была объединена и с ФОМС, и с ПФР, и с Фондом социального страхования. Потому что получается дурацкая ситуация, когда нашими деньгами занимается очень много ведомств, а самое прокачанное в этом смысле налоговое ведомство как-то от этого в данном случае отстранено, добавил Дмитрий Потапенко.
Когда смотришь на дворцы и автопарк ПФР, вопросов появляется много
Своим мнением о грядущей проверке поделился с Царьградом и юрист Глеб Подъяблонский, по словам которого, говорить что-либо конкретное, не увидев реальных материалов дела, довольно сложно. Но, добавил он, "на то и щука в реке, чтобы карась не дремал".
Прокуратура – это надзорный орган за соблюдением законодательства другими государственными органами. Это её главная функция, – пояснил юрист. – Её задача следить за тем, чтобы государственные органы надлежащим образом исполняли закон. У нас нередко жалуются в прокуратуру по всяким малозначительным поводам. А жаловаться надо на такие серьёзные нарушения. Пенсионный фонд – это структура, подконтрольная прокуратуре.
Понятно, что действовать надо исключительно в правовом поле, а у нас никто не может быть признан виновным до тех пор, пока это не установлено следствием и не подтверждено судом. Поэтому не будем опережать события. Возможно, факты нарушений были, по данному поводу прокуратура и начинает проверку, это прямая её обязанность.
Почему с ПФР происходят такие истории? Про это, скорее всего, надо спрашивать у сотрудников фонда, – отметил Подъяблонский. – Не секрет, что ПФР печально известен невыплатами гражданам пенсий в надлежащем размере, когда люди имеют право на прибавку, а им её не выплачивают. Так что причин проверки может быть очень много, в том числе и коррупция.
Нельзя исключать и человеческий фактор, "синдром вахтёра", когда людям просто лень что-то решить по тем или иным вопросам. Ведь некоторые люди идут работать в государственные органы, чтобы почувствовать себя этакими вершителями судеб. Так что надо подождать окончания проверки, посмотреть, что она покажет или не покажет.
Понятно, что у граждан к ПФР очень много вопросов. Особенно когда они смотрят на здания фонда, нередко больше похожие на какие-то дворцы. Да и автопарк ПФР тоже заставляет задуматься: а на какие деньги данные товарищи живут? Но прокуратура, будем надеяться, во всём разберётся, заключил Глеб Подъяблонский.
Комментарии