Золотая лихорадка. Катасонов о пятой колонне в России и чрезвычайном плане
Фото: rusdozor.ru

Минфин и Центробанк России вместо того, чтобы отправлять дополнительные доходы в российскую экономику, пользуясь благоприятной конъюнктурой на наши экспортные товары, скупают иностранную валюту. И фактически выводят наши деньги за пределы России. Однако параллельно ранее был запущен механизм, который, по мнению экспертов, нанёс ещё больший ущерб стране, и связан он был с золотом.

На протяжение двух лет Центробанк полностью прекратил покупку золота в резервы страны,  а правительственные чиновники выдавали лицензии на вывоз всего добываемого в России золота. По данным Федеральной таможенной службы, годовые объёмы вывоза золота из России превышали 320 тонн.

Главное направление вывоза — Лондон, 91 процент от всей добычи. Именно в британской столице находится глобальный хаб, откуда русское золото расходилось по всему миру. По данным ФТС, если проанализировать показатели год к году, то только в 2020 году вывоз золота из нашей страны вырос на 160 процентов. Причина — тотальный отказ ЦБ покупать драгметалл для резервов страны.

Сможет ли Москва перехватить у Лондона звание "золотого хаба"?

Однако эксперты считают, что прошедший визит главы нашего МИДа по странам Африки, кстати, ключевым золотодобывающим странам, имел именно золотой аспект.

Россия предлагает создать новый международный стандарт рынка драгоценных металлов, московский мировой стандарт, Мoscow world standart, который станет альтернативой стандарту лондонской ассоциации участников рынка драгметаллов, LBMA,

— рассказывает в репортаже журналист Царьграда Анна Вавилова. Новая независимая международная инфраструктура нужна для нормализации функционирования отрасли драгоценных металлов. По мнению Минфина России, создать её критически необходимо.

В основу структуры предлагается положить специализированную международную биржу драгоценных металлов со штаб-квартирой в Москве. Также предлагается создать комитет по фиксингу цен. В него при условии применения этого стандарта войдут Центробанки и крупнейшие банки стран ЕАЭС.

В настоящее время Британия вроде как ввела санкции против российского золота, однако в ЕС к этим санкциям не присоединились, ввели, как было отмечено, частичные ограничения.

Наших золотодобытчиков вытолкнули на панель

Эту тему в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с доктором экономических наук Валентином Катасоновым.

Юрий Пронько: Давайте разбираться в этих золотых аферах. Начнём с того, что предшествовало поездке Лаврова и возможному новому соглашению с ведущими производителями золота. Вы можете дать характеристику тому, что мы наблюдали все минувшие годы, когда объёмы экспорта золота росли кратно по отношению к предыдущему году?

Валентин Катасонов: Были отдельные годы, когда действительно Центральный банк активно накапливал золото. Это мы видели с момента окончания мирового финансового кризиса, в 2010-2011 годах. И этот тренд продолжался до 2017-2018 года.

Мы думали, что настанет счастливый момент, когда все сто процентов внутренней добычи золота будут закупаться Банком России. Но, к сожалению, тренд изменился в противоположную сторону. И вы упомянули, что с 1 апреля 2020 года Банк России вообще прекратил закупку добываемого в России золота.

Соответственно, наших золотодобытчиков вытолкнули, как говорится, на мировую панель. То есть им пришлось поставлять золото в этот самый лондонский хаб, а это действительно крупнейший в мире рынок золота. И нам остаётся только гадать, какова дальнейшая судьба этого золота.

По моим оценкам, большая часть этого золота оседает в хранилищах, которые находятся на территории Лондона и прилегающих районах. Но когда началась санкционная война, казалось бы, тут уже до самых отмороженных должно дойти понимание того, что пора полностью разворачиваться в сторону внутреннего рынка.

Теперь необходимо либо Центральному банку самому  скупать всё золото, либо развивать внутренний рынок, стимулировать инвестиции в жёлтый металл со стороны физических и юридических лиц, либо комбинация того и другого.

Но сейчас мы можем только гадать и обсуждать эти вопросы, потому что Федеральная таможенная служба закрыла оперативную помесячную статистику по экспорту и импорту золота. Если раньше я мог фиксировать эти данные, то сейчас я этого делать не могу. Остаётся только делать какие-то осторожные выводы, используя отражённую статистику партнёров по отдельным странам. В целом же создалось ощущение, что золото если Центробанком и закупается, то в гомеопатических дозах.

Казалось бы, что добытое русское золото должно пойти на внутренний рынок. К тому же в марте произошло долгожданное событие — был отменен НДС на куплю-продажу золота.

Действительно, спрос со стороны "физиков" существенно возрос, но даже самые оптимистичные оценки говорят, что ими будет в этом году закуплено 50 тонн. И это при годовой добыче не менее 300 тонн. Где эта дельта? Значит, куда-то золото уходит за пределы России.

По моей версии, оно уходит в Китай и в Индию, особенно в Китай. Я многие годы слежу за золотой экономикой Китая, это уникальная экономика, они занимают первое место по добыче драгоценного металла, в лучшие годы было 500 тонн, сейчас они опустились до 350. Но они по-прежнему занимают первое место по добыче драгоценного металла.

При этом добываемое золото они никуда не вывозят. Зато, согласно статистике Гонконга, в континентальный Китай ежегодно ввозится по тысяче тонн драгоценного металла.

— То есть Китай — это крупнейший импортёр золота?

— Да. Соответственно, у них и гигантский прирост золотых запасов. Где они оседают, сказать сложно. Я предполагаю, что золото оседает на балансе денежных властей КНР.

Если смотреть отчётность Народного банка Китая, то там вроде как золото застыло на одной отметке, менее 2 тысяч тонн. Но мы понимаем, что китайская статистика очень лукава, поэтому оно оседает где-то в специальных резервных фондах.

Отток капитала или накопление токсичных валют?

— Мы не можем подтвердить, но хотелось бы предположить, что ЦБ всё-таки наращивает золотые объёмы. Но известно, что ЦБ с лице Эльвиры Набиуллиной и Минфин в лице Антона Силуанова уже заявили о необходимости возврата бюджетного правила. Теперь они говорят, что покупать надо не доллары или евро, а валюты дружественных стран. Мне это напоминает какие-то сектантские мантры и говорит о желании сделать всё для того, чтобы эти деньги не шли в российскую экономику. Вы видели цифры, которые нарисовал ЦБ по поводу оттока капитала — более $250 миллиардов в этом году. Цифра шокирует. А в следующем — ещё минус $120 миллиардов.

— Да, можно назвать это оттоком капитала. Можно назвать это и накоплением токсичных валют. Потому что каждая денежная единица токсичной валюты — это долговое обязательство. А мы вкладываемся в эти токсичные долговые обязательства, и мы лишимся упомянутой вами суммы. То есть это будет сопоставимо с заморозкой резервов, которая была произведена в конце февраля.

Золотая лихорадка. Катасонов о пятой колонне в России и чрезвычайном плане

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ: "МЫ СНОВА СКУПАЕМ ТОСИЧНЫЕ АКТИВЫ И МОЖЕТ ЛИШИТЬСЯ ОГРОМНОЙ СУММЫ". ФОТО: ЦАРЬГРАД.

— Вы находите объяснение подобной политике?

— Я постоянно повторяю, что это, мягко говоря, игра в поддавки. Фактически, Ильинка и Неглинка — это пятая колонна, которая действует не в интересах России, а против её интересов. Они делают всё с точностью наоборот. 

Что касается валют дружественных государств, то сейчас резко наращивает свой потенциал китайский юань. Что остаётся? Остаётся только он. Потому что все остальные валюты не могут рассчитывать на то, чтобы быть универсальными, резервными, как хотите называйте. 

А нам это надо — полностью зависеть от китайского юаня? Избавились или избавляемся от американского доллара и попадаем под контроль китайского юаня? Здесь много скрытых рисков. На протяжении многих столетий государства принимали правильные решения, они накапливали золото, потому что это единственный актив, по которому нет обязательств, в отличие от любого другого финансового инструмента.

— И актуальность данного страхования рисков по-прежнему высока?

— Конечно. Сейчас накаляются события вокруг Тайваня. Я просчитываю разные варианты, вплоть до того, что три с лишним триллиона долларов валютных резервов КНР будут заморожены. И где тогда этот китайский юань? Это дырка от бублика.

— Вы допускаете, что Вашингтон может на это пойти?

— Вполне допускаю. Зачем играть в азартные игры, когда у нас есть золото? Мы должны даже докупать золото, пока есть такая возможность. У нас масса токсичных валют, давайте, сбрасывайте токсичные валюты. Вот поехал Сергей Лавров в Африку, договаривайтесь, чтобы они нам продали золото. Всё, что у них есть, всё купим, до последней унции.

Нам не стать глобальными игроками на рынке золота

— Насколько мы действительно можем стать серьёзными игроками на глобальном рынке золота?

— Этого никогда не произойдёт. Это всё фантазия. Не хочется даже об этом говорить. Это всё равно, что Нью-Васюки строить — помните, у Ильфа и Петрова? Когда наши денежные власти заговорили, что Москва будет новым международным финансовым центром, мне потребовалось несколько лет, чтобы доказать, что это полная глупость.

— Коротко, почему? 

— Потому что никто не захочет играть на этой самой Московской золотой бирже. Ведь на всех этих биржах, на Лондонской особенно, играют те страны, которые входят в список недружественных нам государств. Они просто это дело пробойкотируют.

Если они пробойкотировали даже то золото, которое находится в резервах России, то уж с этой биржей сделают то же самое, это очевидно. Лучше давайте заниматься золотом тихо. Золото любит тишину. А биржа — это шум.

— Или давайте будем скупать внутреннюю добычу.

— Да, хотя бы для начала. Вот поехал Лавров, значит, надо разослать всех замминистров и директоров департаментов, пусть ищут, кто готов продать нам золото. Купим даже с дисконтом.

— И вы считаете, что это оправдает те затраты, которые будут понесены?

— Конечно. Но опять-таки, я всё время апеллирую к историческому опыту. Вот в 30-е годы в СССР заработал валютный центр. Мы в 7-8 раз увеличили добычу золота. Я не знаю, закупали ли мы это золото за пределами России, но всё золото шло либо на закупку машин и оборудования, либо на пополнение резервов.

Накануне Великой Отечественной войны у нас было золотых резервов свыше 2 тысяч тонн. Сталин понимал, что может произойти длинная затяжная война. Будет ли помощь со стороны союзников, будут ли вообще союзники? А золото — оно в любое время золото. Это универсальные чрезвычайные деньги.

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий

Комментарии  

Покупая золото центробанк введёт в обращение много свободных денег. Как будет вести себя инфляция?