В сложнейшей ситуации Россия продолжает развиваться, причём ускоренными темпами. Прямо сейчас, пока вы читаете эти строки, на полуострове Таймыр разворачивается грандиозная стройка – самая масштабная за всю историю этих суровых краёв. В реализации проекта будет задействовано 400 тысяч человек.
Россия начала разрабатывать самый большой в мире комплекс нефтяных месторождений. После запуска проекта "Восток Ойл" на полную мощность наша страна станет безусловным лидером в производстве и реализации углеводородов.
В любую погоду, в любых условиях
С опережением графика начаты бурильные работы возле маленькой речки Пайяхи на Таймыре (Красноярский край). Сразу на пяти кустах местного кластера проекта "Восток Ойл" ведётся эксплуатационное бурение с использованием уникального оборудования российского производства – эти комплексы специально адаптированы под суровые северные условия. Момент силы каждого комплекса колоссален – более 70 кН∙м, грузоподъёмность превышает 400 тонн, глубина бурения – 6 километров.
В общей сложности на "Восток Ойле" планируется задействовать порядка ста таких установок, без всяких громких деклараций об импортозамещении созданных отечественными специалистами специально для "Роснефти". Полностью закрытая от внешних воздействий ("северное исполнение") вышка способна работать в любую погоду, а управлять таким комплексом может один-единственный оператор. За рубежом аналогов подобным установкам попросту нет.
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА "РОСНЕФТИ"
Большая навигация
Одновременно в порту "Бухта Север" (близ поселения Диксон) на искусственно насыпанном земельном участке (там раньше было море) начато строительство крупнейшего в России приёмо-сдаточного пункта нефти с грузовыми причалами для морских судов. Общая протяжённость грузовых и нефтеналивных причалов приближается к полутора километрам, приёмо-сдаточный пункт в первой очереди будет насчитывать 27 резервуаров по 30 тыс. кубометров каждый, а к 2030 году число резервуаров вырастет до 102. Именно сюда по строящимся трубопроводам пойдёт основной объём нефти с Пайяхского, а также Ванкорского кластеров.
И, конечно, производство такого масштаба немыслимо без людей. В порт Дудинка (80 км к западу от Норильска, 500 км от устья Енисея) доставлено 545 современных жилых модулей, которые обеспечат комфортное размещение людей в непростых северных условиях. Эти модули планируется разместить в "Бухте Север", в аэропорту Норильска и, опять же, на головной нефтеперекачивающей станции "Пайяха". И это лишь часть колоссальной партии грузов, которая в оставшиеся месяцы летней навигации прибудет на Таймыр для строительства объектов "Восток Ойла". В общей сложности в летнюю навигацию по Енисею и Северному морскому пути планируется доставить сюда 600 тысяч тонн стройматериалов и оборудования. За один только июнь в Енисейском бассейне было задействовано 143 единицы флота – на 30% больше, чем годом ранее.
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА "РОСНЕФТИ"
Что с того?
"Восток Ойл" – важнейший проект не только для России, но и для всего мира (кроме, конечно, тех стран, которые попытаются выжить без русских углеводородов). Ресурсная база проекта превышает шесть миллиардов тонн премиальной малосернистой нефти – практически по тонне на каждого жителя планеты из стран, не присоединившихся к санкциям. В проект входят 52 лицензионных участка на севере Красноярского края и в Ямало-Ненецком автономном округе, на которых расположены тринадцать нефтяных и газовых месторождений, включая месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров.
Нефть "Восток Ойла" уже названа "зелёной" – углеродный след от разработки месторождений будет в четыре раза меньше, чем в среднем для новых проектов; себестоимость добычи также ожидается весьма низкой, что положительно скажется на доходах, а следовательно, и на размере налогов, идущих в нашу общую казну.
В этом и есть уникальная особенность России – чем сложнее условия, тем эффективнее и слаженнее мы работаем. В этом наша слабость, но и наша сила тоже.