Стране нужна новая экономика
Исполнение федерального бюджета в июне подтвердило: продолжение либерального вымаривания страны искусственно созданным денежным голодом, принципиальный отказ от развития в пользу финансовых спекуляций и в условиях блокирования последних Западом обескровливает даже федеральный бюджет, неумолимо высасывающий всю Россию.
Его доходы в июне меньше, чем в мае и тем более в апреле: увеличение ненефтегазовых доходов (во многом, похоже, инфляционное) не компенсирует продолжающегося сжатия доходов от нефти и газа.
В то же время расходы после их двукратного сокращения в мае пришлось восстановить, — что и привело к возникновению пусть и мизерного (121,5 млрд. руб), но все же дефицита бюджета.
При этом изменение структуры доходов свидетельствует о продолжающемся сворачивании импорта (по крайней мере, легального) и падении прибылей той части экономики, которая все еще их по какой-то причине показывает. Стремительный рост НДС, помимо сезонности и увеличения цен, вызван, вероятно, интенсификацией работы сохранившихся производств.
В этом отношении характерна судьба ряда оборонных заводов, которые не успели уничтожить, чтобы застроить места их расположения «человейниками». Многие из них работают в три и даже четыре смены, но о расширении не помышляет почти никто, так как заработанное по-прежнему высасывается банками, и на развитие (и размышления о том, где взять оборудование и способную к обучению молодежь) по-прежнему вульгарно не остается денег.
Конечно, в столь сезонно зависимой сфере, как бюджет, механическое сопоставление следующих друг за другом месяцев недопустимо: надо сравнивать оставшиеся бюджетные показатели с аналогичным периодом прошлого года.
Табл.3 содержит это сравнение в номинальной форме, без учета инфляции (в силу как крайней сомнительности официальных ее показателей, так и различия в динамике цен в разных сферах экономики). Поэтому даже умеренное превышение показателей прошлого года в реальном выражении означает спад, — и, скорее всего, существенный. Однако наибольшую значимость имеет динамика доходов по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года: именно она показывает (причем нивелируя влияние сезонных факторов), улучшается ситуация или ухудшается.
Наглядно видно резкое сжатие доходов федерального бюджета: если апрельские еще можно было считать сопоставимыми с прошлогодними, а то и немного превосходящими них, то в мае-июне доходы стали намного ниже, причем отставание уверенно нарастает. Что важно, налоговые доходы в реальном выражении в июне стали совершенно точно ниже прошлогодних.
Динамика связанных с внутренним производством налогов по всем их видам в июне намного хуже, чем в мае. Налоги, связанные с импортом, откровенно мизерны (почти по фразе одного из светочей нынешней «илитки» «импортозамещение завершено, так как импорт кончился»).
Динамика расходов в июне улучшилась по сравнению с майской катастрофой, однако отнюдь не компенсировала ее последствия.
В целом ситуация шокирует, причем наибольшее впечатление производит полное отсутствие какой-либо системной реакции на нее социально-экономических властей. Оказавшись в качественно новой реальности, бюрократы чубайсовской сборки направили все свои силы на микроскопические изменения (вроде законодательной корректировки сроков пересмотра концессионных соглашений в особых экономических зонах — это не шутка), подавление малого и среднего бизнеса в интересах олигархата (пример — лишение налоговых льгот этого бизнеса в ювелирной отрасли) и жонглирование терминами (вроде замены «импортозамещения» на «импортоопережением», вознагражденной аж вице-премьерским постом).
В целом же они продолжают либеральную политику уничтожения реального сектора в интересах финансовых спекулянтов, — возможно, просто не будучи в силах даже вообразить что-либо нормальное, ориентированное на развитие России, а не ее разграбление и разрушение.
О том, как эта политика ведет страну к банкротству, даже несмотря на высокие цены энергоносителей и большинства видов сырья, весьма наглядно и убедительно свидетельствуют даже обкорнанные данные об исполнения федерального бюджета. Но обращать внимание на эту реальность, мало что значащую для одичалых строителей «блатного феодализма» (по определению многолетнего советника президента В.В.Путина, академика РАН С.Ю.Глазьева), по-видимому, некому и не за чем даже в самом Минфине.