Недавно рассматривали исполнение бюджета Хакасии по итогам первых пяти месяцев этого года. Результаты весьма впечатляющие – общие доходы бюджета за январь - май составили невероятные 26.1 млрд руб. Это на 12 млрд или на 84.4% больше чем было в 2021 году. Тогда поступило 14.2 млрд.
В 2017 году (последний полный год работы предыдущего правительства) поступления были почти в 3 раза меньше – 9.4 млрд руб., проанализировал заместитель председателя Государственного комитета цифрового развития и связи Хакасии, аналитик и экономист Евгений Мамаев. Вот что он сообщил.
"Такой рост доходов происходит на фоне ужесточения санкционного давления на Россию. Поэтому многие резонно задаются вопросом, так ли все радужно у республики в будущем? Чего ждать, к чему готовиться, не пора ли вставать в очередь за раздачей манны небесной? Попробуем разобраться в ситуации.
Такому росту доходов мы в первую очередь обязаны скачку цены на уголь и алюминий на мировых рынках. Еще в начале прошлого года цена добываемого в Хакасии энергетического угля на мировых рынках составляла около 70$ за тонну, а в апреле - мае 2020 года и вовсе менее 40$. Но уже с мая прошлого начался рост, который хоть и чередовался падением, все же вывел цену угля к текущему моменту на уровень 365$ за тонну. Безусловно, это весьма и весьма высокая цена. Вопрос только в том, надолго ли такая цена?
Доля угля в мировой генерации электроэнергии - около 36%. Еще недавно уголь был подвергнут гонению как «грязный», вызывающий глобальное потепление и противоречащий образу светлого будущего, в котором откажутся от использования ископаемого углеводородного топлива. После пика потребления угля в 2013 году в 8.2 млрд тонн началось снижение потребления, которое в 2020 году составило 7.35 млрд тонн. При этом из общего снижения в 819 млн тонн на США пришлась половина - 405 млн. На сопоставимую величину сократилась в США и добыча. Угольную электрогенерацию активно замещали возобновляемыми источниками энергии ¬- ветряками и солнечными панелями, в которые вкладывались сотни миллиардов долларов.
Но в прошлом году эта идиллическая картина будущего дала трещину. В Китае начались массовые отключения электроэнергии из-за нехватки генерирующих мощностей, останавливались промышленные предприятия. Рост потребления был вызван восстановлением мировой экономики после пандемии Covid-19. Рост ВВП Китая в прошлом году составил 8%. Массовые отключения электроэнергии происходят и в Индии, показавшей в прошлом году рост ВВП на 12.5%. Эти две страны с примерно одинаковым населением 1.4 миллиарда человек являются крупнейшими потребителями угля. Сейчас 53% в мировой угольной энергетике приходится на Китай, а еще 12% - на Индию.
Спрос на электроэнергию в мире в 2021 г. вырос на 6,2% к предыдущему году. При этом в 2021-м потребление угля для выработки электричества в Европе выросло более чем на 11% к 2020 году, а в целом в мире почти на 9%, достигнув исторического максимума и превысив отметку 10 000 ТВтЧ. При этом выработка газовой генерации и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) росла ощутимо медленнее: на 2,1% и 6,2% соответственно. Ожидается, что доля угля в генерации продолжит расти и в 2022 году. Стоимость "зеленого перехода" на возобновляемые источники энергии, который бы позволил отказаться от ископаемых источников энергии, оценивается в 27 трлн долларов США. И есть очень большие сомнения, что такие средства могут быть инвестированы в это направление.
В целом в мире насчитывается около 8500 угольных электростанций. В 2020 году их общая мощность оценивалась в 2059 ГВт. В Китае, Индии и Индонезии из угля производится около 60% электроэнергии. В том же 2020 году в мире введено 50 ГВт угольных электростанций и начато строительство еще 25 ГВт, а 38 ГВт выведены из эксплуатации (в основном США и ЕС). В ближайшие годы планируется строительство еще 485 угольных электростанций общей мощностью 456 ГВт.
После прошлогоднего энергетического кризиса в Китае было принято решение увеличить добычу угля. В итоге она в 2021 году выросла на 4.7% и достигла рекордных 4,07 млрд тонн. Импорт угля также вырос в прошлом году до самого высокого уровня с 2013 года. По итогам прошлого года Китай использовал 5,24 миллиарда тонн стандартного угольного эквивалента энергии. При этом в 2021 году китайские власти одобрили масштабный план по расширению угольных шахт, в результате чего его добыча может вырасти еще на 420 миллионов тонн в год. Этот 10% рост сопоставим со всей добычей угля в России, составившей в прошлом году 432 млн тонн (рост на 8,5% или на 33,8 млн тонн к 2020 году). Очевидно, это может снизить цену угля на мировом рынке. Однако есть важный момент, который ограничивает предел снижения цен - себестоимость добычи угля в Китае.
Если в начале 1980-х средняя глубина шахт в Китае составляла около 300 метров, то к 2000 году она выросла до 500 метров, к 2010 - до 700, а к началу 2020-х - до 1200 метров. Чем глубже шахта, тем выше себестоимость добычи. Прирост глубины шахт вырос с 8 метров в год в 1980-х до 50-70 метров к 2020 годам. Очевидно, что при низких ценах добыча угля из глубоких шахт станет нерентабельной и заметно упадет, возникнет дефицит, и цены снова вырастут, а за ними и добыча. Но между этими событиями экономика Китая будет страдать от нехватки электроэнергии, что им вряд ли нужно. Стабильное энергоснабжение - залог развития экономики Китая.
И несмотря на сделанные еще совсем недавно заявления об отказе от угля, Китай построил 38,4 ГВт новых угольных электростанций в 2020 г. Это в три раза больше чем было введено в эксплуатацию во всём остальном мире. Всего в мире было введено в строй 50,3 ГВт угольных станций, а закрыто 37,8 ГВт (рекордсменами по закрытию были США и Европа).
Как видим, со стороны близкого от нас крупнейшего потребителя угля стоит ожидать дальнейшего роста потребления. В 2021 году Россия смогла нарастить поставки угля в Поднебесную на 38%. По объемам импорта нашего угля один Китай обогнал всю Европу - 52 млн тонн.
О планах нарастить добычу угля в 2022 году на 7.9% до 663 млн тонн заявила и Индонезия. При этом ожидается, что экспорт вырастет на 60 млн тонн. Это также окажет некоторое понижающее влияние на цены. Но более важным для России является намерение Европы отказаться от закупок российского угля. В рамках пятого пакета санкций против России Еврокомиссия ввела запрет на импорт российского угля в страны ЕС. Европейские компании уже не могут заключать новые контракты на поставки, но получили отсрочку до начала августа на выполнение действующих договоров.
В 2021 году ЕС купил у России угля на 11,5% больше, чем годом ранее - 48,7 млн тонн на 3,7 млрд долларов. Это чуть меньше четверти от всего российского экспорта угля (227 млн тонн). Встает вопрос, сможем ли мы найти новые рынки сбыта для российского угля.
Произошедшее после начала санкционных войн снижение поставки российского природного газа в Европу вызывает рост цен на него и необходимость чем-то замещать выпадающие объемы энергоносителей. И тут выбор европейцев, несмотря на все экологические заявления, склоняется в сторону угля. Чем дороже газ, тем больше угля нужно Европе. Несколько европейских стран, в том числе Германия и Австрия, уже объявили о намерении использовать уголь для выработки электроэнергии в качестве альтернативы российскому газу. В Германии обсуждается запуск ранее остановленных угольных электростанций общей мощностью около 10 ГВт. Это происходит на фоне планов Германии остановить к концу этого года последние три оставшиеся (из 17) у них АЭС общей мощностью около 4 ГВт. В конце прошлого года были остановлено также три АЭС.
Это делает весьма вероятным дальнейший рост потребления угля в Европе. Даже если это будет не российский уголь, перенаправление потоков с других рынков оставит кого-то без поставок, которые смогут восполнить российские поставщики. Скорее всего это потребует дополнительных расходов на доставку, но текущие цены на уголь вполне окупают их.
В среднем Россия поставляла в ЕС 4 млн тонн угля в месяц, но в последние месяцы, накануне остановки импорта, отгрузка выросла до 5 млн тонн в месяц. Потенциально Индия с легкостью может поглотить этот объем, особенно если на российский уголь будет предоставлена скидка. Индия начала активно закупать не только российскую нефть, но и российский уголь. До введения санкций Запада против российских углеводородов роль российской нефти и угля была незначительной на индийском рынке.
Также прогнозируется, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) потребление угля будет расти минимум до 2025 года и российские угольщики в ближайшие годы будут активно наращивать экспорт продукции на этом направлении. К 2025-му, по прогнозам Минэнерго, поставки в АТР увеличатся на 42% в сравнении с 2020 годом – со 129 до 174 млн тонн. Весьма оптимистичный прогноз о росте поставок в страны Индийского океана (Индии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, Таиланде и др.) был представлен и министерством энергетики России.
Важным драйвером роста мировой генерации электроэнергии является устранение энергетического неравенства, энергетической бедности. Так, в России среднегодовое потребление энергии в расчете на душу населения составляет около 6700 КвтЧ в год. Схожие значения имеют Франция, Швейцария, Япония, Эстония, Словения и ряд других стран. Потребление в США в 2019 году составило 12154 КВтЧ в год на человека. В тоже время потребление в Top-20 стран составляет от 9000 до 50000 КВтЧ в год. Потребление в Китае в прошлом году составило 5885 КВтЧ, а в Индии - 1208 КВтЧ (2020 год). Как видим, эти две страны с общим населением в 2.8 миллиадра человек (а это больше трети общего населения планеты) заметно отстают в энергопотреблении от лидеров.
Очевидно, что с развитием экономики Индии и Китая, ростом благосостояния населения, потребление электроэнергии будет подтягиваться до стран Запада. Есть все основания полагать, что в значительной мере дополнительная энергогенерация будет базироваться на угле. Также вклад в рост спроса на энергию вносит и постоянное увеличение населения на планете. Если в 1987 году население планеты составляло 5 млрд человек, а на начало 2000 года около 6 млрд, то к концу 2011 года население увеличилось еще на миллиард. Ожидается, что планку в 8 миллиардов преодолеем уже в 2023 году. Как видно, в последнее время увеличение населения на миллиард занимало 11-12 лет.
Новому населению также потребуется энергия. Но количество легкодоступных месторождений на планете стремительно заканчивается, себестоимость добычи растет. Можно утверждать, что эпоха дешевых энергоносителей уходит в прошлое. Возобновляемые источники энергии не способны удовлетворить все потребности. Поэтому будущее угледобывающих компаний Хакасии, использующих наиболее выгодную, открытую добычу угля, выглядит весьма неплохим. Соответственно, есть все основания надеяться на дальнейший рост доходов бюджета республики, на увеличение социальных расходов, на повышение зарплат бюджетников, увеличение объемов ремонта дорог и т.д.
Однако есть и существенная угроза этим надеждам со стороны пропускной способности железной дороги, недостаточной для вывоза увеличивающихся объемов добычи угля. Хотя эта проблема была и в предыдущие годы, но особо остро она встает в периоды роста цен, когда почему-то основной объем квот на экспорт угля отдается соседней Кемеровской области - непропорционально объемам добычи.
И сейчас снова остро встал вопрос об обеспечении стабильной работы одной из ключевых отраслей экономики Хакасии - угольщики заявляют о значительных проблемах с вывозом угля в последние месяцы. Очевидно, что существенное снижение объмов отгрузки на экспорт приведет к падению поступлений в бюджет. Будем надеяться, что региональному правительству все же удастся решить эту проблему и доходы бюджета Хакасии будут стабилизированы.
В противном случае через какое-то время нас будет ждать спад в доходах бюджета. Эта ситуация весьма вероятна. И видимо этим объясняться осторожность регионального Минфина в расходовании значительных доходов, поступивших за первые 5 месяцев. В текущих условиях высокой неопределенности следует признать такой подход оптимальным и не спешить с наращиванием расходов. Будем наблюдать за развитием ситуации".