Россиянам обещают новую пенсионную реформу. Уже в этом году
В России грядет новая пенсионная реформа? Или корректировка той, что была принята осенью 2018-го и именуется у сограждан не иначе, как антинародной? Ведь, поднимая, согласно ей, возраст выхода на заслуженный отдых, власть обещала людям рост пособия «на дожитие». В реальности же оказалось — сущие копейки, все съедает инфляция.
И вот — новый поворот. Теперь пенсионные выплаты хотят перевести на накопительную систему. Об этом заявила депутат ГД РФ Светлана Бессараб, член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Что интересно — член фракции «Единая Россия».
До этого за пенсионную справедливость боролись в основном коммунисты во главе с Геннадием Зюгановым. Единоросы же, пользуясь большинством в парламенте, категорически отметали все их предложения не то, что об отмене, но даже о смягчении последствий принятых в 2018-м решений. Получается, и в «ЕдРе», наконец, поняли, всю бесперспективность и даже очевидную вредность «реформы»?
По словам Светланы Викторовны, государство будет софинансировать средства на накопительных счетах. То есть, при внесении каждым гражданином 1000 рублей добавит ему ровно столько же. И такие вклады должны будут страховаться по типу накоплений для физических лиц до 1,4 млн. рублей включительно. Плюс — освобождение отчислений от налогов, до 6% от доходов или зарплаты. Проще говоря, отложенные деньги не только не будут облагаться налогами, но, напротив, станут софинансироваться государством и страховаться.
Да и ещё — отчисления разрешат направлять на страховую пенсию. Светлана Бессараб считает это особенно важным, поскольку социальные выплаты могут получать лишь те россияне, кто набрал определенный стаж и баллы. У «недобравших» она существенно ниже, в некоторых регионах в 1,5 раза и больше, то есть, практически нищенская. Также планируется трансформация накопительной части обязательного пенсионного страхования в негосударственное пенсионное обеспечение.
Прочтешь предлагаемое народной избранницей, и веселей становится на сердце. Ещё немного, ещё чуть-чуть, и заживем на зависть сытой Европе! Одно смущает — то, что все озвученное госпожой Бессараб пока лишь подготовленный ею проект. И, как она сама уточняет, «в Госдуму пока не вносился, ведется дискуссия». Но уже в нынешнем, 2022 году, обещает она, законопроект о накопительных пенсиях может быть принят.
Пока известно лишь об одном депутате, поддержавшем коллегу — Анатолии Аксакове. «Нам пора решать вопрос. Он уже назрел, — сказал Анатолий Геннадьевич. — И последние дискуссии в Госдуме показали, что многие депутаты обеспокоены действующей накопительной системой и тем, что действует заморозка».
Обеспокоены? Но почему тогда большинством голосов, практически без обсуждения, приняли в минувшем декабре Закон о продлении заморозки накопительной части пенсии, отправив его тут же президенту РФ Владимиру Путину, который его сразу подписал? К слову, такую оперативность с обеих сторон россиянам объяснили «необходимостью строжайшей экономии федерального бюджета». Благодаря этой заморозке, мол, бюджет к 2024 году сможет сэкономить порядка 772,9 млрд. рублей. (Так и хочется спросить — чтобы в очередной раз упаковать эти миллиарды в свою кубышку? Как это регулярно происходит в последние годы, несмотря на солидный профицит?)…
Что характерно — и на этот раз дискуссии о новой (или корректируемой) пенсионной реформе ведутся кулуарно, без участия тех, за кого народные избранники «болеют» — самого народа. Или им, считают постояльцы Охотного ряда (равно, как и Белого дома, Кремля) нечего по этому поводу сказать?
— На полноценную работу социологических службы средств в Петербурге, да и в других городах страны выделяется все меньше и меньше. Такое впечатление, что мнение рядовых россиян власть имущую верхушку не интересует. Разве, что перед выборами подкинут немного деньжонок на какой-нибудь чисто формальный опрос, тем всё и ограничивается, — сказала корреспонденту «СП» Татьяна Проценко, старший научный сотрудник Социологического института РАН. — Работаем на голом энтузиазме, в надежде, что не пропадет наш важный, я считаю, труд. У меня сохраняются контакты со многими из тех людей, с которыми я хоть раз беседовала. Так что ответы на ваш вопрос об их отношении к действующей реформе у меня есть.
Среди главных претензий: отмена индексации работающим пенсионерам. Пожалев для них денег на небольшую ежегодную прибавку, государство потеряло в разы больше! Потому что не менее половины из работавших уволились вскоре после принятия пенсионной реформы-2018. И предприятия, организации лишились опытных и, что немаловажно, квалифицированных специалистов. В полной мере заменить их до сих пор некем. Но! Треть из уволившихся, затем снова устроилась на работу — нелегально, чтобы не терять индексацию. То есть, пошла на обман. И осуждать их за это лично я не берусь. Это они — жертвы обмана государственного масштаба!
«СП»: — Мне приходилось слышать, что ныне действующая система выплат по возрасту не всем понятна…
— Правильней сказать, мало кому понятна. Казуистика ещё та! Из-за чего люди слабо ориентируются в начислениях. Одна из самых частых претензий пенсионеров: почему, проработав больше 30 лет, получаем столько же, сколько и те, кто вполовину меньше? Как вообще рассчитывается стаж? Почему не весь берут в расчет? Ответов, как правило, не получают. Или получают чисто формальные, не проясняющие суть дела. А теперь с тотальным переходом на «цифру», вообще ни до кого из специалистов не достучаться. Обязывают регистрироваться на сайте госуслуг, где процветает чистой воды формализм. В результате обиды людей растут и множатся.
Продолжает тему наш эксперт Анатолий Бажан, доктор экономических отдел, завотделом Института Европы РАН.
— Очередная инициатива с пенсионным реформированием вызвана проблемами с действующей системой выплат старикам, которая не оправдала себя. Думали сэкономить, наполнив ПФР средствами, но не вышло. При том, что в кои-то годы госбюджет в стране с профицитом!
«СП»: — Не в самом ли ПФР тут дело, Анатолий Иванович?
— В нем. Это же надстройка. Тянет-потянет средства из разных государственных источников… Хотя изначально предполагалось, что сама будет зарабатывать да ещё казну наполнять. Во времена СССР правительство почему-то успешно справлялось с выплатами, вышедшим на пенсию. Несмотря на то, что и тогда хватало разного рода трудностей. И, кстати, половина Европы именно у нашей страны позаимствовали данный принцип выплат. Нет, нужно было зачем-то создавать отдельную структуру. С немалыми полномочиями, огромным штатом сотрудников с высокими окладами.
Развернулся ПФР не на шутку — офисы в регионах строит уже с дворцовыми интерьерами, и соответствующими затратами. Что касается нынешних предложений с накопительной системой… Честно говоря, не вижу в ней плюсов. Нечто подобное мы уже проходили — с частными пенсионными фондами, например.
«СП»: — Многие из которых канули в неизвестность вместе с деньгами пенсионеров!
— На мой взгляд, все эти затеи — следствие, во-первых, иллюзорности мышления тех, кто правит у нас данными делами, во-вторых, малограмотностью исполнителей. А, главное, в том, что больше 20 лет Россия строит вроде бы современный капитализм, а получается почему-то бандитский.