Минсельхоз рекомендует народу свою «конфетку»
Несмотря на то, что в Минсельхозе РФ сообщили об отсутствии тенденции на подорожание кондитерских изделий, несколько крупнейших производителей кондитерских изделий — уведомили торговые сети о повышении отпускной цены с 1 февраля, пишет РИА «Новости» со ссылкой на газету «Известия».
Кто спорит, издержки существенно увеличились, а все они входят в себестоимость продукции. Но производители сдерживали и в дальнейшем должны сдерживать резкий рост цен на свою продукцию, оптимизируя внутренние процессы, считают в Минсельхозе. И, самое главное, надо сокращать маржинальность. То есть министерство рекомендует владельцам шоколажных фабрик поменьше думать о прибыли для своего кармана. В такое слабо верится.
Генерельный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин считает, что в русле доктрины продовольственной безопасности, действующей в нашей стране, ситуация с обеспечением населения — тревожная:
— Стоимость кондитерских изделий, прежде всего, зависит от зарубежных поставок всевозможных ингридиентов. Мне кажется, что прав наш президент, говоря, что рынок зависит от тенденций, наблюдающихся во всем мире. С этим не все эксперты соглашаются, но что касается кондитерки, тут с президетом не поспоришь, хотя в принципе спорить надо.
Но у нас подорожал сахар. Уважаемая общественная организация, Союз производителей сахара, постоянно делает заявления о неимоверных усилиях, прилагаемых отечественными таваропроизводителями. Но такого рода «героические усилия» прилагаются давно, так было и в царские времена, и в советские, и сейчас. А сахарных заводов в стране — наперечет. В заявлениях — много лукавства. Они призывны замаскировать простое желание — заработать прибыль, превышающую 25%. На сахарном рынке, не мешало бы, поработать не Минисельхозу, который не способен предпринять необходимые меры воздействия, у него нужных рычагов нет, ведь сахарная промышленность находится в частных руках, так же как кондитерская, а соответсвующим органам.
«СП»: — Что вы имеете в виду, Следственный комитет и генеральную прокуратуру?
— Тем, кто занимается обеспечением государственной безопасности и уставновленных экономических правил.
Подорожала продукция хлебопродукутового комплекса, которая в кондитерской промышленности используется при производстве пряников, печенья и тортов с пирожными. Но помимо муки, кондитеры используют масло и жиры. А они — тоже подорожали, стоит только вспомнить о проклятом пальмовом масле. Поставки из Малайзии и Индонезии сокращаются.
Обсуждая с кондитерами документацию по производству их продукции в рамках ЕАЭС, мы пытаемся устранить разгноголосицу в техническом регулировании, но возникают вопросы. В нашей стране есть два документа по заменителям масла какао, которые разработаны Институтом кондитерской промышленности и заинтересованными организациями.
Как можно сделать шоколад без порошка и масла какао? Никак. Но есть ГОСТы на заменитель масла какао, утвержденные Росстандартом. Мы вынуждены с этим мириться.
К тому же, рынок компонентов шоколада в мире — криминальный. Прыткие бизнесмены мирового уровня монополизировали этот сегмент и диктуют цены, в соответствии с поговоркой: «Нравится, не нравится, терпи моя красавица».
Много кокао-бобов экспорирует африканская страна Гана. Они производятся в Латинской Америке. Мне приходилось работать в одной из стран, где растет дерево какао, будучи консулом Советского союза на Кубе. На востоке острова растут эти деревья в провинциях Гуантанамо, Сантьяго-де-Куба. Поражает воображение удивительный плод размером 15−20 сантиметров и само дерево — залюбуешься. Но рынок какао плохо защищен, разрознен. Есть те, кто по-русски гвоворя, его «крышуют», скупают плантации и диктуют цены. Такого не скажешь о рынках кофе или чая.
Вот кондитеры всего мира и вынуждены покупать либо дорогие натуральные какао-порошок и масло, либо синтетические аналоги, заменители. То, что мы едим — это не всегда натуральное какао. Но даже эти синтетические эквиваленты очень дорогие, что в Европе, что в Китае. Все что касается шоколада — дорого, и не всегда доступно сейчас в связи с пандемией.
Кроме того в шоколадных изделиях используется шоколадная глазурь и глазурь для кондитерских изделий. Это вещь не дешевая. Ее десять видов. Голландская или бельгийская — лучше. Порой надкусишь зефир — глазурь ломается и крошится. Значит, глазурь не шоколадная, а с сответствующими красителями, добавками — дешево и сердито. Но для желудка, печени и всего остального — не самый лучший продукт.
«СП»: — Помимо компонентов и наполнителей, дорожает электроэнергия, тепловая энергия, траспортные услуги, логистика и так далее.
— Если мы посмотрим всю цепочку производства и оборота кондитерских изделий, то тогда будет понятно, почему сладости дорожают. Как быть производителям, получающим счета от поставщиков электроэнергии? Увеличивать стоимость продукции. Так что подорожание кондитерских изделий — это объективно обусловленный процесс, который нельзя не заметить. Другое дело, что органы государственной власти должны его анализировать, как это пытаемся анализировать мы: пресса и структуры гражданского общества.
Ради справедливости хочу отметить, что кондитеры чувствуют социальную ответственность. Мы же, придя вмагазин, видим конфеты и за 260 рублей за килограмм, и за 300 реблей, и рядом «супер конфеты» за 700 рублей. Кондитеры понимают, что придет бабушка купить сладенького на свою пенсию, ей надо подешевле: конфеты «Цитрон», «Ласточку» или «Темная ночь» — привычные советские марки.
А если приходит жена предпринимателя с пухлыми губами, она может себе позволить и за тысячу рублей кило. У потребителя существует право выбора. Это право на рынке обеспечено стопроцентно. Хватает кондитерских изделий на разные вкусы и кошелек. Кондитеры справились с этой задачей. Более того, кондитерская промышленность является одним из экспортеров. Мы в России экспортируем наши изделия в более чем полтора десятка стран. Но вопросы остаются.
Государство в определенный момент отказалось от принципов, форм и методов государственного регулирования рыночной экономики, которые в нашей стране предписаны изначально. Ни одно номальное государство не отказывается вникать в ситуацию на рынке, в социально значимые проблемы, и не регулировать этот прорцес различными методами.
Обратите внимание на то, что с возникновением пандемии ковида, государство тут же зарегулировало процесс. А когда речь заходит о каждодневных потребностях человека — поесть три раза в день — государственные органы начинают демагогически рассуждать. Это просто имитация деятельности. Не надо давить на товаропроизводителей, но можно им что-то подсказать. Нужно рекомендовать, поправлять — держать под контролем.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ уверен, что подорожание на прилавках всех товаров неизбежно:
— Основных причин две. Во-первых, это рост издержек производителей, которые в последнее время сталкиваются с его новым важным фактором — ростом зарплат из-за дефицита рабочей силы. И, во-вторых, работа печатных станков казначейств США и европейских стран, усугубившееся у нас огромным объемом потребительских кредитов.
То, что в Минсельхозе называют «оптимизацией внутренних процессов», по сути, является заменой сырья на более дешёвое, упрощением технологий и сокращением внутреннего контроля — а это ведёт к снижению качества и сокращению ассортимента.
Что касается другого фактора сдерживания цен, на который указывает министерство — снижения маржинальности, он имеет свой предел, ниже которого нет смысла производить.
Зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов считает, что агроизводители кондитерской продукции не заинтересованы в необоснованном росте цен:
— Это грозит им потерей товарооборота. На протяжении двух лет они стремятся сдерживать возросшие издержки за счёт собственных ресурсов, но накопленный рост себестоимости не позволяет далее покрывать издержки. Ресурсы сегодня полностью исчерпаны, а поставщик на полочные цены сам не влияет.
Рост цен на сырье в кондитерской отрасли сегодня составляет от 11% до 130%, в зависимости от его вида. Так, подсолнечное масло подорожало на 90%, меланж — на 70%, сахар — на более 40%. Напомним, что соглашения по фиксации цен действовали только для ритейла, а предприятиям кондитерской промышленности отпускались по рыночным — более высоким ценам.
Дополнительными факторами являются удорожание упаковки и логистики поставок. Все это, безусловно, влияет на себестоимость производства кондитерских изделий.