Что надо для прогрессивной экономической политики Хакасии
Фото: 19rusinfo.ru

Хакасия наращивает поступления налога по упрощенной системе. Это происходит на фоне снижения ставок, причем изначально это решение республиканской власти было воспринято скептически.

При сниженной ставке по УСН поступления стали расти год от года. При этом есть мнение, что для полного вывода из тени предпринимателей и привлечения их из других регионов у Хакасии есть потенциал для дальнейшего снижения ставки.

Свои рассуждения на этот счет высказал депутат Верховного Совета Хакасии, экс-председатель комитета по бюджету и налогам Олег Иванов:

"Экономическую картину региона в сфере малого и среднего бизнеса отражают показатели уплаты УСН (упрощенная система налогообложения), его динамика демонстрирует стабильность и развитие предпринимательства в регионе.

Республика Хакасия является территорией, которая выглядит преимущественно в сравнении с другими регионами СФО по применению упрощенной системы налогообложения. Эта привлекательность была заложена решениями, принятыми в 2019 году, и с 2020 года в Республике Хакасия ставки для лиц, применяющих УСН, были снижены до 7,5% от 15% по системе «доходы-расходы» и с 6 % до 4% по системе «доходы».

Это изменение показало, что при сниженной ставке поступления стали расти год от года, несмотря на волну критики. И этот рост не снижается до сих пор. К примеру, за 1 квартал 2023 года было получено 175 миллионов руб., за 1 квартал 2024 года - 223 миллиона рублей, рост составил 48 млн руб. и 127%.

Принятые экономические решения и своевременная информационная компания, сделавшая Хакасию привлекательной среди сибирских регионов, показали заботу о предпринимателях и вызвали доверие к властям, что отразилось на стремлении выходить из тени и быть зарегистрированным в республике.

Приведу некоторые экономические показатели.

Налогооблагаемая база по УСН в Республике Хакасия в 2019 году (при 6%) составляла 16 млрд 763 млн рублей, из них организации – 8 млрд 056 млн руб., индивидуальные предприниматели – 8 млрд 707 млн руб. По системе «доходы» - 14 млрд 068 млн руб., из них организации – 6 млрд 578 млн руб., ИП – 7 млрд. 490 млн рублей. По системе «доходы-расходы» общая база – 2 млрд 694 млн рублей, из них организации – 1 млрд 478 млн рублей, ИП- 1 млрд 216 млн рублей. Количество налогоплательщиков, представивших декларации: 9887, из них организаций - 4035, ИП - 5852.

Налогооблагаемая база по УСН в Республике Хакасия в 2020 году при ставке 4% составляла уже 23 млрд 27 млн рублей, из них организации – 9 млрд 667 млн руб., индивидуальные предприниматели – 13 млрд 402 млн руб. По системе «доходы» - 18 млрд 476 млн руб., из них организации – 7 млрд 462 млн руб., ИП – 11 млрд 014 млн рублей. По системе «доходы-расходы» общая база – 4 млрд 593 млн рублей, из них организации – 2 млрд 205 млн рублей, ИП - 2 млрд 388 млн рублей. Количество налогоплательщиков, представивших декларации: 10480, из них организаций - 3992, ИП - 6488.

Налогооблагаемая база по УСН в Республике Хакасия в 2021 году составляла уже 38 млрд 900 млн рублей, из них организации – 13 млрд 460 млн руб., индивидуальные предприниматели – 25 млрд 439 млн руб. По системе «доходы» - 30 млрд 417 млн руб., из них организации – 9 млрд 761 млн руб., ИП – 20 млрд 656 млн рублей. По системе «доходы-расходы» общая база – 8 млрд 482 млн рублей, из них организации – 3 млрд 699 млн рублей, ИП- 4 млрд 783 млн рублей. Количество налогоплательщиков, представивших декларации: 13364, из них организаций – 4054, ИП - 9310.

Налогооблагаемая база по УСН в Республике Хакасия в 2022 году составляла уже 47 млрд 596 млн рублей, из них организации – 15 млрд 817 млн руб., индивидуальные предприниматели – 31 млрд 778 млн руб. По системе «доходы» - 38 млрд 160 млн руб., из них организации – 11 млрд 734 млн руб., ИП – 26 млрд 425 млн рублей. По системе «доходы-расходы» общая база – 9 млрд 435 млн рублей, из них организации – 4 млрд 083 млн рублей, ИП - 5 млрд 352 млн рублей. Количество налогоплательщиков, представивших декларации: 13663, из них организаций – 4065, ИП - 9598.

В 2022 году рост налоговой базы к 2019 году вырос на 284%, а рост количества налогоплательщиков к 2019 году вырос на 138%. Эти показатели убедительно свидетельствуют о правильности принятого решения в регионе, которые привели к стабильному росту организаций, предприятий, налогооблагаемой базы и поступлений от УСН в бюджет Хакасии.

В 2021 году поступления составили 1 млрд 372,275 руб. , в 2020 – 929 млн 858 тыс. руб., а в 2019 году 935 млн рублей (по старой ставке), после снижения ее в 2020 году анализ показал увеличение налогооблагаемой базы, что связано с выходом из тени предпринимательства, позволило прогнозировать увеличение поступлений с 2021 года.

Если в целом за 12 месяцев 2022 года консолидированный бюджет Хакасии получил 1 млрд 893 млн 046 руб. (1,325 134 - в бюджет РХ, 567 912 – в бюджеты муниципальных образований), то за 2023 год (без показателя 4 квартала) – 1 млрд 943 млн 842 рублей от поступлений по УСН (где 1,360 692 поступило в бюджет РХ, 583 150 – в бюджеты муниципальных образований).

У Хакасии, несомненно, есть резерв для обеспечения привлекательности по примеру Удмуртии в части снижения ставки по УСН до 1%. При общей сопоставимости доходной базы, например в 2022 году доходы от УСН в Республики Удмуртия с налоговой ставкой 1% составили 7,686 213,4 рублей, а в Хакасии с налоговой ставкой 4% - 1,325177 рублей. Это говорит о том, что налоговая политика Республики Удмуртии эффективна для вывода из тени предпринимателей и привлечения предпринимателей из других регионов для регистрации и ведения бизнеса у них. Опыт Удмуртии сегодня перенят некоторыми российскими регионами: Астраханская область, Бурятия, Калмыкия, Курганская область, Мордовия, Чечня. Но в Сибирском федеральном округе этого примера нет.

31 регион снизил УСН до 1% для малого IT-бизнеса, Хакасия тоже входит в этот список. Но как показывает практика, эффективность для региона дает не частичное, а полное применение по всем видам деятельности 1%. В этом общество видит заботу конкретного региона о тех, кто работает по УСН.

Львиную долю в бюджет от УСН дает система «Доходы» при ставке 4%, но при этом налог на профессиональный доход составляет тоже 4%, и в случае понижения ставки УСН до 1% она станет привлекательнее, чем ставка налога на профессиональный доход – это будет способствовать максимальному выходу из тени, пониманию, что власть делает максимально возможное для честного труда. Также это снижение ставки привлечет бизнес из соседних и других российских регионов. Это курс для эффективной налоговой политики в регионе.

В Сибирском федеральном округе для самой низкой ставки УСН Хакасия может получить право первого, установившего самые льготные условия для своего бизнеса.

Еще раз подчеркну, пример Удмуртии показывает, что для Хакасии есть потенциал в снижении ставки по УСН для полного вывода из тени своих предпринимателей и привлечения их из других регионов. Для такой прогрессивной экономической политики нужно единодушное понимание и решение бизнеса и власти, а также полноценное, разноплановое донесение информации до жителей региона и за его пределами. Эта информация должна раскрывать уникальность региона для предпринимателей".

Добавить комментарий

Комментарии  

Не все бизнесы, и малые, и большие, одинаково полезны! Не все надо поощрять к развитию. Только полезные нам нужны. Например, с производителей рапса/льна/конопли/сои, с алкоторговцев, с других вредных производств налоги нужно увеличивать максимально. И вообще, все вредные производства нужно с помощью налоговой политики выдавливать с нашей земли. А льготы полезным производствам давать как раз за счет "обдирания" нежелательных бизнесов.
Верно мыслите, товарищ Иванов. 1% - это да.
"Что надо для прогрессивной экономической политики Хакасии?" - самым эффективным решением будет запуск собственного денежного станка. Ресурсы есть, руки есть - остались только денежные бумажки, чтобы всё активно закрутилось.
Что надо для прогрессивной экономической политики Хакасии? Во-первых, условия для открытия новых производств. В некотором плане люди занятые в МСП или самозанятые принесли бы больше пользы на производстве и получали бы больше. Во-вторых, нужны компетентные управленцы в исполнительной власти коих сегодня в Хакасии не видно. В-третьих, нужен честный, открытый разговор с людьми в городах и районах про экономику. Также нужно сокращать расходы бюджета, особенно на содержание чиновников, аппаратов, депутатов. Олег Альбертович в силу своего понимания, "видит деревья, но лес не видит", да еще всемерно восхваляет и продвигает нынешнюю политическую власть.
Абсолютно правильно. Но, к сожалению, Хакасия - маленький регион, хорошие хозяйственники во власть не лезут, т.к. процветает кумовство во власти, надо пристроить всех "нужных"людей, поэтому и структура правительства разрастается с каждым годом, и борьба за портфели между ЕР-овцами и КПРФ-овцами...
Кредиты под 25% это самое то для развития производства. 😂 Но это прерогатива главы ЦБ РФ, которую назначила Единая Россия в Госдуме, даже после потери 300 млрд наших ЗВР. А никак не главы Хакасии. Расходы федеральный центр и так сокращает, но в основном на медицину и образование. Чтобы было развитие страны нужно менять налоговую политику в стране. Но это снова обязанность Госдумы, а не отдельного региона.
Иванов не понимает в каком обществе живет. не из за уменьшения ставок усн увеличился а из за отмены вмененного налога в 2021г. и никакого 1 процента не будет это депутат так о себе напоминает. а будет все наоборот увеличение всех налогов и сборов и обязательных платежей с тех кто еще не обанкротился пока нарушая все законы до одного.. так как законы уже давно не выполнимы.