Эксклюзивное интервью с ректором Хакасского института развития образования и повышения квалификации
Фото: 19rusinfo.ru

Ректор Хакасского института развития образования и повышения квалификации Светлана Дмитриева в интервью 19rusinfo.ru рассказала о том, что делается в республике в рамках Года педагога и наставника, а также о том, что предпринимается непосредственно институтом для повышения кадрового потенциала региона и роста квалификации педагогов. 

Полная версия беседы со Светланой Тихоновной представлена ниже. 

- Светлана Тихоновна, 2023 год Указом Президента России Владимиром Путина объявлен Годом педагога и наставника. Как вы думаете, чем это обусловлено?

- Вы правы, 2023 год стал для всех нас особенным годом, миссия которого повысить престиж профессии учителя. Работа по признанию особого статуса педагогических работников не начинается и не заканчивается тематическим годом, она идет на протяжении последних лет. Год педагога и наставника – это логическое продолжение последовательной госполитики, которая реализуется в стране и в нашей республике.

В этот год мы акцентируем внимание на важности профессии учителя, не упускаем возможности продемонстрировать нашим педагогам уважение, которое они, несомненно, заслужили, и поблагодарить их за самоотверженный труд. 

В течение этого года проводится цикл масштабных мероприятий как федеральных, так и региональных, муниципальных... Смысл Года педагога и наставника в том, чтобы показать: профессия учителя уважаема и интересна, а молодые люди, отдающие ей предпочтение, делают, безусловно, правильный выбор.

Институт совместно с министерством образования и науки Хакасии играют ключевую роль в организации и проведении этих мероприятий. Наряду с традиционными мероприятиями появились и новые, которые выполняют миссию этого года, например акции «Мой первый учитель», «Скажи спасибо учителю», «Опытный учитель – молодому педагогу» (последняя вошла в федеральный план мероприятий «Большая учительская неделя»). Была создана рубрика «Лента времени», которая знакомит с именами педагогов республики, внесших значительный вклад в развитие системы образования (Балахчина Надежда Порфирьевна, Галина Александровна Салата, Сергеева Татьяна Александровна, Огурцова Людмила Борисовна и многие другие).

Таким образом, все, что делается в этот тематический год, способствуют не только профессиональному росту каждого конкретного педагога и учительства в целом, но и повышению статуса учительской профессии.

- Скажите, какие изменения для системы образования республики уже произошли, и что нового появится для учительского сообщества в контексте Года педагога и наставника?

- Прежде всего, отмечу, что последние годы в стране создается единое образовательное пространство, которое включает в себя обновленные федеральные стандарты для всех уровней образования (дошкольное, общее образование, среднее и высшее профессиональное образование), федеральные образовательные программы по предметам, единые учебники и другое. Это колоссальная работа, проделанная нашими учеными. Но как говорил Ушинский: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Поэтому решение всех поставленных задач системы образования возможно только через педагогов, у которых сегодня достаточно возможностей для совершенствования в профессии. Но если мы говорим о едином образовательном пространстве, то логично должна быть и единая система для подготовки и повышения квалификации педагога.

Сегодня учителю уже недостаточно повышения квалификации раз в три года, ему необходимо непрерывное методическое сопровождение, которое поможет ему оперативно реагировать на вызовы, которые встают перед системой образования. Поэтому Хакасия активно включилась в создание регионального сегмента Единой федеральной системы научно-методического сопровождения (ЕФНС).

Данная система включает в себя несколько уровней:

- федеральный, оператором, которого является Академия Минпросвещения России

- региональный, МОиН РХ, ХакИРОиП, общественно-профессиональные сообщества учителей-предметников и др.

- муниципальный, методические службы районов и образовательные организации.

Единой «точкой сборки» всех ресурсов, курсов и методических мероприятий для педагогов является Центр непрерывного повышения профмастерства (ЦНППМ) – структурное подразделение ХакИРОиПК. Его цель – координация работы по обеспечению профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, поддержка молодых педагогов, классных руководителей, помощь учителям в использовании верифицированного контента, в работе с цифровой образовательной средой и т.д.

Сейчас в систему научно-методического сопровождения включены 445 образовательных организаций из 13 муниципальных образований, свыше 11 тысяч педагогов, 1041 руководитель и 116 членов регионального методического актива.

- А как изменилась деятельность вашего института в кадровом обеспечении системы образования республики?

- Уже сегодня важную роль в развитии кадрового потенциала системы общего образования республики выполняет Хакасский институт развития образования и повышения квалификации и, несмотря на то, что наши программы отвечают запросам современного образования (о чем говорят внешние общественно-профессиональные экспертизы, 14 программ наших сотрудников интегрированы в Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ), мы понимаем, что сетевое взаимодействие с ведущими вузами страны могло бы обеспечить большую их эффективность.

Самым значимым партнером в повышении квалификации педагогов республики является Академия Минпросвещения, которая только за прошедший год обучила по 10 флагманским программам совместно с ХакИРОиПК более 2000 учителей, методистов, экспертов. Стажировочными площадками для учителей и руководителей стали институты Красноярска, Иркутска, Томска, Калининграда.

Мы понимаем, что становится важным не просто повысить уровень квалификации педагога, а персонифицировать эту деятельность. А это станет возможным, если мы будем учитывать профессиональные дефициты педагогов, актуальную ситуацию качества образования в конкретной школе, районе, республике и затем спланируем последующее сопровождение через построение индивидуальных образовательных маршрутов. Если проще сказать, у педагога выявляются профессиональные потребности или дефициты (если они имеются), далее предлагается соответствующая программа повышения квалификации и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, результатом которого станет новая компетенция. А помогать шагать по этому маршруту будут тьюторы института, региональные методисты, наставники и др.

- Светлана Тихоновна, мы много слышали о федеральном проекте «Школа Минпросвещения России», можете ли вы что-то о нем рассказать?

- Сейчас по всей стране реализуется масштабный проект «Школа Минпросвещения России», в нем уже участвуют 30 тыс. школ. Вступая в проект, школа знакомится с его магистральными направлениями и критериями, проводит первичную самодиагностику. Проект задает высокие стандарты деятельности педагогов – как нынешних, так и будущих, нацелен на формирование единого образовательного пространства и одновременно помогает определить траекторию развития каждой школе, которая в нем участвует. Помочь школам в этой работе – еще одна миссия нашего института.

14 школ Хакасии в данном проекте с 2022 года, а Институт является региональным координатором этого проекта.

Все команды школ (127 участников проекта) прошли обучение по флагманской программе Академии Минпросвещения, результатом которого стала разработка программы развития школы, которая позволит школам выйти на качественно новый уровень своего развития.

Институтом осуществлялось научно-методическое сопровождение школ проекта, были проведены вебинары, консультации, презентационная сессия и др.

Спустя 1 год участия в проекте школы прошли промежуточную самодиагностику, результаты которой показали эффективность их работы.

А уже в августе этого года в рамках республиканской конференции эти школы представили свой опыт для руководителей школ республики. Ведущий эксперт Академии Минпросвещения Регина Васильевна Ходакова, высоко оценила их работу и эффективность научно-методического сопровождения.

Одним из достижений региона в рамках реализации данного проекта можно считать трансляцию успешного опыта на федеральном уровне тремя школами-участниками проекта: лицей им. Н.Г. Булакина» г. Абакана, лицей им. А.Г. Баженова г. Черногорска, новороссийская СШ Алтайского района.

Кстати, завтра, 10 октября на базе Новороссийской средней школы начнутся курсы повышения квалификации, которые проведут специалисты Академии Минпросвещения.

- Для Хакасии, как и для многих других регионов актуальна проблема дефицита кадров. Расскажите, пожалуйста, какая работа проводится институтом по закреплению молодых кадров в республике?

- Прежде всего, нужно сказать, что это комплексная работа, включающая в себя меры соцподдержки (это МОиН РХ) и методическую поддержку. Более семи лет назад была создана Ассоциация молодых педагогов Хакасии, которая является самым активным партнером института. Мы проводим масштабные мероприятия, которые с удовольствием посещают и опытные коллеги. Например, это Фестиваль молодых педагогов - яркое событие, которое проектируется совместно с молодыми. Оно стало традиционным, как и конкурс «Мои первые шаги». Лучшие молодые педагоги, победившие в конкурсе становятся завучами, директорами и победителями других профессиональных конкурсов (Учитель года (Андрей Александрович Колоухов).

Мы отслеживаем их профессиональную судьбу и продолжаем сотрудничать на новом уровне, например акция «Опытный учитель – молодому специалисту». Ежегодно в ней принимают участие порядка 100 педагогических работников со всей республики. Молодые специалисты посещают уроки наставников, проводят совместный анализ увиденного, определяют направления дальнейшего развития по проектированию и анализу уроков.

Отметим, что работа с молодыми педагогами является системной и дает свои результаты.

- Профориентационная работа по подготовке педагогических кадров для школы по факту начинается уже в школе, что делается в республике в этой части? 

- Классы психолого-педагогические направленности - это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования. В настоящее время Академия Минпросвещения России, МОиН Республики Хакасия и наш институт ведут активную работу по созданию и развитию таких классов.

Классы психолого-педагогической направленности выполняют две задачи: реализация профориентационной работы в образовательных организациях и обеспечение кадрами системы республики. Сейчас действуют инновационные площадки по данной теме. К ним прикреплены другие школы, которые приступили в этом году. Всего 25 организаций из 11 муниципалитетов республики – это более 500 учащихся.

Руководитель проекта Е.В. Баутина и представители этих школ прошли стажировку по программе Академии Минпросвещения на базе педуниверситета им Астафьева, с которым у республики заключено соглашение о сотрудничестве. Кроме этого, МОиН РХ разработана и утверждена дорожная карта обеспечения системы образования кадрами (в перспективе будет постановление правительства), через расширение сети классов психолого-педагогической направленности на 2023-2024 годы.

Миссии системы дополнительного профессионального образования, в том числе института, очень разные, но главная из них – это создание условий для непрерывного профессионального роста педагога. У нас наработан богатейший методический арсенал, которым мы гордимся и готовы делиться.

Уверена, в этом наша миссия и сила нашей единой системы образования.

Добавить комментарий