Кандидат исторических наук: Наша задача - разоблачать фейки и пропаганду
Фото: khsu.ru

Кандидат исторических наук, доцент ВАК, доцент кафедры истории Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Михаил Степанов рассказал 19rusinfo.ru о программе противодействия фальсификации истории и архивного наследия.

Данная образовательная программа действует в вузе первый год, и обучаются по ней исключительно магистранты. Направление, признается историк, хоть и молодое, но достаточно популярное. Да и круг желающих его освоить весьма разношёрстный: от молодых историков до состоявшихся профессионалов, ранее не связанных с историческими науками.

- Михаил Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, немного о программе противодействия фальсификации истории и архивного наследия. Кто был инициатором ее появления в ХГУ?

- Идея по созданию этой образовательной программы в ХГУ зародилась в 2021 году, когда я участвовал в Международном форуме в Хабаровске. Форум был посвящен Хабаровскому процессу 1949 года и проблемам заключения мирного договора с Японией. Там выступали многие федеральные чиновники, туда же съехались известные российские и зарубежные историки. И в ходе этого форума как раз прозвучала идея об обеспечении исторического суверенитета России.

Приехав в Абакан, я предложил руководству университета запустить такой проект в виде магистерской программы. Как итог - в 2022 году мы осуществили первый набор на программу противодействия фальсификации истории и архивного наследия. Считаю, что среди историков у нас имеется достаточно эффективный кадровый потенциал. Данную программу обеспечивают ведущие доктора и кандидаты исторических наук, чьи исследования выходят далеко за пределы нашего региона.

Сама программа, если сказать схематично, состоит из двух блоков - теоретического и практического. Теоретический блок включает в себя работу непосредственно с историческими концепциями и подходами. Практический же – непосредственно работа с историческим источниками. В настоящее время, как никогда ранее, обострилась проблема грамотной и аргументированной защиты собственной истории от попыток ее пересмотра со стороны политических сил ряда государств. История превратилась в некое поле боя, в дискуссионную площадку, где мы должны профессионально, с опорой на исторические данные отставить факты нашей истории, в том числе национальной гордости.

Изначально на указанную образовательную программу планировалось набрать 15 бюджетных мест, но весной нам Российское историческое общество предложило увеличить количество бюджетных мест еще на 5. То есть первый набор у нас получился на 20 человек. Все места - бюджетные, студентам выплачивается стипендия. Половина студентов - это наши выпускники-бакалавры, для которых обучение в магистратуре - это своего рода завершающий этап получения полного пакета высшего образования. Замечу, что когда мы анонсировали данную программу, к ней был проявлен высокий интерес.

- В чем преимущества указанной программы в сравнении с программой классической истории?

- Данный курс, прежде всего, ориентирован на скрупулезную и глубоко аналитическую работу с документами, с источниками. Мы ориентируемся, в том числе на использование, например метода контент-анализа. Своих студентов нацеливаем на комплексные методики изучения источников, потому как для формирования исторических знаний необходимо проанализировать очень большое количество данных, информации. То есть студенты работают в архивах, работают с источниками личного происхождения (воспоминаниями), со статистическими источниками...

У нас есть соглашения с ведущими архивами, где студенты проходят архивную практику. Там они обучаются работе с аутентичными документами. А это очень сложная работа, в частности иногда даже почерковедческая. Понять замысел какого-то документа, найти элементы может быть подлога - это лишь часть тех навыков, которым мы обучаем магистрантов.

- Михаил Геннадьевич, насколько данные навыки, по вашему мнению, важны в условиях текущей геополитической ситуации? Насколько важно сейчас уделять внимание вопросам фальсификации истории?

 - В настоящее время мы в какой-то степени дошли до той точки, когда сверху начинается понимание того, что, утратив для широких масс населения историю собственного государства, мы потеряем один из столпов нашей государственности. В последнее время, если брать школьные и университетские курсы, прослеживалась тенденция к сокращению количества аудиторных часов. Однако с нового учебного года федеральное министерство обещает увеличение количества аудиторных часов в ряде случаев вдвое. Причем ориентация именно на историю России. И это однозначно положительная тенденция.

Признаюсь, я - сторонник того, чтобы и ЕГЭ по истории сделали обязательным. Потому как иногда на элементарные вещи, приходя на направление исторического бакалавриата истории, студентам тяжело ответить.

- Можете привести пример?

- Для примера возьмем Великую Отечественную войну. Знают какие-то базовые даты, названия операций... Однако мы в школе рисовали все схемы сражений, изучали биографии второстепенных военачальников и т.д. Сейчас этой информацией дети практически не владеют. По большей части знания у молодежи сейчас клиповые, на уровне TikTok. Это следствие тотального насаждения тестовых форм проверки знаний среди гуманитариев и обществоведов. То есть свыше 1,5-2 минуты информация у них плохо запоминается, нужна опять мультимедиа стимуляция.

Для многих современных выпускников школ какой-то факт проще запомнить, нежели понять причинно-следственную связь того или иного события. А историческая наука предполагает глубокое изучение, понимание всего исторического процесса, поскольку на ровном месте какие-либо события не возникают, этому предшествует комплекс предпосылок и причин.

Ни в коем случае не обвиняю учителей истории и обществознания, так как понимаю что они руководствуются требованиями подготовки к ЕГЭ. А такие знания, на мой взгляд, носят очень скудный характер, опять же из-за тестовой, клиповой формы сознания части современной молодежи. Поэтому зачастую им тяжело связать события, происходившие в одно и то же время в Советском Союзе и в зарубежных странах. К примеру, им трудно понять, что Шекспир проживал в одно время с Иваном Грозным. Для них открытие, что в одном месте головы рубили в период опричнины, а в другом тем временем "Ромео и Джульетту" писали.

Таким образом, речь идет об историческом осознании, которое формируется на протяжении длительного периода. И четырех лет, то есть программы бакалавриата, для этого недостаточно. Для получения хорошего исторического образования (классического) необходимо 5 лет. И предыдущий опыт специалитета – тому подтверждение.

- Скажите, а часто ли в Хакасии, в частности в Хакасском государственном университете, проводятся мероприятия, направленные на противодействие фальсификации истории?

- В октябре прошлого года у нас прошел круглый стол, посвященный данному вопросу. К участию подключились специалисты Российского военно-исторического общества, Российского исторического общества... Некоторые обсуждаемые вопросы вызвали очень острые дискуссии. То есть мероприятия такого рода проводятся, традиционно это делается весной, ближе ко Дню Победы. Кроме того, популяризацией данной темы мы занимаемся и в СМИ, делаем научные публикации, потому как обсуждаемый нами вопрос актуальный и злободневен. И требует, как я считаю, колоссального внимания.

- Михаил Геннадьевич, а есть ли у программы противодействия фальсификации истории и архивного наследия уже на данном этапе какие-то результаты? Были ли выявлены какие-либо факты фальсификации?

-  Да, конкретные результаты уже есть. К примеру, мы выявили факт того, как один из украинских историков пытался сознательно демонтировать традиционную историческую концепцию создания украинской государственности, которая хорошо раскрыта в советских и постсоветских исследованиях.

Еще один пример фальсификации истории мы подробно разбирали в ходе конференции, прошедшей на базе Хакасского госуниверситета в октябре. 

В Хакасии рассказали всю правду о переписанной истории

Также в качестве примера могу привести труд кандидата исторических наук Кавриса Торбостаева, который нашёл факты фальсификации истории в школьном учебнике по факультативному предмету «Общая тюркская история для 8-го класса общеобразовательных школ». Данный учебник, замечу, не изучается в России и является результатом межгосударственного соглашения между Турцией, Казахстаном, Азербайджаном, Кыргызстаном.

Кандидат исторических наук Каврис Торбостаев дал эксклюзивное интервью 19rusinfo.ru

Поскольку в наши дни проблема искажения фактов и фальсификации событий прошлого стоит особенно остро, наша задача - стараться разоблачать фейки и пропаганду, которых в сегодняшнем информационном пространстве, к сожалению, более чем достаточно.

Добавить комментарий

Комментарии  

Насколько помню школьный курс истории, в России всё время боролись с фейками..
Столько лет экспериментировали над историей, надеюсь, что сейчас будем не только изучать, но и ПОНИМАТЬ свою историю.
Сменится правитель историю снова перепишут.
Совершенно с вами согласен.
Чтобы понимать процесс нужно знать хотя бы его фактическую основу.
А где же биография и предвыборная программа Михал Генадича?
Да надо .Молодец .
рассекретьте кгбшные архивы!!! там вся правда!
Дурак имеет больше вопросов, чем ответов у умудрённого опытом. Разорвать на части можно что и кого угодно, какие фэйки? Может стоит подумать о глобальном концепте лишенного распрей западников и славянофилов и вспомнить, что интерес к родине начинается не с псевдоидеалов и разглогольствующих циников и демагогов, возможно...