Роман Челтыгмашев объяснил, как 40 миллионов могут решить одну из острых проблем Хакасии
Фото: 19rusinfo.ru

В преддверии Нового года принято подводить черту сделанному, с надеждой заглядывать в будущее, делиться успехами и скромно вспоминать о недочетах.

По традиции 19rusinfo.ru приглашает для беседы видных политиков, представителей власти, лидеров общественных организаций, чтобы узнать, как они оценивают уходящий год и что планируют в наступающем.

Накануне предновогоднюю редакцию посетил председатель комитета Верховного Совета Хакасии по местному самоуправлению, общественным объединениям и межнациональным отношениям Роман Челтыгмашев.

Роман Абрекович рассказал о работе комитета, вспомнил о нашумевшем в республике законе, поделился личными успехами на политическом поприще и раскрыл нюансы замкнутого круга, из которого республиканская власть ищет выход.

Полная версия беседы с Романом Челтыгмашевым представлена ниже.

- Роман Абрекович, какие важные законопроекты удалось разработать вашему комитету в нынешнем году?

- Это был довольно уникальный год в работе комитета. У нас было не так много законодательной работы. Как таковых новшеств в этой сфере не было. Приняли, если не ошибаюсь, 6 законопроектов, которые носили в основном технический характер. То есть приводили законодательство республики в соответствие федеральному.

Но в то же время, впервые на моей памяти, работа комитета носила характер контрольной деятельности в рамках парламента и комитета. В этом году мы провели два парламентских часа. Один из них был посвящен малым коренным народам на территории республики, второй - реализации закона о передачи полномочий местным самоуправлениям. Его приняли, если не ошибаюсь, в октябре 2021 года, но в силу он вступил в мае этого года.

Как раз в июне мы обсуждали, как проведена подготовительная работа по передаче имущества, как обстоит ситуации в летний период, какие планы на подготовку к отопительному сезону.

Также заслушивали доклады министерств. Минфин рассказал о работе с муниципалитетами, предоставлении субсидий и дотаций. Работая с Миннацполитики, мы проверяли предоставление грантов муниципальным образованиям. В рамках этой деятельности смотрели, все ли средства были освоены, насколько правильно и своевременно были проведены конкурсы, все ли желающие получили возможность участвовать.

- Как к контрольной деятельности отнеслись депутаты? Насколько это нужно? Много ли выявлено недочетов?

- На мой взгляд, депутаты комитета восприняли это позитивно. Они интересовались, задавали много вопросов. Работа в рамках комитета нас удовлетворила. С Минфином отработали неплохо. Замечаний особых не было.

Однако было пожелание к работе Миннацполитики, озвученное приглашенными главами районов. Для работы в следующем году при проведении конкурса рекомендовано учитывать ситуацию, в которой ТОСы, участвующие в федеральных и местных программах, не забирали единолично оба гранта.

- Вернемся к нашумевшему закону о передачи полномочий в ЖКХ. Мы говорили с главами районов, и они отмечают, что закон полезен. Благодаря ему подготовка к отопительному сезону идет без каких-то скандалов, как было в предыдущие годы. Как погруженный в эту тему скажите, как обстоят дела? Нужна доработка закона?

- Тут вопрос неоднозначный. Основная проблема, связанная с этим законом, — вопрос финансирования. Это также причина, по которой главы районов выступили против законопроекта, во время его появления.

И для этого были основания. По памяти могу сказать, что в 2020 году на всю Хакасии в сфере ЖКХ выделялось 120 млн. Отмечу, что бюджет республиканских СМИ составлял примерно равнозначную сумму. Я так понимаю, правительство сделало правильные выводы, и начиная с 2021 года, пошло увеличение финансирования системы ЖКХ. В 2021 году впервые начали выплачивать выпадающие доходы, в 2022 году не стало долгов по ним. В этом году в докладе, на котором я присутствовал, прозвучало, что было вложено в эту сферу более 400 млн. Разница ощутима.

Три года назад с трибуны говорили: мы готовы работать только при адекватном финансировании. Все друг друга услышали, обязательства выполняются и закон работает.

Что касается ожидаемого федерального закона о местном самоуправлении в единой системе с публичной властью и новой системе округов, он в работе и будет принят. По нему мы уже провели определенную работу, направили 6 предложений в Москву. Со всей страны приходили порядка 700 поправок и одну из наших в первом чтении уже одобрили и приняли. На мой взгляд, это поправка интересная и хорошая.

Мы предложили внести для сотрудников муниципальных служб такие же гарантии, что и для госслужащих ввел закон ФЗ-414. То есть вернуть пенсионные накопления. Это несправедливо, что человек, много лет отдавший должности, может уйти на пенсию ни с чем.

Сейчас в связи с ожидаемым федеральным законом мы несколько притормозили законодательную деятельность. Сделать это нам подсказывает опыт. Только для вхождения в рамки ФЗ-414 Верховный Совет внес 39 изменений. И думаю, с этим законом будет также.

- Что сейчас с межнациональными отношениями в республике?

- В этом плане Хакасия у нас зеленая зона. У нас нет межнациональных конфликтов. Неплохая работа ведется по стабилизации межнациональных отношений в республике, большое количество национальных диаспор действует в регионе, и все они в контакте друг с другом. Все стабильно. Все друг другу помогают, дружно общаются.

Другая тема межнациональных отношениях связана с шорцами. Информации переписи 2021-ого года еще нет, но по данным 2010-го в Хакасии проживает 1150 представителей шорской национальности, из них 630 на территории традиционного природопользования.

В этом году не было заявлений на присуждение землям статуса традиционного природопользования. Соответственно, мы понимаем, что общины устраивает та территория, которая уже определена.

Вопросы с золотодобытчиками в этих зонах решаются через диалог. Представители народа и золотодобывающей компании собираются и обговаривают условия сосуществования. По той информации, что у меня есть, общий язык находится, требования законодательства полностью выполняются.

- Какие планы на предстоящий год у комитета?

- Комитет в своей работе сделает упор на первое полугодие. Мы запланированы несколько законопроектов, будем приводить законы в соответствие федеральному законодательству. Будем контролировать выдачу грантов, ведение работы с ТОСами, субсидии и дотации муниципалитетам. К тому же следующий год выборный.

- Будете готовиться к выборам в Верховный Совет?

- Да, я планирую идти, если меня поддержат население и партия.

- А пойдете по своему округу?

- Да, конечно. Я уже много лет от одного и того же округа выхожу. Думаю, что поддержка есть, потому что есть результаты работы. Как по моему округу, так и по Аскизскому району.

Например, в нынешнем году впервые село Аскиз попало в программу «Комплексного развития сельских территорий». Программа огромная и предполагает почти 7 миллиардов финансирования. Разумеется, основная работа здесь отводится правительства и муниципалитету. Однако нужен контроль за своевременным проведением программы, выделением средств.

Особенностью этой программы является софинансирование из небюджетных источников. Поэтому перед принятием бюджета я встречался с Минфином, Исмагиловой Юлией Вячеславовной как курирующим замом, чтобы обозначить проблему, предупредить о возможных последствиях. Также говорил, почему это необходимо делать, какая работа уже проведена.

У нас есть потребность в 48 млн, из них своими силами район собрал 10 млн. Какая еще территория такое сделала? Я думаю, что и в России не было, чтобы вот так территория постаралась собрать денег.

Без помощи правительства эту работу сделать невозможно. И как я понял по нашим разговорам, нас услышали, было достигнуто понимание. В этом году уже выделится 38 млн. Проблема обозначена и у неё уже есть пути решения. Правительство этим занимается, большая благодарность им за это.

- Роман Абрекович, а какие вопросы остались нерешенными?

- Нерешенные вопросы, конечно, есть. Не может их не быть, ведь все сделать невозможно. Но один из существенных для меня как депутата и представителя Аскизского района касается работы нашего мусорного оператора.

У нас такая проблема, что третья зона Аскиза - самая дорогая. То есть у населения стоимость услуг вызывает непонимание. Почему такие цены? Почему в Аскизе самая дорогая вывозка, а у других районов дешевле? Что-то с этим надо делать?

С сентября плотно занимаюсь этим. Я встречался с курирующим замом Курлаевым, несколько раз с руководством "Аэросити", с Исмагиловой.

Тут какая проблема есть. Сейчас тариф понизился. Однако с января следующего года в Аскизе закрывается полигон, конкретно по третьей техзоне. Соответственно, весь поток мусора должен быть перенаправлен в Черногорск.

Хакасия - небольшой регион, а для строительства перерабатывающего завода, нужно соблюсти определенные нормативы по загрузке. Для их соблюдения нужно минимально 130 -140 тонн, которыми загрузят завод. Примерно это количество производит вся Хакасия. То есть надо мусор со всей республики свозить в одну точку, чтобы полноценно загрузить завод, и он был рентабелен.

- Но это значит, что для жителей Аскизского, Таштыпского, Орджоникидзевского района цена за перевозку будет очень высока?

- В этом основная проблема. Да, сейчас все номинально понизили, но каждый понимает, для того чтобы свозить все в одно место, нужно увеличить транспортное плечо. А это в свою очередь дополнительные немаленькие расходы. Кто их будет оплачивать? Разумеется, конечный потребитель. Это должно попасть в тариф.

По предварительного расчетам, если ничего не делать и оставить ситуацию как есть, через полтора года, когда можно будет изменять тарифы, рост будет колоссальный. Не хочу пугать, но с нынешних 80 рублей цены могут подняться в три раза и взлететь до 250. Это по Аскизу, для сбора мусора, в котором водителю придется проехать 100 лишних километров в одну строну. В других районах, наверное, будет еще больше тариф.

Соответственно, об этом надо думать наперед. У этой проблемы есть вариант решения – понизить каким-то образом транспортные расходы, то есть концентрированно вывозить больше мусора за раз. В этом году в Саяногорске уже начали это делать, там строят мусороперевалочную базу. Она представляет из себя установку, которая спрессовывает мусор, делая его более компактным. Это значит, что одна машина может увезти больше мусора. Транспортные расходы при этом снижаются в пять раз.

Было сделано предложение сделать такую базу в Аскизе, откуда отпрессованный мусор со всего юга Хакасии будет транспортироваться в Черногорск. Предварительные расчеты, которые проводил регоператор "Аэросити 2000", показывают, что в таком случае через полтора года цена на вывоз мусора не просто не увеличится, но и снизится на 8 рублей. Разве это не замечательно?

Однако у мусороперевалочной базы есть цена. Примерная сумма инвестиций для этого проекта 23 - 35 млн. Именно столько нужно для создания соответствующей экологическим стандартам базы. Мусорный оператор не готов взять на себя такие расходы, потому что это в тариф не ляжет.

Предложение о строительстве обозначили, но четкого внятного ответа так и не получили. Этот вопрос не решен, и я планирую плотно заниматься, чтобы показать правильность этого решения. Это единственный вариант. С этим соглашается и наш Госкомтариф, и курирующие министерства, включая министерство экологии. К сожалению, только финансисты в этом вопросе притормаживают. Но думаю, все решится в следующем году. Сам я планирую приложить для этого максимум усилий.

Кроме того, на будущий год предусмотрено около 20 млн для закрытия полигонов в Шира и Абазе. Что мешает довести эту сумму до 40 млн и построить две базы, чтобы автоматически избавиться от полигонов и снять проблемы с транспортом.

Самое главное, что у нас нет иных вариантов, кроме как свозить мусор в Черногорск. Иначе мы не найдем инвестора, готового строить полноценный мусороперерабатывающий завод. А это федеральное требование, у нас в республике должен быть такой завод. Смешно, но его отсутствие - одна из причин, по которым мы не можем участвовать в федеральных программах по экологическому направлению.

Не секрет, что у нас большая проблема - это нехватка мусорных баков по всей республике. По расчетам правительства, только на одни мусорные баки нужно около 100 млн рублей.

- Но из-за отсутствия завода мы не попадаем в программу ЖКХ по благоустройству?

- Да, есть возможность получить федеральные средства на эти цели, но из-за отсутствия завода мы не можем их получить и теряем финансирование в этом направлении.

Отмечу, что это наши полномочия, а не мусорного оператора. Это должны сделать правительство вместе с муниципалитетами. Это наши полномочия оборудовать места накопления мусора и привести их к соответствию нормативам. Но у нас не хватает средств. Есть возможность их получить, но мы не можем, потому что неполноценно выполняем задачу. Получается такой замкнутый круг, который могут разорвать 40 млн.

Я считаю, что для республики сумма подъёмная. Это можно и нужно сделать. Такое решение позволит улучшить логистику, понизить тариф для населения, чтобы они понимали за что платят и видели качество выполнения услуг.

- Нам остается только пожелать удачи, чтобы это осуществилось в Новом году. Как будете встречать Новый год?

- У меня ситуация банальная, наверное. Буду встречать Новый год дома с семьей. С маленькими детьми сложно куда-то выдвигаться, поэтому будем в семейном кругу встречать. И ждать, когда дети подрастут.

- В преддверии праздников у нас есть такая традиция давать нашим гостям слово для поздравлений и пожеланий.

- Дорогие друзья, земляки, жители Хакасии! Хотелось бы, чтобы наступающий год был намного легче.

Конечно, хотелось бы от себя пожелать всем в первую очередь большого семейного счастья, удачи в делах, чтобы у всех жизнь была полной!

Добавить комментарий

Комментарии  

Идею мусороперевалочных полигонов поддерживаю. Заодно надо учить население расплющивать бутыли, а не заворачивать их родной пробочкой. Воздух возим!