Директор лицея им. Булакина - о самом важном
Фото: 19rusinfo.ru

Директора лицея им. Н. Г. Булакина Ирину Яковлеву многие представители сферы образования в Хакасии называют не иначе как флагманом.

Она не просто обладает лидерскими качествами, но и всегда стремится быть впереди по разного рода образовательным новшествам. Именно лицей им. Н.Г. Булакина первым в регионе стал изучать и активно внедрять в учебный процесс образовательную робототехнику. Тогда это направление для республики было фактически неизученным, и лицей сделал огромный шаг вперед, став в нем первопроходцем.

Но думать, что лицей развивает только технические направления - значит сильно заблуждаться. Гуманитарным направлениям в образовательном учреждении также уделяется колоссальное внимание. Высококвалифицированные педагоги делают все, чтобы привить детям интерес к своим предметам. Кстати, 80% учителей лицея имеют первую и высшую квалификационную категории.

Об этом и многом другом 19rusinfo.ru рассказала Ирина Яковлева. 

- Ирина Лаврентьевна, лицей, которым вы руководите, фактически является уникальным образовательным учреждением для республики. Чем отличается образовательная деятельность лицея от других школ? Расскажите об успехах и достижениях за последние годы.

- Наверное, любая образовательная организация отличается друг от друга. У нас свой уклад - демократический, - когда любой ребенок может зайти в кабинет к директору, к заместителю директора и озвучить любые свои проблемы. Это, пожалуй, первое отличие одной школы от другой. 

Следующее отличие - мы реализуем научное математическое образование и подтверждаем это теми профилями, которые реализуются у нас в лицее: физико-математический, биолого-химический, инженерно-технологический, экономико-правовой и с этого года еще и психолого-педагогический. Его мы реализуем совместно с Хакасским государственным университетом. Данный профиль ориентирован на подготовку будущих педагогов информатики, физики, химии, биологии, математики... Ребята уже сейчас изучают психологию, педагогику. Они проходят определенные занятия на базе ХГУ 2 раза в неделю.

Сейчас ко всему прочему они выходят еще и на профессиональные пробы. Когда будет работать лагерь дневного пребывания в лицее, ребята будут проходить свою первую педагогическую практику, будут работать вожатыми. 

Чем еще мы отличаемся? Конечно же, робототехникой. С 2012 года наш лицей реализует программу по образовательной робототехнике. Начиналось все очень интересно, с допобразования. Сначала были кружки по образовательной робототехнике, затем мы поняли, что нам этого мало. Точнее, даже не нам, а нашим ребятам. Тогда мы внедрили курсы внеурочной деятельности. Уже позже мы перешли к внедрению робототехники в образовательный процесс. Сейчас робототехника преподается у нас в каждом классе с 5 по 11. Это такой же образовательный предмет, как, например, математика и физика. Понятно, что в этом направлении также продолжаются и допобразование, и внеурочная деятельность. 

В этом году лицею исполняется 35 лет. Для нас это определенный путь. Может быть, и сложный, но очень интересный. Фактически из простой школы лицей перерос в школу инновационного развития. В школу, которая реагирует молниеносно на вызовы современного образования. Мы являемся и федеральной инновационной площадкой по образовательной робототехнике, и инновационной опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме искусственного интеллекта. На данный момент у нас отрабатывается внедрение ОМК по искусственному интеллекту, мы пошли с начальной школы, с самых основ. 

Кроме того, наши ученики осваивают основы журналистики. В школе работает собственный медиацентр, есть своя телевизионная студия и радиорубка, с помощью которой ежедневно проводятся радиолинейки. С этого и начинается утро. Кроме того, у нас есть газета "Лицейские окна", которую создают сами ребята. В этом и заключается ценность. Газету ждут, ее хотят прочитать. 

У нас существует установка, что в лицее ребенок не готовится к жизни, он живет здесь и сейчас, а значит его жизнь должна быть интересной, насыщенной, творческой, чтобы ему хотелось приходить в школу. Нашим ребятам не хочется уходить из школы, им хочется задержаться, сходить на какой-то кружок или секцию. Их жизнь насыщена и интересна.

- Давайте коротко остановимся на достижениях.

- Если говорить о достижениях наших школьников и коллектива. Сначала отмечу наш коллектив. Это дружный слаженный коллектив, один из самых больших в Хакасии. У нас работает 141 человек, из них 111 - это педагоги. С гордостью могу сказать, что 80% учителей имеют первую и высшую квалификационную категории. Это очень хороший показатель. 27 наших педагогов - почетные работники образования РФ. 4 педагога - заслуженные учителя РХ. 3 педагога - заслуженные учителя РФ. К тому же, у нас работает три кандидата наук - математических, исторических и биологических. Это тоже своеобразный показатель. 

Конечно, трудятся у нас и молодые учителя - наши звездочки, надежда, будущее. Сейчас у нас работает 15 педагогов, которые являются нашими выпускниками. Это подтверждение того, что свой вклад в развитие педагогического направления мы внесли. 

Если говорить о среднем возрасте педагогов в лицее, то он составляет 41 год. Нормальный средний возраст для молодой организации. 

Что касается учащихся. Наши ребята подтверждают свои знания в различных конкурсах и олимпиадах, побеждая в крупных федеральных и региональных конкурсах. На всероссийском уровнем мы стали победителями "Робофеста", отметились в "Инженерных кадрах России", на "Фабрике технической мысли", участвуем и побеждаем во всероссийских олимпиадах по различным направлениям и т.д. 

Знают наших лицеистов и в центре "Сириус", и в школе управленческого мастерства "Сколково". Нам есть и чем гордиться, и над чем работать!

- Знаем, что вы принимали участие во всероссийском конкурсе "Директор года России". Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. 

- Думаю, все знают уже о конкурсе "Учитель года России", он много лет на слуху. По аналогии с ним уже второй год проводится конкурс "Директор года России". И в этом учебном году на конкурс из Абакана вышло 2 директора. Всего было 775 заявок, и мы с директором школы №29 вошли в топ-30 лучших директоров, то есть финалистов, в результате чего попали в очный этап конкурса. На протяжении недели мы работали на базе гимназии им. Е.М. Примакова, там проходили конкурсные испытания. 

Конкурс очень интересный, и воспоминания о нем самые теплые. Все участники очень самобытны, очень интересны, у каждого за плечами богатейший опыт. С ними было очень приятно пообщаться, все были на одной волне. Побывав там, еще больше хочется работать, организовать для ребят что-то новое... Есть масса идей, и над ними уже идет работа. Скоро сможем презентовать и республике, и городу новый интересный опыт. 

- На базе лицея реализуется множество интересных проектов. В том числе и по направлению "робототехника". Наверняка вам есть, что о нем рассказать. 

- Когда в 2010 году подошла ко мне учитель информатики Татьяна Александровна Лопатина и стала рассказывать про робототехнику, меня на тот момент это не заинтересовало. Он подошла второй раз и говорит: "Давайте попробуем?" Я говорю: "Ну хорошо, давайте. С чего начнем?" И она предложила пригласить филиал СФУ - Железногорский институт. Пригласили. Ребята приехали со своим оборудованием. Привезли конструкторы разного поколения. Привезли своих роботов, похожих на людей, которые у нас играли в футбол. И когда я в течение трех дней поработала в команде и увидела, что за три дня возможно, когда у тебя нет никаких вообще базовых навыков, робота собрать и запрограммировать, тогда я поняла, что это то направление, которое даст результат здесь и сейчас.

И здесь зародилась идея получить грантовую поддержку, потому что робототехника само по себе направление очень дорогостоящее. Это первое. А второе - должны быть кадры. Мы подали заявку на грант и получили 900 тысяч на развитие указанного направления. Часть денег была направлена на обучение специалистов, часть - на приобретение оборудования. И таких грантов мы выиграли в общем на 5 млн рублей.  

Сейчас у нас практически в каждом предмете присутствуют элементы образовательной робототехники. Будь то литература, история, экономика, физкультура и т.д. То есть были переработаны все рабочие программы. И как результат мы издали методический сборник, который называется "Методические рекомендации по внедрению элементов образовательной робототехники в учебные предметы и курсы внеурочной деятельности". Более того, все материалы можно получить на сайте "Робототехника в Хакасии". То есть такой сайт тоже заработал. 

Мы наработали уникальный опыт, и сейчас у нас уже много последователей. Практически каждая третья школа Абакана уже внедряет элементы образовательной робототехники. Мы же пошли в этом направлении еще дальше и буквально в сентябре выиграли еще один грант на развитие образовательной робототехники в рамках хакасского языка. Мы будем приобретать лингафонный кабинет, где будет проходить изучение хакасского языка в технологических предметах. Сейчас немного другой опыт начинается уже. Результатом станет издание методических рекомендаций на хакасском языке. Есть же школы, которые работают только на хакасском языке. Как раз для них такое пособие будет издано, и его они будут использовать. 

Полная версия интервью - в видеосюжете 19rusinfo.ru.

Добавить комментарий

Комментарии  

Спасибо за столь содержательный разговор, обозначены не только успехи образовательного процессе в лицее, инновационные подходы, взаимодействие педагогического коллектива с ученическим сообществом, но и перспективы развития, возможности применения инновационных подходов. Аудитория имела возможность познакомиться с современным руководителем - управленцем и это радует. Успехов Ирине Яковлевне, педагогическому коллективу лицея. Спасибо за интересное интервью.