Эксклюзивное интервью с директором Хакасской национальной гимназии-интерната
Фото: 19rusinfo.ru

Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова на прошлой неделе отметила свое 77-летие. Ровно столько же лет назад Россия одержала победу в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому и преподавательский состав, и сами гимназисты называют нацгимназию ровесницей Великой Победы. И это далеко не единственный повод для гордости. 

Сегодня гимназия является ведущей общеобразовательной организацией в Хакасии, а главное - в ее стенах сохраняются и передаются из поколения в поколение традиции и обычаи хакасского народа. А коллектив гимназии во главе с высокопрофессиональным руководителем делает всё для того, чтобы не только сохранить накопленный опыт и достижения образовательного учреждения, но и приумножить. 

О том, как это происходит, 19rusinfo.ru рассказала директор Хакасской национальной гимназии-интерната Марина Сагатаева

- Марина Николаевна, какие крупные проекты сейчас реализуются гимназией, в частности, в рамках национальных проектов? И какие возможности они открывают для детей? 

- В рамках направления "Успех каждого ребенка" национального проекта «Образование» Хакасская национальная гимназия в 2022 году стала получателем субсидии в размере 228 млн. Субсидия направлена на расширение возможностей Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир-Хакасия». Данный центр начал работу в сентябре 2017 года и является структурным подразделением национальной гимназии. И хотя он работает в полноценном формате, нам не хватало определенного оборудования, которое мы смогли сейчас приобрести, благодаря субсидии на укрепление материальной базы Центра. 

Обращу внимание, что наш региональный центр был создан по аналогии с образовательным центром "Сириус", который появился в Сочи по инициативе Президента Российской Федерации.

Центр ведет свою деятельность по трем направлениям: наука, искусство и спорт. Оборудование закупалось как раз, исходя из этих направлений, на развитие научного потенциала у детей. Последний транш с оборудованием ожидаем в конце октября. Были приобретены национальные инструменты, спортивное оборудование, оборудование для научных лабораторий естественно-научного профиля, а именно: лаборатории по биологии, физике и химии.

- Безусловно, указанный центр является уникальным для Хакасии и наверняка положительным образом сказывается на подготовке гимназистов?

- В первую очередь работа Центра направлена на развитие одаренности детей всей республики. Поэтому выбор национальной гимназии в качестве площадки Центра совсем не случаен. Гимназия имеет богатую историю и фактически является кузницей национальных кадров. У нас обучаются дети из всех уголков Хакасии, в том числе из малых и отдаленных сел.

Ребята, которые поступают к нам, получают действительно качественное образование, в том числе, потому что у нас работают высококвалифицированные кадры. Как результат, после обучения в гимназии выпускники поступают в самые престижные вузы страны. Например, МГИМО, Высшая школа экономики, РУДН, Дальневосточный федеральный университет. Также популярны среди наших выпускников вузы Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Томска... Географический охват очень широкий. И это прямое доказательство тому, что мы выпускаем конкурентоспособных ребят. 

Буквально на днях мы получили свидетельство о том, что Хакасская национальная гимназия занимает первое место в рейтинге лучших школ республики по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Исследование проводило мониторинговое агентство "РАЭКС-Аналитика". 

Эксклюзивное интервью с директором Хакасской национальной гимназии-интерната

- А что вы можете сказать об образовательном процессе в нацгимназии в целом? Какими преимуществами обладает образовательное учреждение?

- Гимназия – школа полного дня. Это позволяет наиболее полно объединить учебную и внеурочную сферы деятельности. Есть занятия по углубленному изучению отдельных предметов, работают олимпиадные группы, в это же время, после обеда, дети занимаются в Хакасской республиканской национальной детской школе искусств, где проводятся занятия по хореографии, есть художественное и музыкальное отделения. Можно сказать, что системой дополнительного образования охвачено 100% обучающихся, более 70% - спортивными секциями.

Помимо традиционных направлений, проводятся занятия по стрельбе из лука. Плюсом к этому Школа олимпийского резерва и Центр спортивных единоборств проводят тренировки по вольной и греко-римской борьбе с нашими детьми. Жизнь у нас кипит с утра до позднего вечера. 

- Наступивший учебный год во всех школах России ознаменовался целым рядом нововведений, которые коснулись и школьников, и учителей. Возникают ли в связи с этим какие-то сложности? 

- Мы реализуем абсолютно все направления, которые диктует время. Каждый понедельник с 1 сентября в обязательном порядке у нас проводятся занятия «Разговоры о важном» и церемония торжественного выноса флага. Всё это очень важно для воспитания детей. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, лучшие духовные и культурные достижения народа.

 - Вы говорите, что идете в ногу со временем. В последнее время школы все чаще и чаще начинают сотрудничать с различными вузами, чтобы дать детям возможность черпать знания не только из школьной программы. Как в этом направлении работает национальная гимназия? 

- Мы активно сотрудничаем и с другими школами, и с вузами. Недавно у нас в гостях были представители двух школ из академгородка Новосибирска. Мы подписали соглашение о сотрудничестве, взаимодействии.

Сотрудничаем и с вузами. У нас есть соглашение с Новосибирским государственным университетом и с Новосибирским государственным техническим университетом. Ведутся переговоры о подписании соглашения с Институтом нефти и газа Сибирского федерального университета.

В стенах нацгимназии, благодаря целевой субсидии, о которой мы уже говорили, созданы две лаборатории: генетических исследований и лаборатория микробиологии. До конца октября должно поступить оборудование для создания лаборатории по химии и физике.

Считаю, что сотрудничество с Институтом нефти и газа, исходя из нашей базы, будет очень плодотворным. А самое главное - гимназисты получат еще больше возможностей быть успешными и уже в школьные годы смогут раскрыть научный потенциал и подготовиться к будущей профессии. 

Несколько слов о том, в чем заключается взаимодействие гимназии и института: это и проведение различных интенсивов, и общение со специалистами вуза в дистанционном формате... Возможностей более чем достаточно. К тому же, озвученный вуз находится недалеко, что еще больше расширяет наши возможности. 

- Знаем, что на базе нацгимназии в декабре 2020 года начал работу первый в Сибири дипломатический клуб. Есть ли уже какие-то результаты? 

- Клуб юных дипломатов у нас работает третий год, и наши юные дипломаты очень активны. Кстати, дистанционный формат позволяет в рамках работы клуба проводить университетские субботы для наших детей с участием лучшего профессионального состава МГИМО. Мероприятие проходит по видеоконференцсвязи. Кроме того, участники клуба углубленно изучают историю и обществознание, погружаются в историю дипломатии, совершенствуют иностранные языки.

Как результат деятельности клуба - два выпускника нашей гимназии в этом году стали студентами МГИМО. 

Поскольку Клуб юных дипломатов имеет статус регионального, в этом году впервые мы проводили приемную кампанию в наш клуб. Жюри уже отсмотрело конкурсные материалы, эссе. 

Клуб на самом деле востребован, а дети, которые его посещают, успешны.  В этом году ребятам удалось поделиться своими планами и увлечениями с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Причем при личной встрече в Москве.

Эксклюзивное интервью с директором Хакасской национальной гимназии-интерната

А 30 сентября в клубе был телемост с Луганской общеобразовательной школой-гимназией №30. В рамках этого телемоста дети двух гимназий смогли пообщаться друг с другом. Мы подготовили презентацию, показали свою гимназию, рассказали о ее истории, о работе Клуба юных дипломатов. Луганская школа готова перенять наш опыт, чтобы открыть аналогичный клуб у себя.

Очень надеюсь, что такие встречи будут проходить не только в онлайн-формате, сейчас мы как раз занимаемся этим вопросом. Мы бы очень хотели видеть ребят из Луганска у себя в гостях. 

- Марина Николаевна, чтобы выстроить работу образовательного учреждения таким образом, как это нам представляется, наверняка нужно тщательно отбирать кадры. Вы берете только педагогов со стажем? С красным дипломом? Есть ли шанс у новичка попасть в ваш коллектив? 

- Дипломы с отличием, разумеется, приветствуются. Если диплом с отличием, это уже говорит о том, что человек целеустремленный, ответственный. Но в то же время необходимо давать молодым специалистам проявить свой талант. У нас очень хорошо развит институт наставничества. За каждым молодым педагогом закреплены опытные кураторы.  

Обязательно посещение занятий молодого специалиста, какие-то практические советы, анализ каких-то ситуаций...

Именно из молодых педагогов впоследствии и вырастают высокопрофессиональные кадры. Мастерство приходит со временем, но самое главное качество педагога - это, конечно, любовь к детям. Ведь учитель – не просто профессия, а призвание!

- Складывается впечатление, что в нацгимназии уже есть то, о чем только можно мечтать. Это на самом деле так? Либо же вы и ваш коллектив тоже в чем-то нуждаетесь? 

- Строительство нового здания - это наша главная мечта. Здание, в котором мы сейчас находимся, - нетиповое. Хотелось бы иметь большие светлые кабинеты с современным оборудованием. А если бы учреждение было бы запроектировано на большее количество обучающихся, это была бы реальная польза для региона. Много ребят хотят поступить к нам. 

- В национальной гимназии наверняка особое внимание уделяется национальному языку - хакасскому. Что делается образовательным учреждением для его развития и популяризации? 

Гимназия - уникальное инновационное образовательное учреждение, в котором успешно сочетаются традиции российского гимназического образования, передовые педагогические технологии и богатые этнокультурные традиции.

Хакасский язык у нас изучается с 5 по 11 классы как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности. Кроме того, во второй половине дня мы стараемся погружать наших детей в живую разговорную среду, во время проведения классных или общешкольных мероприятий. 

Вопрос сохранения и развития хакасского языка является актуальным, и Хакасская национальная гимназия выступает ведущим учреждением для выполнения задач по сохранению языка. 

В общем же, в настоящее время гимназисты изучают несколько языков. Как родные, хакасский и русский, так и иностранные. Базовый иностранный у нас - английский язык. В качестве второго иностранного дети могут выбрать немецкий или китайский языки. В ближайшее время, думаю, будем расширять возможности. И скоро, хочется верить, у нас появится еще и корейский язык, потому как у детей есть большой интерес к корейской культуре. Ведь, как гласит китайская пословица: «Учить язык, значит открыть новое окно в мир». 

Высшая награда любого учителя – успех учеников. Если ребенок будет успешен в школе, то у него есть все возможности, чтобы достигнуть успеха в жизни. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны во всём. Чтобы они поступили в престижный вуз, успешно его окончили, получили востребованную специальность, выстраивали свою жизненную траекторию и понимали, что это родная гимназия дала такую крепкую и надежную базу, которая помогает открыть любую дверь. 

Беседовала Алиса Лебедева

P.S.: накануне визита в редакцию 19rusinfo.ru руководитель Хакасской национальной гимназии-интерната Марина Сагатаева получила диплом с отличием, ставший итогом учебы по Президентской программе подготовки управленческих кадров в Бизнес-школе Уральского федерального университета имени первого президента РФ Б.Н. Ельцина. 

Эксклюзивное интервью с директором Хакасской национальной гимназии-интерната

Добавить комментарий

Комментарии  

Успехов Вам, Марина Николаевна.Благодаря вашей смелости и титаническим усилиям Гимназия достойна своего названия.С большим уважением.
Замечательный директор национальной гимназии. Повезло учебному заведению. Стимулируйте лучших учеников поступать в лучшие вузы страны, становиться учеными, министрами России,руководителями крупных корпораций. лучшие ученые должны стать лауреатами.Нобелевской премии.Эти сыны Хакасии прославят и Россию и Хакасию их вклад будет бесценен для Хакасии. Это путь для лучших выпускников гимназии.
Замечательный директор национальной гимназии. Повезло учебному заведению. Стимулируйте лучших учеников поступать в лучшие вузы страны, становиться учеными, министрами России,руководителями крупных корпораций. лучшие ученые должны стать лауреатами.Нобелевской премии.Эти сыны Хакасии прославят и Россию и Хакасию их вклад будет бесценен для Хакасии. Это путь для лучших выпускников гимназии.