Бандеровцев будет бить и узбекский батальон «тимуровцев»
Фото: Валентин Спринчак/ТАСС

С украинскими неонацистами и иностранными наёмниками сражаются выходцы из разных стран бывшего Союза

Создать добровольческий батальон для участия в российской спецоперации на Украине предложил представителям узбекской диаспоры в Перми лидер «Общества Центральной Азии узбеков Пермского края» Джахонгир Джалолов. Его призыв транслировала местная телекомпания «Ветта».

По словам Джалолова, подразделению узбеков следует присвоить имя Амира Тимура (он же Тамерлан — авт.). Тимуровцы?

«Наши дети посещают детские садики, учатся в школах и университетах. Мы живем и работаем в России. Мы не только должны, мы обязаны оправдать тот хлеб, который кушаем», — пояснил автор инициативы мотивы своего обращения.

Земляки в Узбекистане одобрить идею не спешат. Агентство по внешней трудовой миграции напомнило о возможной уголовной ответственности по статье о наёмничестве — до 10 лет лишения свободы за участие в боевых действиях на территории иностранного государства.

Правда, ст. 154 УК Узбекистана карает за наёмничество лишь тех, кто не является гражданином или военнослужащим страны, которая находится в конфликте, или не проживает постоянно на ее территории. Джалолов — гражданин России, а значит, ему можно.

Идея создания узбекского батальона продолжает практику создания воинских подразделений национальными республиками РФ. Так, чувашский батальон связи назвали «Атал» (с чувашского — «Волга»). А в Татарстане сформировали батальоны «Алга» и «Тимер» («Вперед» и «Железный»).

В Якутии добровольческий отряд назвали как первопредка якутов — «Боотур». Два мотострелковых батальона подготовила для СВО и Башкирия: имени героев войн Минигали Шаймуратова и Александра Доставалова. Но самый известный в стране, конечно, чеченский «Ахмат» из Росгвардии.

Успешное участие бойцов «Ахмата» в освобождении Мариуполя, затем территории ЛНР, а сейчас ДНР (командиру было присвоено звание Героя России) привело к формированию уже в структуре Минобороны РФ сразу четырех одноименных батальонов: «Ахмат-Север», «Ахмат-Юг» и т. д.

Многочисленные кадры городских боев, тиражируемые в соцсетях Рамзаном Кадыровым, убедили россиян в зарождении своего рода русско-чеченского боевого братства. Другие этнические подразделения, включая узбекское, придадут этому явлению дополнительное измерение и энергию.

Не станет ли в будущем союз воинов разных национальностей (как россиян, так и иностранцев), сформировавшийся на полях сражений на Украине, прообразом некого нового политического объединения — нового СССР, на постсоветском пространстве?

— Это позитивная практика, ее надо одобрить, — считает депутат Госдумы II cозыва, этнограф Дарья Митина. — Узбеки у нас живут, зарабатывают, они граждане России. Судя по всему, приехали в 1990-е и остались, сменили гражданство. Они должны быть причастны к жизни всей остальной России, о чем они, собственно, сами и говорят, и хотят.

Но хорошо ли, если они будут оставаться национально замкнутым подразделением? Военнослужащие российских национальных образований — Тувы, Бурятии, республик Кавказа, откуда служит много ребят, не имеют обособленных подразделений. Их вливают в обычные подразделения и они воюют бок о бок с русскими, с теми же украинцами и такая схема представляется верной.

«СП»: — «Ахмад», кажется, в нее не вписывается…

— Чеченцы на особом счету у президента России и у них своя атмосфера. Но общая практика, думаю, должна быть все же иной. Тех же узбеков, если они хотят воевать вместе, можно даже не разлучать, не разбрасывать по разным подразделениям, но обязательно вливать в более крупные структуры, где будут и русские, и другие.

«СП»: — Можно ожидать от подобного смешения в будущем новых форм политического объединения народов на пространстве бывшего СССР?

— Мы, конечно, наблюдаем процесс зарождения нового единства. Но не стоит ожидать, что повоевав вместе с русскими, узбеки и Узбекистан начнут стремиться в союз с Россией. В дальней перспективе это, конечно, возможно. Маятник явно пошел в обратную сторону. Сначала все разделялись по национальностям, подчеркивали обособленность, а сейчас настал период интеграции. Но это очень долгий процесс.

Россия демонстрирует сейчас, что никакие элементы национальной вражды не могут сохраняться долгосрочно. Пример тому — те же чеченцы. Кто мог представить в начале нулевых, что русские и чеченцы будут воевать против общего врага? Заметьте, что наши противники предрекали нам вражду навеки, но теперь все это поросло быльем. Появилась новая общность людей.

Это касается и украинцев. В России разница между украинцами и русским никогда не педалировалась. Украинцы у нас живут не обособлено, это не диаспора, они смешаны, у нас общество однородное, порой они даже не осознают свое отличие от титульной нации, многие из них считают себя русскими, по-украински подавляющее большинство не говорит.

То же самое и с украинской стороны. Там тоже интернационал. В руководстве и в бизнес-элите кого только нет: еврей Зеленский, армянин АваковТурчинов, татарин Ахметов и т. д. И эти люди претендуют на выражение исключительной украинской национальной идеи? Это свидетельство краха националистического дискурса. То есть это политическое, а не этническое украинство.

Эти люди зарабатывают капитал на спекулятивной ложной идее, которую они пытаются «впарить» своему обществу. Ничего общего с национальной, с культурной автономией, с этническим своеобразием это не имеет. Исключительно политическая спекуляция ради достижения неблаговидных целей, просто завернутая в национальную обертку, под которой ничего нет.

«СП»: — Возвращаясь к узбекскому батальону, не может эта идея быть инициативой российского начальства?

— Нет. Мы можем быть уверены, что это не принудиловка, что их не заставляли, ничем не обуславливали. С национальными диаспорами в России обращаются очень деликатно и никогда не принуждают их делать то, чего они не хотят. Это абсолютно добровольный акт и уже только поэтому его можно только приветствовать.

Об «интернационале» с киевской стороны нам рассказал этнограф, историк Евгений Николаев.

— Здесь, в Херсонской области, приходится общаться с ребятами из самых разных подразделений. То, что я наблюдаю, — это продолжение гражданского конфликта на территории всей Евразии.

«СП»: — Поясните, пожалуйста…

— В этом конфликте участвуют люди, которых притесняют у них дома. У себя они поражены в правах, поскольку их политические предпочтения направлены в целом на интеграцию. Не обязательно даже с Россией (если речь о республиках), но на общую, евразийскую.

Здесь с обеих сторон сражаются одни и те же люди: украинцы с украинцами, а русские с русскими. Две недели назад на Николаевском направлении был бой, где чеченцы сражались с чеченцами, а казахские добровольцы с казахами. Кстати, казахов здесь очень много. Есть на киевской стороне и татары, причем, не крымские, а поволжские. Про башкир не знаю. Очень много грузин с той стороны.

А на нашей стороне очень много осетин. Говорят, что возвращают России долги за 8 августа 2008-го. То есть сталкиваются две главные противоборствующие силы — одна направлена на интеграцию, другая на дезинтеграцию.

svpressa.ru

Добавить комментарий