От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры
КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Существует мнение, будто проявившиеся после начала спецоперации артисты-русофобы являются порождением исключительно постсоветской эпохи. Это заблуждение сколь распространённое, столь и опасное: на самом деле антирусская либеральная культура имеет давнюю родословную — от Булата Окуджавы до Аллы Пугачёвой и далее до Веры Полозковой.

Когда после 24 февраля 2022 года представители либеральной культуры и шоу-бизнеса принялись проклинать Россию и признаваться в любви к украинским националистам, это вызвало и продолжает вызывать сначала удивление, а затем недоумение.

Удивление — потому как яростное выступление артистов против собственной страны и народа при любых политических взглядах в глазах адекватного человека выглядит странно.

Недоумение — зрителям нужно время, чтобы попытаться найти ответ на вопрос: ну как же так, мы ведь книги, фильмы, песни, роли этих людей так любили — а теперь эти любимцы пошли против нас?

Русофобия с солидной родословной

Если удивление действиями артистов-предателей — это реакция естественная, то недоумение — скорее следствие либо невнимательности либо нежелания замечать очевидное. Потому что культурная тусовка не просто давно заражена антипатриотическими идеями — у ненависти либеральной "творческой интеллигенции" к России и русским есть давние исторические корни. Настоящая родословная "творческой русофобии".

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ* — ПРЕДШЕСТВЕННИК МОРГЕНШТЕРНА*? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ… ФОТО: NIKOLAY TITOV /GLOBALLOOKPRESS

Конечно, можно сделать вид, что релоканты нескольких поколений, от 24-летнего (на момент начала СВО) рэпера Моргенштерна* до 68-летнего по состоянию на ту же дату Бориса Гребенщикова*, это порождение исключительно постсоветской эпохи. Мол, пришёл в нашу страну "дикий капитализм" с ещё более диким и к тому же развратным шоу-бизнесом — и наружу из артистов полезло всё самое худшее. То, что до поры до времени скрывалось жизненными обстоятельствами и маскировались проявлениями таланта.

В значительной степени это действительно так — в нашей стране на протяжении 30 лет выстраивалась система, когда главным мерилом успеха являются деньги, меру одарённости творческих людей определяет либеральная тусовка и СМИ, а любые соображения нравственности откровенно презираются. Но если посчитать, будто презрение ко всему русскому является чем-то относительно новомодным, это будет недооценкой врагов России. Ошибкой, которая может стать роковой.

Любить Родину из Америки — либеральная традиция

Ниточкой, уводящей от нынешних "культурных либералов" в прошлое, на страницы учебников с напечатанными звучными именами, стал скандал с семейно-творческим дуэтом бардов Сергея и Татьяны Никитиных.

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

ДУЭТ НИКИТИНЫХ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "НАДЕЖДА ВДОВКИНА"

Из эмигрантских далей в отечественное информационное пространство донеслись новости о том, что в конце мая на территории Черногории (с каким-то нетолерантным по нынешним меркам "цивилизованного Запада" названием страна для сборища выбрана — незачёт…) пройдёт фестиваль "Возраст счастья". Организует его народная артистка России в добровольном изгнании Чулпан Хаматова, участниками его будут релоканты с творческим багажом, а средства, собранные на этом шоу, планируется передать в пользу киевского режима.

И одну из строк в афише этого мероприятия и занимали Сергей и Татьяна Никитины — почтенного уже возраста исполнители знаменитых на протяжении десятилетий, с 1970-х, песен под гитару: "Александра, Александра…", "Если у вас нет собаки…", "Большой секрет для маленькой, для маленькой такой компании…" и многих других. До этого момента о Никитиных в контексте СВО не вспоминали — а тут присмотрелись к артистам и обнаружили, что они и против спецоперации выступили, и в США к сыну переехали, и в разных эмигрантских концертах регулярно участвуют.

Мгновенно под угрозой оказались запланированные на лето текущего года выступления Никитиных в Москве. И то ли поэтому, то ли по каким-то иным причинам, но артисты незамедлительно отказались от майской поездки в Черногорию, попутно заявив о своей любви к Родине и "лживости" сведений об их участии в сборе средств для Украины.

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

СЕРГЕЙ И ТАТЬЯНА НИКИТИНЫ ЗАЯВЛЯЮТ О СВОЁМ ОТКАЗЕ ОТ УЧАСТИЯ В МЕРОПРИЯТИИ "ВОЗРАСТ СЧАСТЬЯ". СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ NIKITINCHANNEL NIKITIN

Особенно примечательно, что в своём обращении Никитины в качестве высшего морального авторитета вспомнили и процитировали Булата Окуджаву:

Совесть, благородство и достоинство —

Вот оно, святое наше воинство.

<…> Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

"Как ты стоишь! Как рукою приклада касаешься!"

Сергей и Татьяна Никитины добровольно и чистосердечно прочертили линию родства, связывающую их и нынешнее поколение "испуганных патриотов" и не маскирующихся русофобов с прославленными деятелями советской и слегка постсоветской культуры. С теми либералами, которые долго и успешно, получая от государства множество почестей и привилегий, презирали и ненавидели Россию.

И снова может возникнуть недоумение: какая же может быть связь у только что прочитанного абзаца с Булатом Окуджавой? С любимым лирическим поэтом-песенником двух, а то и трёх поколений? С участником Великой Отечественной войны? С автором множества любимых песен, некоторые из которых считаются символом патриотизма — например, "Нам нужна одна Победа" и "Бери шинель, пошли домой"?

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

БУЛАТ ОКУДЖАВА. ФОТО: YURY PILIPENKO/GLOBALLOOKPRESS

А вот такая связь — стоило Окуджаве получить вседозволенность безнаказанно произносить всё, что у него было на уме, так он в 1995 году начал не просто оправдывать чеченских террористов, а воспевать оды захватившему больницу в Будённовске Шамилю Басаеву:

То, что он [Басаев] совершил, конечно, печально и трагично. Но я думаю, что когда-нибудь ему поставят большой памятник. Потому что он единственный, кто смог остановить бойню.

При этом не нужно питать иллюзий: бороться с террористами и отстаивать безопасность своей страны Окуджава считал недопустимым лишь для русских. А вот когда он оказался на исторической родине предков, в Израиле, то от умиления женщинами в рядах ЦАХАЛа написал следующие строки:

Как ты стоишь! Как рукою приклада касаешься!

В темно-зеленую курточку облачена...

<…> Вот и кричу невпопад: до свидания, девочки!

Выбора нет! Постарайтесь вернуться назад!

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

ПАМЯТНИК ОКУДЖАВЕ НА МОСКОВСКОМ АРБАТЕ. ФОТО: ROMAN DENISOV/GLOBALLOOKPRESS

Согласитесь, как "мило": воспевать израильских женщин за готовность вести вооружённую борьбу с соседями, но пророчить России великий позор установки "большого памятника" Басаеву.

Каков учитель, таковы и ученики

Увы, но в случае с Окуджавой мы имеем дело не с отдельным примером выжившего на старости лет из ума артиста — Булат Шалвович был среди старшего поколения мэтров не одинок в своих взглядах. Да и "духовных потомков" у него оказалось немало.

Нетрудно догадаться, что Окуджава был кумиром и примером для, скажем, того же антирусского писателя Дмитрия Быкова*. Не случайно один из самых известных нынешних либералов собственноручно написал биографию барда-шестидесятника для легендарной литературной серии "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ) — книга вышла в 2009 году.

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

ДМИТРИЙ БЫКОВ*. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

А сейчас Быков* бьёт все рекорды русофобии: и о кровавой смуте в России мечтает, и "безмозглый" русский народ оскорбляет, и деньги на дроны для боевиков киевского режима собирает, и удары украинских националистов по нашим городам "с пониманием" встречает, и по поводу трагедии в "Крокус Сити Холле" ёрничает (мол, обещали же, что при Путине такого не будет).

"Уж лучше во имя людей признать поражение…"

Но ведь и буквально вчерашний (во многом ещё и нынешний) отечественный шоубиз связан с Окуджавой близкородственными мировоззренческими связями. Хотя бы через Аллу Пугачёву, которая этот шоу-бизнес во многом (пусть и не во всём) выстроила и контролировала.

В 2002 году в связи с терактом чеченских сепаратистов и международных террористов на Дубровке "примадонна" призвала Россию, по сути, к немедленной капитуляции перед убийцами женщин и детей:

Все против… этой непонятной, грязно пахнущей войны, где страдают, в общем-то, обе стороны: и чеченская, и русская. Уж лучше во имя интересов людей, невинно страдающих и погибающих не знамо за что, признать поражение в войне, чем вот так долго продлевать эту кровавую победу.

Легко услышать и нетрудно узнать знакомые нотки — те самые, окуджавовские, про памятники террористам…

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

АЛЛА ПУГАЧЁВА. ФОТО: ANATOLY LOMOKHOV/GLOBALLOOKPRESS

Да и восхваление бардом "воительниц ЦАХАЛа" тоже даром не прошло: семена упали в благодатную либеральную почву, взошли и дали свои плоды. Поэтому не стоит удивляться тому, как отчаянные "нетвойнисты", не простившие России её "боёв с соседями", в 2023 году горячо поддержали Израиль в варварских ковровых бомбардировках жилых кварталов сектора Газа.

Так, репатриировавшийся актёр Анатолий Белый (Вайсман)* написал в соцсетях:

Израиль выстоит, Израиль победит. А всем вам [тем, кто вспомнил артисту его "нетвойнистские" лозунги], кто изрыгает здесь свой яд, — захлебнитесь им. Нелюди.

А ещё один отправившийся на "родину предков" гуру либеральной культуры, лидер рок-группы "Машина времени" Андрей Макаревич* не только одобрил действия израильской армии ("считаю часы и дни до победы наших солдат"), но и на словах выразил сожаление о невозможности (70 лет всё-таки…) самому взять в руки оружие.

Да, это они — прямые духовные потомки и наследники Булата Окуджавы.

"Ребята воюют лично за меня и за моих детей"

И ведь беда и печаль не в том, что автор очаровательно-изящных, словно кружевные занавески, песенных стихов Окуджава оказался ненавистником России и дал изрядное "потомство" единомышленников. А в том, что если присмотреться к "столпам" современной отечественной культуры, то подобных "антирусских родословных" обнаружится немало.

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА, 1970-Е ГОДЫ. ФОТО: YURY PILIPENKO/GLOBALLOOKPRESS

Например, другие титаны и кумиры эпохи шестидесятников — Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Ахмадулина в последние двадцать лет своей жизни (умерла поэтесса в 2010-м) проявила себя как ярая либералка. И подпись поставила под печально знаменитым "Письмом 42" в 1993 году с требованиями репрессий в отношении антиельцинских политических сил, и за "мирные переговоры" в ходе обеих чеченских кампаний выступала.

А Евтушенко, доживший до Евромайдана (ушёл из жизни в 2017-м), написал в честь украинских националистов стихотворение "Государство, будь человеком!". Причём в 2015-м, когда пагубность и кровавые итоги государственного переворота в Киеве стали очевидны, поэт всё равно не отказался от своей поддержки "мирных демократических выступлений".

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ДО СМЕРТИ. ФОТО: ANATOLY LOMOKHOV/GLOBALLOOKPRESS

Показательно, что в том же интервью Евтушенко назвал молодую либеральную поэтессу Веру Полозкову едва ли не своей творческой преемницей. Что ж, Евгений Александрович не ошибся: уже после начала СВО Полозкова проявила себя, как говорится, во всю ширь художественной натуры.

Так, ещё в 2022 году она заявила, что население Донбасса чуть ли не само повинно в геноциде русских со стороны Киева:

Аллеи ангелов <места захоронения погибших донецких детей> не было бы никакой, если бы не вторглись туда с полусумасшедшими людьми, с бандитами, со Стрелковым этим… <…> Если бы их не было, ничего бы не было, не было бы никакой Аллеи ангелов.

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

ВЕРА ПОЛОЗКОВА. ФОТО: PAVEL KASHAEV, ПАВЕЛ КАШАЕВ/GLOBALLOOKPRESS

Ну и собственной гражданской позиции Вера скрывать не стала, даже не признавшись, а похваставшись активной помощью Вооружённым силам Украины, воюющим против русских солдат и гражданского населения:

У нас от концертов всегда часть денег идёт строго в Украину, моей подруге, которая собирает на тактическую медицину, обмундирование и бронежилеты для ЗСУ [сокращение от украинского словосочетания " Збройні сили України"]. <…> Я считаю, что ребята воюют за меня. Лично за меня и за моих детей, которые благодаря армии ЗСУ, если она победит, а она победит, просто нужно время, смогут когда-нибудь приехать в Россию.

Есть ли необходимость разъяснять, какую именно армию Полозкова считает своей, чьей победы ждёт и старается приблизить? Кажется, это излишне…

Дела семейные, антирусские

В некоторых случаях родство по "антирусской линии" совпадает с семейной родословной, русофобия в прямом смысле слова передаётся по наследству. Наглядный пример — семейство Гельманов.

Родившийся в 1933 году и недавно отметивший 90-летие Александр Гельман прославился в советские годы как драматург и киносценарист. Особенно ему хорошо давались сюжеты на "производственную тему" — когда на базе событий, связанных с недостатками социалистического строительства, раскрывались общественные проблемы и личностные конфликты. Снятые по сценариям Гельмана-старшего фильмы "Ночная смена", "Премия", "Мы, нижеподписавшиеся" и другие заняли весьма достойное место в истории отечественного кино.

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

АЛЕКСАНДР ГЕЛЬМАН*. ФОТО: ANATOLY LOMOKHOV/GLOBALLOOKPRESS

Однако после распада СССР воспеватель "строительства социализма" Александр Гельман* проявил себя не только как радикальный либерал, но и как последовательный русофоб. Подпись под "Письмом 42", протесты против чеченской войны, поддержка Евромайдана и попыток государственного переворота в Белоруссии (2020), выступление против поправок к Конституции России — весьма "достойный" послужной список.

Старший сын сценариста Марат Гельман* стал прилежным продолжателем либерального дела отца. На протяжении 30 лет, вплоть до начала спецоперации, он был одним из самых вредоносных распространителей в нашей стране так называемого "современного искусства". Всевозможные "инсталляции" и "перформансы", созданные на стыке извращений и антирусских провокаций, рекламировались Гельманом * как "мировые культурные тренды" и добрались до крупнейших музейных площадок страны, включая Государственную Третьяковскую галерею.

А когда антирусским либералам непосредственно в России стало некомфортно, Гельман* сбежал за границу, где до сих пор старается слепить из либералов-предателей то ли "правительство в изгнании", то ли "авангард будущей революции".

От Окуджавы до Пугачёвой и Полозковой. Родословная антирусской культуры

МАРАТ ГЕЛЬМАН* ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ РОССИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "ПОЛЕЗНОЕ"

При этом он не ограничивается словами, но и, по некоторым данным, оказывает финансовую поддержку террористическим группам, осуществляющим вооружённые нападения на приграничные населённые пункты России. Своей позиции Марат Гельман* не скрывает:

Сейчас идёт война. В этой войне Российская Федерация является агрессором. Мы на стороне Украины. Мы желаем Украине скорейшей победы.

Что с того?

Примеры "русофобской родословной" можно, увы, отыскать практически в каждой сфере культуры, науки, образования. И сам этот факт должен отрезвить тех, кто считает, будто антипатриотизм это примета исключительно нынешнего поколения звёзд культуры и шоу-бизнеса. Что всё ограничивается поколением Насти Ивлеевой, в худшем случае — заканчивается на Пугачёвой.

Нет, корни проблемы либеральной творческой интеллигенции куда глубже — а значит, русский народ ведёт давнюю и трудную борьбу с опасным и хорошо знающим наши слабости противником. Именно в таком ключе и стоит воспринимать обстановку и планировать действия по обновлению русской культуры. Как борьбу, в которой недооценка противника может обойтись чрезвычайно дорого. 

* Анатолий Белый (Вайсман). Андрей Макаревич, Алишер Моргенштерн, Борис Гребенщиков, Дмитрий Быков, Марат Гельман — включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента

kemerovo.tsargrad.tv 

Добавить комментарий

Комментарии  

Не мелочитесь, давайте сразу на Пушкина с Лермонтовым статью наклепаем. Как там у Лермонтова: «страна рабов, страна господ»
Интересно, почему статья анонимная?