Начиная с 1958 года, в России ежегодно отмечают День пограничника. Это праздник несущих службу, кадровых офицеров и ветеранов пограничных войск. Ученые Хакасского госуниверситета Сергей Юданов и кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Михаил Степанов, считают, что «Опыт борьбы с международным терроризмом на территории Северного Кавказа (1994-2009 г.)» уникален и актуален для многих регионов мира.
В решение проблемы терроризма заинтересовано любое государство, которое дорожит своей территориальной целостностью и безопасностью.
В 1991 году СССР распался как государственное образование, а на его месте образовалось 15 независимых государств, которые имели множество претензий друг к другу. Большинству из новообразованных стран пришлось пройти этап вооружённого противостояния с соседями или же борьбы с сепаратистскими формированиями. Это коснулось и России, которая столкнулась с сепаратизмом и терроризмом на территории Чеченской Республики в период с 1991 по 2009 годы.
В 1991 году в Чечне к власти пришли национал-радикалы во главе с Джохаром Дудаевым. Де-юре Чеченская республика была в составе Российской Федерации, де-факто Д. Дудаев объявил о создании Чеченской республики Ичкерия. В Чечне не действовали российские законы, кроме воли дудаевцев, «независимая Ичкерия» скатывалась в сплошной бандитизм, а экономическая составляющая мятежной республики была сплошь уголовными преступлениями по типу грабежей поездов, и выбивания недвижимости у не чеченского населения региона.
К 1993 году в Чечне разгорелись бои между национал-радикалами и оппозиционными им силами, поддерживаемыми Россией. К 1994 году ситуация ещё больше усугубилась, а провал ноябрьского похода оппозиции на Грозный поставил точку в решении о проведении силовой операции на территории Чечни.
Указом президента РФ от 09.12.1994 г. «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований (НВФ)...» на территорию ЧР были введены подразделения МО и МВД РФ, которые вступили в тяжелые бои на улицах г. Грозного. Несмотря на множество факторов к лету 1995 года НВФ на территории Чечни были практически разгромлены.
Но 14 июня 1995 года группа боевиков численностью до 200 человек, во главе с Ш. Басаевым, совершила нападение на г. Буденовск и захватила свыше 1000 заложников в здании местной больницы. С терактом такого масштаба Россия столкнулась впервые. Несогласованность действия и желание показать свою решительность привели к провалу штурма больницы. С террористами пошли на переговоры, и в итоге группа Ш. Басаева ушла в Чечню.
В январе 1996 года такой же рейд провел С. Радуев, захватив заложников в г. Кизляр, однако высшее руководство РФ не учло опыта Буденовских событий и снова попытались решить проблему силовым путем, без достаточного уровня планирования: серьёзные потери понес не только спецназ, но и «радуевцы», пытавшиеся прорваться из кольца. С 1995 года в Чечню начинают съезжаться, буквально со всего мира различные боевики, чаще всего радикальные исламисты, среди которых выделялся Хаттаб, который в мае 1996 года устроил засаду на колонну федеральных войск близ с. Ярышмарды. Факт участия арабских боевиков сыграет немаловажную роль во время Второй чеченской кампании 1999-2009 годов.
Первая чеченская кампания вскрыла множество недостатков как в российской армии, так и в рядах высшего руководства РФ. Основными из них являлись нерешительность и боязнь взять на себя ответственность за проводимые операции. Единственное, где проявил решительность президент Ельцин – в желании поскорее окончить непопулярную войну, и в августе 1996 года Россия заключила «Хасавюртовские соглашения».
Усугубившийся в результате войны кризис на территории Чечни заставил боевиков искать способы материального обогащения. Полевые командиры похищали людей в России, занимались нелегальной нефтедобычей, однако этого было недостаточно, и в августе 1999 года боевики под руководством Хаттаба и Ш. Басаева вторгаются в Дагестан. Однако катастрофы 1995-1996 годов не повторились, новое руководство России, во главе с В.В. Путиным приняло решительные меры по отражению нападения.
Поход боевиков в Дагестан провалился. Россия решительно громила террористов в Чечне. В январе 2000 года был взят г. Грозный, а в марте 2000 г. в результате боёв в с. Комсомольское были разгромлены последние крупные отряды боевиков. Война перешла из активной фазы в партизанскую и террористическую. Потом были ещё нападения на блок-посты, подрывы колонн, засады на дорогах, взрывы во Владикавказе, Пятигорске, Ставропольском крае и в Москве, была ликвидирована вся верхушка боевиков, и в апреле 2009 года Президент РФ объявил об окончании режима контртеррористической операции на территории Чечни.
Таким образом, Вторая чеченская кампания стала проявлением решительных действий российского руководства, которое прекратило идти на поводу у террористов, и больше не допускало ошибок Буденовска 1995 года и Первомайского 1996 года, Первой чеченской кампании. Стало понятно, что с террористами нельзя договариваться. Окончательный разгром терроризма на Северном Кавказе – это результат пересмотра методов по борьбе с бандитским подпольем и изменение общественно-политического сознания по отношению к террористам.