Кандидат исторических наук Каврис Торбостаев дал эксклюзивное интервью 19rusinfo.ru
Фото: К. Торбостаев

«Мягкая сила», «разумная власть», «власть идей» - вот неполный список перевода выражения «soft power» предложенного профессором Гарвардского университета Джозефом. Наем во второй половине 1980-х гг. Согласно указанной концепции, для успешного решения геополитических задач необходимо сделать так, чтобы собственные интересы, благодаря культурной или нравственной привлекательности, становились идеями других.

На сегодняшний день приемы «мягкой силы» являются самым распространённым инструментом решения политических задач на международной арене. Ярким примером применения «мягкой силы» является политика Турецкой Республики в отношении России и стран Центральной Азии, заключающаяся в планомерном объединении вокруг себя тюркских народов на основе общей культуры, языка и истории. Проявляется она по разному – через проведение концертов и фестивалей, создание общего алфавита или подготовку обобщенных учебников по истории, литературе и географии. 

Одним из тех, кто высказал свое мнение относительно этой деликатной темы, является кандидат исторических наук Каврис Торбостаев. Он же, кстати, согласился прокомментировать 19rusinfo.ru содержание учебника Кыдырали и Бабаярова по факультативному предмету "Общая тюркская история для 8-го класса общеобразовательных школ".

- Каврис Михайлович, исходя из вашего комментария на учебник Кыдырали и Бабаярова по факультативному предмету "Общая тюркская история для 8-го класса общеобразовательных школ", складывается впечатление, что авторы фактически обделили вниманием тюркские республики, входящие в состав России. Большая его часть посвящена Турции. Как вы можете это прокомментировать? 

-  Данный учебник - результат межгосударственного соглашения между Турцией, Казахстаном, Азербайджаном, Кыргызстаном. Россия к данному изданию отношения не имеет. В нашей стране этот учебник, наряду с учебниками «Общая тюркская литература» и «Общая тюркская география», введен не будут.

- Почему в таком случае данные учебники издаются и на русском языке? 

- Потому как русский язык продолжает оставаться языком межнационального общения на постсоветском пространстве. Практически все встречи глав СНГ, саммиты ведутся на турецким, английским и русском языках. Кроме того, значительная часть тюркских народов живет в России для многих представителей которых русский язык является основным в повседневной жизни.

- Правильно ли то, что информация о каком-то государстве превалирует в то время, как о каких-то практически ничего не сказано? 

- Безусловно, кто организует и финансирует, тот и стоит во главе управления. В настоящее время Турецкая республика становится значимым региональным лидером на Ближнем Востоке и на постсоветском пространстве. Если вы посмотрите на карты, выпускаемые в Турции, то все территории на которых живут тюркские народы закрашены в один цвет. При этом это едва ли не половина России - от Кавказа и Поволжья до морского побережья Якутии. 

- Ранее вы заметили, что авторы однобоко подают информацию. Поясните, пожалуйста, более подробно, что вы имели ввиду? 

- Имеется в виду, прежде всего, что авторам учебника необходимо было показать в первую очередь единство тюркских народов вокруг одной идеи. Противоречия, которые были между тюркскими народами в прошлом, во многом упускаются. В учебнике подается, что гунны - это сугубо тюрки, доля монголоязычных и других народов в них была небольшой. Вот Золотая Орда по происхождению и своему развитию - это монгольское государство либо тюркское? Кто является наследниками Золотой Орды в настоящее время? Эти вопросы имеют зачастую не чисто научную природу, а переходят в политическую плоскость.

- Если я вас правильно понимаю, подача учебного материалами авторами субъективна. Но как же тогда найти истину? Как узнать, что происходило в тот или иной момент на самом деле? 

- Нужно погрузиться не только в исторические труды и источники, но и философские трактаты, смежные научные дисциплины, пытаться абстрагироваться от субъектности… Человеку дается та информация, которую государство считает нужным. А вот если человек начнется сомневаться в этой информации, это уже может быть чревато.

Помните, перед развалом Советского Союза массово стали вскрываться негативные события советского периода? Репрессии, например. Получается, в советских учебниках все тоже давалось несколько единообразно под конкретную идеологию. Замалчивались политические ошибки, о жертвах политических репрессий рядовому человеку ничего не говорилось.

При этом мы понимаем, что у каждого народа своя история, своя правда. Истина тем и отличается, что она объективная, а правда - субъективная. Есть правда у каждого человека, у каждого народа. Задача любого школьного исторического учебника – поддержка имеющегося или создание нового геокультурного пространства.

Справка

Между тем эксперты считают, что геополитический проект Турции "Великий Туран", будучи примером применения мягкой силы, является ярким противоречием российской концепции "Большой Алтай", которая направлена на выстраивание позитивного взаимодействия между славянской и тюркской цивилизацией.

"Великий Туран", как опять же считают эксперты, принижает значение тюркских народов, проживающих в России, что в свою очередь чревато появлением новых локальных конфликтов.

Добавить комментарий

Комментарии  

Самые отчаянные историки в Хакасии. Остальные молчат в тряпочку.