«Сталинский сокол» Гаврила Райков - герой из Хакасии
Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями 19rusinfo.ru материалом «Сталинский сокол» Гаврила Райков - герой Халхин-Гола из Хакасии».

Среди неизвестных имен в военной истории Хакасии периода боев на Халхин-Голе имя лейтенанта-летчика 22 истребительного авиационного полка Гаврила Федоровича Райкова, который стал участником боев на Халхин-Голе в 1939 году. По скупым биографическим данным удалось реконструировать биографию героя-летчика Райкова и хронику происходящих военных событий в ходе боев на Халхин-Голе.

Из биографии лейтенанта авиации Гаврилы Федоровича Райкова известно, что родился в 1913 года в улусе Райков Минусинского уезда Енисейской губернии. В 1937 году Г. Ф. Райков окончил Хакасский авиаклуб в Черногорске. После окончания авиаклуба он был направлен на военную службу в Забайкальский военный округ.

22-й истребительный авиационный полк, где служил Гавриил Райков был сформирован 21 марта 1938 года в Забайкальском военном округе. 22 мая 1939 года 22-й иап перебрасывается из Забайкальского военного округа на полевые аэродромы в районе Баин-Тумена в Монголию. В составе 22 иап находилось 63 истребителей: 35 истребителей И-15 бис и 28 истребителей И-16 тип 10. Командиром 22 иап был майор Н. Г. Глазыкин (апрель-июнь 1939).

«Сталинский сокол» Гаврила Райков - герой из Хакасии

В январе-мае 1939 года усилилась напряжённость на границе Монголии и Маньчжоу-Го, которая была связана с нападения японских войск на монгольских пограничников и где японцы постоянно проводили провокации – обстрелы и атаки на пограничные заставы. Бои на Халхин-Голе произошли с весны по осень 1939 года и носили локальный вооружённый конфликт между советско-монгольскими войсками и Вооружёнными силами Японии из-за территориальных споров, у реки Халхин-Гол на территории Монголии.

В соответствии с договоренностями от 12 марта 1936 года между СССР и Монгольской Народной Республикой был подписан «Протокол о взаимопомощи». С 1937 года в соответствии с этим протоколом на территории Монголии были развёрнуты части 57-го Особого корпуса Красной армии, которым командовали комдивы И. С. Конев и Н. В. Фекленко. К маю 1939 года численность корпуса составила 5544 чел.
Утром 17 мая 1939 командир 57-го особого стрелкового корпуса комдив Н. В. Фекленко направил к Халхин-Голу группу советских войск в составе трёх мотострелковых рот, сапёрной роты и артиллерийской батареи РККА и 22 мая советские войска перешли реку Халхин-Гол и отбросили японцев к границе.

С 22 мая 1939 года в небе Халхин-Гола развернулась воздушная война над горой Хамар-Даба. Первые столкновения показали преимущество японских авиаторов. Так, за два дня боёв 70 истребительный авиационный полк потерял 15 истребителей и 11 лётчиков в составе этого авиационного полка не оказалось лётчиков с боевым опытом, в то время как японская авиация потеряла всего одну машину. Такие потери оказались неожиданными для советского командования и вызвали настоящий шок.

27 мая лётчики 22-го истребительного авиационного полка, где служил Гаврила Райков впервые встретились с противником также над горой Хамар-Даба, где 6 советских истребителей вступили в бой с 9 японскими самолётами. В воздушном бою 2 лётчика старший лейтенант Черенков и младший лейтенант Паксютов были сбиты, а капитан Савченко, пытавшийся спасти подбитую машину, разбился вблизи своего аэродрома. В машине лейтенанта Пьянкова отказал мотор, и лётчик сделал вынужденную посадку в степи. Японцы потерь не имели.

«Сталинский сокол» Гаврила Райков - герой из Хакасии

28 мая также печально закончился утренний боевой вылет в 22-м истребительном авиационном полку. Готовили 20 машин, но в 7 часов 15 минут по тревоге смогло подняться в воздух только одно звено И-15, которое повёл комэск старший лейтенант Иванченко. Ни он, ни его пилоты Вознесенский и Чекмарёв на аэродром не вернулись. Спустя 2 часа для прикрытия войск на восточном берегу Халхин-Гола поднялась девятка И-16 во главе с заместителем командира 22-го иап майором П. А. Мягковым. В воздушном бою японцы сбили 6 наших машин, а седьмую сожгли на земле после вынужденной посадки. Погибли майор П. А. Мягков, лейтенанты В. А. Бакаев, В. П. Константинов, А. Я. Кулешов, А. В. Лимасов, И. Ф. Пустовой. Противник и на этот раз ушёл безнаказанно.

В Москве всерьез озаботились положением советской авиации в монгольском небе. 28 мая командир 57-го особого стрелкового корпуса комкор Н. Ф. Фекленко в боевом донесении о ходе боев в районе реки Халхин-Гол начальнику Генерального штаба РККА Б. М. Шапошникову просил принять радикальные меры для обеспечения господства в воздухе советской авиации и срочные меры были приняты.

29 мая из Москвы спецрейсом в Монголию в район боевых действий вылетели три пассажирских самолёта, на борту которых находилось 48 опытных лётчиков, прошедших боевую школу в небе Испании и Китая. Среди летчиков были 21 Герой Советского Союза. Возглавлял группу летчиков заместитель командующего ВВС РККА комкор Я. В. Смушкевич. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи.

Весь июнь 1939 советская сторона занималась обустройством обороны на восточном берегу Халхин-Гола и планированием решающего контрнаступления. Воздушные бои возобновились с новой силой с 20 июня 1939 года. 22 июня 105 советских истребителей столкнулись со 120 японскими. Противнику пришлось удалиться в Маньчжоу-Го, потеряв 31 машину. Потери советской авиации в том гигантском воздушном бою составили 14 самолётов, погибли 11 лётчиков, в том числе командир 22-го иап майор Н. Г. Глазыкин. Ожесточённые воздушные бои произошли 24 и 26 июня. Соотношение сил было равным- примерно по 50-60 самолётов с каждой стороны. Итогом этих двух воздушных боев стала утрата японцами 25 своих истребителей, которые были сбиты.

26 июня 1939 было сделано первое официальное заявление советского правительства по поводу событий на Халхин-Голе. По советскому радио прозвучали слова «ТАСС уполномочен заявить…».

Ранним утром 27 июня 1939 года японской авиации в составе 104 самолёта удалось нанести внезапный удар по советским аэродромам, уничтожив при этом 22 машин, погибли 11 и были ранены 20 лётчиков, японцы потеряли три бомбардировщика и три истребителя. Это были крупнейшие потери советской авиации в одном бою, но этот же бой стал и последним крупным успехом японцев в воздухе.

К концу июня 1939 штабом Квантунской армии был разработан план новой операции под наименованием «Второй период номонханского инцидента». Перед японскими войсками ставилась задача: форсировать реку Халхин-Гол и прорвать оборону Красной армии. Реализацией этого плана стало «Баин-Цаганское сражение». В ночь со 2 на 3 июля ударная группа - войска генерал-майора Кобаяси форсировала реку Халхин-Гол и после ожесточённого боя захватила на её западном берегу гору Баин-Цаган. Вокруг горы Баин-Цаган развернулись ожесточённые бои. С обеих сторон в них участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий и сотни самолётов. А в небе над горой в отдельные моменты находилось до 300 самолётов с обеих сторон.

В результате боев группировка японских войск на горе Баин-Цаган оказалась в окружении и 5 июля японские войска начали отступление у горы Баин-Цаган в сторону реки Халхин-Гол.

5 июля 1939 года в соответствии с постановлением Главного Военного совета РККА для руководства войсками приказом Наркома обороны СССР была создана Фронтовая группа под командованием командарма 2-го ранга Г. М. Штерна, в которую вошли 1-я Краснознамённая армия, 2-я Краснознамённая армия, Забайкальский военный округ и 57-й особый корпус. Но, уже 19 июля, управление 57-го особого корпуса было преобразовано в управление 1-й армейской группы под командованием комдива Г. К. Жукова.

На 20 августа 1939 года советское командование разработало наступательную операцию, которое началось утром с авиационного налёта на позиции противника. В воздух были подняты 153 бомбардировщика при поддержке 100 истребителей. Затем началась мощная артиллерийская подготовка из 200 орудий. Далее был произведён ещё один налёт в составе 45 бомбардировщиков. В 9 часов началось наступление сухопутных войск. К началу советского контрнаступления 1-я армейская группа имела в своём составе около 57 тыс. человек, 542 орудия и миномёта, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолётов.

Противостоящая 6-я японская отдельная армия под командованием генерала Рюхэя Огису имела в своём составе имела 7-ю и 23-ю пехотные дивизии, отдельную пехотную бригаду, семь артиллерийских полков, два танковых полка маньчжурской бригады, три полка баргутской кавалерии, два инженерных полка, что в общей сложности составляло более 75 тыс. человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка и 700 самолётов.

К исходу 26 августа 1939 года бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск соединились и завершили полное окружение 6-й японской армии. К утру 31 августа территория Монголии была полностью очищена от японских войск. А 15 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, Монголией и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол.

Бои над Халхин-Голом стали первым серьёзным испытанием для советских ВВС накануне Второй Мировой войны. Несмотря на то, что была одержана победа, Халхин-Гол выявил целый ряд серьёзных проблем. Парк советских самолётов состоявший из истребителей И-15 бис и И-16, многоцелевых бипланов Р-5 в вариантах штурмовика и бомбардировщика СБ. Истребитель И-15 бис проигрывал японским истребителям по всем параметрам, кроме вооружения, а низкая скорость не позволяла даже догнать бомбардировщик. Истребители И-15 бис были устаревшими и изношенными и летом 1939 года все были списаны. Новые истребители И-16 с появились на Халхин-Голе с прибытием 22-го истребительного авиационного полка.

Японцы использовали в боях на Халхин-Голе несколько типов ударных самолётов. Наиболее массово применялся легкий армейский бомбардировщик «Мицубиси» Ки-30. Самым быстрым самолётом из всех воевавших на Халхин-Голе был армейский разведчик «Мицубиси» Ки-15. Основным двухмоторным бомбардировщиком у японцев был армейский тяжелый бомбардировщик «Мицубиси» Ки-21, он развивал более высокую скорость, чем советский бомбардировщик СБ, обладая при этом гораздо большей дальностью и высотой полёта.

Главным оппонентом советской авиации был японский истребитель «Накадзима» Ки-27. В отличие от советских цельнодеревянных истребителей, он имел цельноалюминиевую конструкцию и закрытый фонарь кабины. Все японские самолёты были оснащены радиостанциями. В советских самолётах рации стояли только на бомбардировщиках. В советской истребительной авиации команды отдавались визуальными сигналами покачиванием крыльями и жестикуляцией, следовательно в воздушном бою управление группой было затруднено. Наведение истребителей с земли осуществлялось путем выкладывания белых полотнищ ткани в форме стрел, острием направленных в ту сторону, где был замечен противник.

Начало боевых действий в воздухе на Халхин-Голе показало, что уровень летного мастерства у большинства японских пилотов был выше, чем у советских летчиков. Кроме того, японцы обладали высокими морально-волевыми качествами. Японские пилоты демонстрировали не только высокое летное мастерство, но и отличную стрелковую подготовку. Японские летчики вели прицельный огонь при любых положениях самолёта в воздухе, в том числе и в перевёрнутом положении. В советских летных училищах возможность таких «трюков» даже не рассматривалась.

В период боевых действий на Халхин-Голе с 22 мая по 1 сентября 1939 года летчики 22 истребительного авиационного полка, где служил Г. Ф. Райков совершили 7514 боевых вылетов, провели 51 групповой воздушный бой и сбили свыше 200 японских самолётов.

В период конфликта на Халхин-Голе Гаврила Райков летал на истребителе И-16 и лично в бою уничтожил 3 японских самолета за, что 20 августа 1939 года был награжден орденом Ленина. По одной из версий о гибели Райкова, известно, что Гаврила Федорович Райков погиб в авиакатастрофе 30 июля 1940 года на самолете УТ-2 у разъезда № 111 в Забайкальском военном округе и был посмертно награжден орденом Красной Звезды. По другой версии он погиб в начале Великой Отечественной войны.

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий

Комментарии  

Спасибо, Марина! Очень плодотворно работаете. И с такими интересными фактами нашей истории нас постоянно знакомите. Спасибо!!!